Научное исследование в области педагогики по проблеме оценки произносительных навыков детей раннего возраста
статья по теме

Деревщикова Мария Владимировна

У слышащего ребёнка потребность в совершенствовании произносительных навыков возникает вследствие потребности в коммуникации с другими людьми. Ребёнок слышит речь, начинает различать звуки, интонации, тембр голоса, понимает, что таким образом он может получать информацию от другого человека. И, стремясь наладить двусторонний вербальный контакт, пытается овладеть предложенной системой коммуникации, постепенно тренируя свои произносительные навыки. У ребёнка с нарушением слуха, особенно с глухотой, потребности в овладении навыками произношения речи не возникает. Ему недоступен данный вид коммуникации со взрослыми, он не слышит речь и может опираться, в основном, на свои зрительные и тактильные ощущения. Таким образом, чаще всего, ребёнок с нарушением слуха упускает возможность научиться говорить в сензитивный для овладения речью период. Следовательно, очень важно с самого раннего возраста целенаправленно развивать произносительные навыки детей с нарушением слуха любыми доступными способами. А для этого необходимо иметь возможность точно оценивать уровень сформированности произносительных навыков ребёнка в тот или иной период, чтобы сравнить результаты с возрастной нормой. Существующие методики диагностики развития детей раннего возраста не дают детальной оценки развития предречевых и начальных речевых произносительных навыков. В основном, эти методики направлены на оценку речевого развития в целом, измерение объёма пассивного и активного словаря или на оценку развития всех коммуникативных навыков. Произносительная сторона речи, как отдельная и основная единица исследования, не представлена ни в одном из существующих русифицированных методов.Оценка динамики развития произносительной стороны речи важна не только для детей с нарушением слуха, поскольку отставание от нормы по тем или иным показателям может выявить проблемы в моторном и психическом развитии ребёнка раннего возраста, при полной сохранности слуховой функции. Поэтому очень важно найти универсальный метод оценки произносительных навыков детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Научное исследование в отрасли педагогики.

Название: «Разработка педагогических подходов к оценке произносительных навыков детей раннего возраста с нарушением слуха»

Автор: Деревщикова Мария Владимировна

РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Технический и медицинский прогресс в области слухопротезирования и кохлеарной имплантации в настоящее время позволяет подобрать ребёнку с нарушением слуха мощный и эффективный слуховой аппарат или провести операцию по кохлеарной имплантации уже в самом раннем возрасте, начиная с двух и шести месяцев соответственно. Это даёт возможность глухим и слабослышащим детям овладеть речью тем же путём, что и дети с нормальным развитием – опираясь на слух и спонтанно.

В настоящее время нет методики, с помощью которой можно детально оценить динамику развития произносительных навыков для русскоязычных детей раннего возраста в норме и с нарушением слуха в короткие временные интервалы. Существующие методики оценки речевого развития не дают возможности получить данные о развитии предречевых и ранних речевых произносительных навыков, т.к. оценивают, как правило, коммуникативные навыки в целом, или  количество и состав активного и пассивного словаря. Многие из них предназначены, прежде всего, для научных исследований, занимают много времени и очень сложны, что ограничивает их возможности применения в практике.

В связи с этим, остро встаёт проблема разработки методики, которая смогла бы стать инструментом оценки предречевых и речевых произносительных навыков русскоязычных детей раннего возраста с нарушением слуха, была бы проста в заполнении и оценке результатов, и позволяла бы специалисту, работающему с этой категорией детей, оценивать динамику развития этих навыков с небольшими интервалами.

Объект исследования: произносительные навыки детей раннего возраста.

Предмет исследования: педагогические подходы к оценке произносительных навыков у детей раннего возраста с нормальным и нарушенным слухом.

Цель исследования заключается в разработке методики оценки предречевых и начальных речевых произносительных навыков у русскоговорящих детей раннего возраста и апробировать ее для оценки произносительных навыков  у детей раннего возраста с нарушением слуха. 

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1.         Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Проанализировать существующие подходы и методики оценки предречевых и начальных речевых произносительных навыков детей раннего возраста с нормальным и нарушенным слухом
  3. Исследовать особенности развития произносительных навыков детей раннего возраста в норме с помощью анкеты «Оценка предречевого и речевого развития ребенка раннего возраста»
  4. Валидизировать русскоязычную версию методики оценки произносительных навыков детей раннего возраста «Оценка предречевого и речевого развития ребенка раннего возраста»
  5. Апробировать русскоязычную версию методики оценки произносительных навыков для диагностики динамики речевого развития у русскоговорящих детей раннего возраста с нарушением слуха.

Гипотеза исследования – существующие методы оценки развития речи детей раннего возраста не дают возможности в полной мере оценить развитие у них произносительных навыков, поэтому необходимо разработать методику, позволяющую более детально оценивать произносительные навыки детей раннего возраста, чтобы отслеживать динамику развития произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха после слухопротезирования.

