Постоянно-действующий семинар «Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования
методическая разработка на тему

Федорова Ольга Васильевна

Цель: повышение профессиональной ком

петентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).

 

Задачи:

  1. изучить с педагогами ФГОС ДО;
  2. активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
  3. содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_znanie_osnov_fgos_1.doc.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 117

муниципального образования города Братска

Постоянно-действующий семинар  № 2

 «Брейн-ринг»

на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования

СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                              Федорова Ольга Васильевна –

    старший воспитатель.

Братск, 2015г.

Цель: повышение профессиональной ком

петентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).

Задачи:

  1. изучить с педагогами ФГОС ДО;
  2. активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
  3. содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.

Предварительная работа.

  1. Сформировать пакет нормативно-правовых документов по реализации ФГОС ДО.
  2. Оформить стенд «Изучаем ФГОС».
  3. Оформить методическую папку «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
  4. Участие педагогов в вебинарах по изучению и внедрению ФГОС ДО.
  5. Оформление памяток для педагогов

 

Оснащение:

Возможно использование информационных ресурсов для проведения игры – компьютер, мультимедийный проектор, создание мультимедийной презентации; конверты с ответами на вопросы, молоточки, жетоны для участников, аудиозапись песни «Поворот».

Организационный момент:

При входе в зал воспитателям предлагается взять кружочки, по такому же принципу, как таблички на столах, таким образом, получается 2 подгруппы воспитателей.


Вступительное слово.

1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем «Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования. 

Для начала, я предлагаю вам вспомнить песню в  исполнении легендарной группы «Машина времени» - «Поворот».

2 слайд «Вот, новый поворот… что он нам несет, пропасть или взлет, омут или брод…».  Слова этой песни как никогда актуальны сегодня, потому что в обществе идет становление новой системы образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования.

Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.

3 слайд Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен  в нашей системе?

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования  (от 17.10.2013 №1155)

Все эти документы требуют от  педагогов ДОУ высокого профессионализма.

Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать  на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса,  грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.

4-11 слайды  А сейчас я предлагаю вам выполнить один тест, который касается непосредственно проекта Фгос ДО. Он поможет нам освежить все имеющиеся знания о проекте.

А теперь мы продолжимт выполнять задания, которые помогут выявить ваши знания о ФГОС Дошкольного образования. Для этого мы с вами разделимся на две команды. При входе в зал вы взяли кружочки определенного цвета. Сейчас я поставлю на столы цветные таблички, и попрошу вас пересесть таким образом, чтобы цвет таблички совпал с цветом кружочка. И так, у нас получилось две команды.

Правила игры:

Вам будет задан один и тот же вопрос, ваша задача ответить на него быстрее своих соперников. Обратите внимание у вас на столах лежат:

- молоточки, удар молоточка будет означать, что команда готова к ответу;

- пронумерованные конверты в соответствии с порядковым номером вопроса, нужно будет достать ответы и выбрать правильные.

Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).

Метляева Л.А. – заведующий МБДОУ №117

Зингаева Е.Д. – музыкальный руководитель МБДОУ №117

Слайд 12 Практическая часть.

Итак, начинаем наш брейн -ринг.

1. Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС дошкольного образования? (раздел I., пункт 1.2)

  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Устав дошкольной образовательной организации.

Слайд 13 2. К основным принципам дошкольного образования относятся: (раздел I., пункт 1.4)

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • Обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • Взаимодействие Организации с социумом;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество организации с семьей;
  • Формирование навыков самостоятельности дисциплинированности;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Развивающий характер обучения;
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Слайд 14 3. Стандарт направлен на решение следующих задач: (раздел I., пункт 1.6)

  • Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • Обеспечение ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону;
  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • Создание условий для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми;
  • Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  • Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • Воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • Подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами;
  • Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд 15 4. Стандарт устанавливает требования: (раздел I., пункт 1.8)

  • К структуре Программы и ее объему;
  • К разработке нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
  • К формированию учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
  • К объективной оценке соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
  • К условиям реализации Программы;
  • К подготовке, профессиональной переподготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
  • К результатам освоения Программы.

Слайд 16 5. Амплификация – это: (раздел I., пункт 1.4)

  • Обогащение развития ребенка, максимальная реализация его возрастных возможностей;
  • Всемерное ускорение психического и физического развития ребенка;
  • Замедление, отставание психического и физического развития ребенка.

