«Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста для родителей»
статья по развитию речи по теме

Ельмеева Елена Геннадьевна

Какие проблемы воспитания и развития волнуют молодых родителей? Анализ Петербугского форума для родителей "Littleоne". Обсуждение темы "Ребенок ничего не говорит".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ребенок ничего не говорит475.97 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И. ГЕРЦЕНА

Институт Детства

Кафедра дошкольного образования

Дисциплина

«Педагогика дошкольного образования»

Реферат

«Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста для родителей»

                                                                                             Выполнила:                

                                                                                             студентка 3 курса

                                                                                группа ДО-4-14

                                                                                           Ельмеева Е.Г.                

2016г.

Какие проблемы воспитания и развития детей от года до трех лет больше всего волнуют молодых мам и пап? Чтобы это проанализировать, я выбрала Петербургский форум для родителей http://forum.littleone.ru/. В разделе «От года до трёх» создано 7960 тем и 509685 сообщений. Судя по количеству тем, родители озабочены многими вопросами касающихся здоровья, воспитания, развития детей.

В этом разделе я выделила 10 наиболее обсуждаемых тем:

№ 1 «Читаем двухлеткам» (36 667 сообщений, 1 264 281 просмотр)

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5053273

№ 2 «Ребёнок ничего не говорит-II» (24 775 сообщений, 1 662 162 просмотра)

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=383774

№ 3 «Всё о рейме, лесси, кэрри, куоме, экко и прочей мембранной обуви» (20 289 сообщений, 979 179 просмотов)

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=3642846

№ 4 «Вальгусная постановка стоп»(10 483 сообщения, 749 232 просмотра)

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=103723

№ 5 «Очередной конфликт на площадке»(10 153 сообщения, 442 829 просмотров)

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5587715

№ 6 «Невысокие дети!» (7 850 сообщений, 372 020 просмотров)

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=76921

№ 7 «Беспедальный велосипед для самых маленьких. Кто-нибудь видел у нас?» (7 152 сообщения, 373 269 просмотров)

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=490669

№ 8 «Обсуждение игрушек… Будем обсуждать? 1- 3 года» (5 551 сообщение, 599 775 просмотров)

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=1687847

№ 9 «В LEGO DUPLO мы играем, хвастаемся, обсуждаем-2» (4 968 сообщений, 281 543 просмотра)

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=6899516

№ 10 «Разница между детьми 2 года. Как справиться?»  (4 862 сообщения, 293473 просмотра)

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5159157

Проанализировав данные сайта, я сделала вывод, что большую часть родителей интересует тема «Читаем двухлеткам». Она активно обсуждается, об этом говорит большое количество сообщений (36 667), поступивших в эту рубрику, и ещё большее количество просмотров - 1 264 281.

Из вышеперечисленных тем меня заинтересовала тема «Ребенок ничего не говорит», т.к. одна моя знакомая «молодая мамочка» столкнулась с этой проблемой, и мне хочется ей помочь, разобраться в данном вопросе.

Итак, если малыш в 1 год не говорит ни слова, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик. Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).

В зависимости от уровня поражения, существуют различные варианты речевых нарушений:

  • Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  • При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  • При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  • Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.
  • Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  • Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.
  • В детском возрасте также встречается реактивный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.
  • Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.
  • Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что у ребенка нарушен слух.

Нельзя недооценивать роль речевой функции на формирование ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
  4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Ниже приводится тест, по которому можно оценить способность ребенка говорить и понимать сказанное:

1-2 ГОДА

Слушание и восприятие:

Показывает ли ребенок по просьбе части тела?

Выполняет ли простые команды "Кати мяч", "Обними куклу", "Найди ботинки"?

Слушает ли простые стихи, сказки, потешки, песенки?

Показывает ли по просьбе изображения на картинках?

Речевое развитие:

Начинает ли ребенок задавать вопросы, например, "Где кошка?"

Появляются ли простые предложения, например: "Дай пить"?

Появляются ли в его речи новые звуки?

Говорит ли он больше с каждым месяцем?

2-3 ГОДА

Слушание и восприятие:

Выполняет ли он двухступенчатую инструкцию, например: "Куклу положи спать, а мишке дай суп"?

Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой-маленький, верх-низ?

Различает ли "домашние звуки": телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью?

Речевое развитие:

Просит ли ребенок у Вас то, что ему нужно?

Может ли он назвать словами практически все?

Появились ли у него предложения, состоящие из двух-трех слов?

Легко ли Вы понимаете то, что говорит ребенок?

Если на все вопросы ответили "да" - ХОРОШО - восприятие и речевое развитие соответствует возрасту.

В ответах встречается:

Одно-два "нет" - ВНИМАНИЕ - есть основание для беспокойства.

Три и больше "нет" - ДЕЙСТВУЙТЕ - Вашему ребенку может быть необходима помощь специалистов. Проконсультируйтесь у педиатра, психиатра, невролога, логопеда, психолога.

Существуют рекомендации, которые помогают развить речь наших малышей. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

  • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  • то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

  • Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Сгибание-разгибание пальцев"

  • поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
  • выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
  • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
  • согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
  • выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
  • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

  • согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

Развитию ручной моторики способствуют также:

  • Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
  • Нанизывание бус, бисероплетение;
  • Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
  • Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
  • Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
  • Рисование по точкам, пунктирным линиям;
  • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
  • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
  • собирать различные мозаики.

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

  1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
  2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
  3. Упражнение "Сорока-белобока"
  4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
  5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
  6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
  7. Интенсивное растирание каждого пальца
  8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
  9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и взрослому и ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

Очень много даётся советов по этой теме на форуме. Молодые родители советуют друг другу ноотропные средства, логопедов, неврологов:

        Я считаю, что родители должны со своей стороны приложить усилия и заниматься со своим ребенком и пальчиковой гимнастикой и массаж ручек делать, лепить, и т.д., а также просто больше общаться со своим ребенком и создать условия для его общения со сверстниками. И не боятся обращаться к квалифицированным специалистам. Ведь выбор способов лечения все равно остается за родителями.

Список используемой литературы:

http://www.defectolog.ru/specialists/1006/?x=1&theme=481

http://www.defectolog.ru/articles/18/?x=1&theme=51

http://www.defectolog.ru/articles/20/22/?x=1&theme=40

http://sarclinic.ru/index.php/o-kompanii/stati/109-detskie-zabolevaniya/449-pochemu-rebenok-plokho-govorit-ne-govorit-kak-nauchit-rebenka-govorit-razgovarivat?yclid=1615685874732239235

Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет

Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений.Настоящее пособие посвящено актуальным вопросам развития и воспитани...

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста...

Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста

Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания  детей   раннего  возраста   Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания  детей...

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Добрый день, уважаемые коллеги!Хочу пригласить вас в увлекательный, познавательный, удивительный и многообразный мир дидактических игр!Я надеюсь, что это будет интересно и молодым нашим коллегам и вос...

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста. Как отучить ребенка от совместного сна.

I Часть Введение.  Когда на свет появляется первенец, и ты впервые становишься мамой, на тебя наваливается куча вопросов и проблем, а главное страхов.   И задаешь себе постоянно один и ...

Статья "Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста"

В статье "Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста" , описаны две проблемы, как я считаю самые частые, это гиперопека и раннее развитие детей....