В исследование были включены 85 детей раннего возраста с нормальным слухом. Среди обследованных детей раннего возраста с нормальным слухом было 4 ребенка с двуязычием в семье и 5 недоношенных. Часть детей обследовались в нескольких возрастных периодах (лонгитюдное наблюдение). Возраст детей с нормальным слухом составлял от в 1-го месяца до 1,5 лет. Апробация русскоязычной версии методики проводилась с участием 6 детей раннего возраста с нарушенным слухом в возрасте от 9 месяцев до 3 лет 9 мес. Всего было сделано 204 измерения и проанализировано 295 анкет.

Исследование проводилось на базе ГБДОУ детский сад комбинированного вида №41 Центрального района Санкт-Петербурга, ГБДОУ детский сад комбинированного вида №81 Центрального района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи (НИИ ЛОР). Часть анкет были собраны с помощью интернет-ресурсов.

В исследовании использовался метод анкетирования родителей. Это удобный и эффективный метод при обследовании детей раннего возраста.

В исследовании использовалась адаптированная для русскоязычного населения версия анкеты  «Оценка предречевого и речевого развития ребенка раннего возраста», созданная на английском и немецком языке фирмой «MED-EL»-производителем кохлеарных имплантов. Анкета позволяет оценивать развитие предречевых и ранних речевых произносительных навыков у детей раннего возраста.

Совместно с ней использовалась ещё одна анкета для родителей, разработанная фирмой «MED-EL» «Оценка слухового поведения детей раннего возраста».

В качестве дополнительного метода получения информации производился сбор анамнеза.

Всего было сделано 204 измерения и проанализировано 295 анкет

В результате исследования были выявлены средние и минимальные баллы оценки произносительных навыков детей раннего возраста с нормальным слухом согласно анкете «Оценка предречевого и речевого развития ребенка раннего возраста» в разные возрастные интервалы.

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Анкета LE ESPQ «Оценка развития предречевых и речевых произносительных навыков у детей раннего возраста» позволяет получить подробную информацию о развитии произносительной стороны речи у детей с нормальным слухом, а также выявить отставание в ее развитии.
  2. Анкета «Оценка предречевого и речевого развития ребенка раннего возраста» может использоваться не только для детей с нормальным развитием, но и для детей с нарушением слуха, т.к. она позволяет проследить динамику развития произносительных навыков детей после слухопротезирования.
  3. Анкета «Оценка предречевого и речевого развития ребенка раннего возраста» позволяет выявить детей раннего возраста с дополнительными нарушениями. Отставание в развитии предречевых и речевых произносительных навыков от среднего и минимального балла в своей возрастной группе может выявить проблемы в моторном и психическом развитии ребёнка раннего возраста, при полной сохранности слуховой функции. В связи с этим, очень важно дополнительно проводить оценку слухового поведения детей с помощью анкеты для родителей LittlEARS "Оценка слухового поведения детей раннего возраста", чтобы определить, связано ли отставание в развитии произносительных навыков с нарушением слуха.
  4. У детей раннего возраста с недоношенностью в анамнезе предречевые и речевые произносительные навыки не всегда развиваются в соответствии с выявленной возрастной нормой. Некоторые дети данной группы риска имеют значительное отставание от среднего балла в своём возрастном периоде.
  5. Результаты, полученные в результате лонгитюдного обследования детей раннего возраста с нарушением слуха после операции по кохлеарной имплантации и стволомозговой слуховой имплантации доказывают, что произносительные навыки таких детей развиваются спонтанно и стремительно приближаются к средним нормативным данным, соответствующим фактическому возрасту ребёнка.

Таким образом, адаптированная и валидизированная в настоящей работе для русскоязычного популяции детей анкета для родителей «Оценка предречевого и речевого развития ребенка раннего возраста», является простым и удобным методом, и позволяет оценивать прогресс развития произносительных навыков детей раннего возраста с нормальным и нарушенным слухом, а также при других нарушениях развития с интервалом 1 мес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...

Научное исследование в области педагогики и психологии по проблеме помощи детям с нарушением слуха в условиях интеграции в общеобразовательное учреждение

На сегодняшний день, перед родителями слабослышащего ребёнка стоит очень важный вопрос: куда отправить учиться своего ребёнка – в специальное образовательное учреждение II типа или в интегрированный к...

«Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста для родителей»

Какие проблемы воспитания и развития волнуют молодых родителей? Анализ Петербугского форума для родителей "Littleоne". Обсуждение темы "Ребенок ничего не говорит"....

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста...

Внутренняя оценка качества развития детей раннего возраста в рамках программы «Вдохновение»

Данный материал основан на опыте внедрения программы "Вдохновение" в части оценки качества развития детей раннего возраста. Программой предлагается научно-методическая основа для организации...