Слайд 17 6. Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка, согласно Стандарта? (раздел II., пункт 2.6)

  • Социально-личностное;
  • Социально-коммуникативное;
  • Познавательно-речевое;
  • Познавательное;
  • Речевое;
  • Художественно-эстетическое;
  • Физическое;
  • Коммуникативное.

Слайд 18 7. Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает: (раздел II., пункт 2.6)

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • Формирование основ оценочной компетентности в области искусства;
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
  • Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и др.)

Слайд 19 8. В рамках образовательной области «познавательное развитие», согласно Стандарту, необходимо развивать… (раздел II., пункт 2.6)

  • Навыки чтения и письма;
  • Познавательную мотивацию, познавательные действия;
  • Связную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество.

Слайд 20 9. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от  (раздел II., пункт 2.7)

  • Компетентности воспитателя;
  • Наполняемости группы;
  • Возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Слайд 21 10. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: (раздел II., пункт 2.11.2)

  • Воспитание ребенка;
  • Содержание ребенка;
  • Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Слайд 22 11. Наполняемость Группы определяется с учетом (раздел III., пункт 3.2.4)

  • Возможностей дошкольной организации;
  • Возраста детей;
  • Состояния здоровья;
  • Пожеланий родителей; 
  • Специфики Программы. 

Слайд 23 12. Участие ребенка в психологической диагностике допускается: (раздел III., пункт 3.2.3)

  • Только с согласия его родителей (законных представителей);
  • С согласия ребенка;
  • По просьбе воспитателя.

Подведение итогов.

Заключение.

Я хочу вам рассказать Притчу «О переменах».

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются!

Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

«Что изменилось?» — спросил Учитель.

«Ничего...» — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

«Что изменилось?» — опять спросил Учитель.

«То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.

«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».

«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».

«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.

«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».

- Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.

 

Тест по ФГОС ДО

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет:
  1. Требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования;
  2. Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  3. Требования к структуре примерной общеобразовательной программе дошкольного образования;
  4. Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программе дошкольного образования;
  5. Обязательный минимум освоения основной общеобразовательной программе дошкольного образования;
  1. В ФГОС ДО прописаны принципы:
  1. Принципы с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;
  2. Основные принципы дошкольного образования;
  3. Принципы образовательной программы ДО
  1. В ФГОС ДО для детей дошкольного возраста выделены виды детской деятельности:
  1. Игровая
  2. Коммуникативная
  3. Позновательно-исследовательская
  4. Музыкально-художественная
  5. Театрализованная
  6. Познавательная
  7. Продуктивная
  8. Восприятие художественной литературы и фольклора
  9. Трудовая
  10. Самообслуживание и элементарный бытовой труд
  11. Конструирование
  12. Изобразительная
  13. Музыкальная
  14. Двигательная
  1. Из каких частей состоит ОП ДО
  1. Обязательная часть
  2. Вариативная часть
  3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
  4. Часть, формируемая участниками образовательного процесса
  1. Требования к условиям реализации Программы включают:
  1. психолого-педагогические условия
  2. учебно-материальное обеспечение
  3. информационно0методическое обеспечение
  4. кадровые условия
  5. материально-технические условия
  6. финансовые условия
  7. развивающая предметно-пространственная среда
  8. медико-социальное обеспечение
  1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде:
  1. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
  2. Психолого-педагогические характеристики развития детей
  3. Интегративные качества
  4. Требования примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  1. Образовательная программа включает основные разделы:
  1. Целевой
  2. Содержательный
  3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
  4. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
  5. Организационный
  1. Образовательная программа ДО формируется как программа:
  1. Психолого-педагогической поддержки  позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  2. Обучения детей дошкольного возраста
  3. Формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования

повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО)....

«Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС ДО

«Брейн-ринг» на знание основ положений ФГОС ДО ...

Сборник материалов Межрегионального экспертного семинара по апробации учебно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования

laquo;Великая цель образования –это не знания, а действия»Г. Спенсер  Это высказывание чётко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупнос...

Основные положения ФГОС дошкольного образования

основные положения ФГОС дощкольного образования...

"Педагогическая находка" Брейн - ринг «Путешествие по Экономике» для детей старшего дошкольного возраста

Брейн - ринг «Путешествие по Экономике»для детей старшего дошкольного возрастаЦель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета....

Брейн-ринг " Экономический цветик-семицветик" для детей старшего дошкольного возраста

Брейн-ринг " Экономический цветик-семицветик" для детей старшего дошкольного возраста...