Экспериментирование с детьми, как одна из форм познания окружающего мира.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Романова Светлана Валентиновна

Экспериментирование с детьми, как одна из форм познания окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование с детьми, как одна из форм познания окружающего мира

«Слишком часто мы даём молодым

 людям срезанные цветы –

в то время, как мы должны

учить их выращивать их

собственные растения»

Джон  Гарднер

Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания,  развитие воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

По мнению академика Александра Николаевича Поддъякова, работы которого меня увлекли в большей степени, отмечено: «В деятельности экспериментирования ребёнок  выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения, а процесс познания – творческий процесс. Детское экспериментирование  претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте, основу которой составляет познавательная активность…».

При создании условий для поисково-исследовательской активности, я чувствую свою причастность к атмосфере творческого единодушия. рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям, ребёнок самореализует себя. Детское экспериментирование, как творчество, когнитивный, интеллектуальный процесс, который осуществляется согласно логике культурно-исторического процесса. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения. Для себя я выделила педагогическую проблему: - построение системы формирования познавательного интереса в процессе экспериментирования.  Известно, что уже в раннем младенчестве ребёнок начинает проявлять любопытство ко всему, что видит перед собой. И, если в начале кроха  «откликается» в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, новизна деталей, сила звука, то на третьем году ребёнка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что скрытые свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Поэтому, я решила начать свою работу с 1-ой младшей группы.

Чтобы безудержное любопытство маленьких исследователей повернуть в полезное русло, чтобы помочь малышам ощутить радость от процесса познания, давая при этом проявить им творчество и самостоятельность, я посчитала необходимым организовать развивающую среду в группе. Усваивается всё ребёнком прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Через экспериментирование с предметами  ребёнок ставит определённые цели и добивается конкретных результатов. В связи с этим, мною был разработан план игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребёнка к познанию окружающего мира, физическую природу которых малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока…только накопление практического опыта под руководством взрослого.

Задачи данного вида игр-занятий:

  1. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
  2. Углублять представления о живой и неживой природе.
  3. Побуждать детей к участию в исследованиях и обобщению результатов опытов.

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования.  С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому свои занятия я начала с игр с водой. Дети наблюдали, как вода переливается, льётся, течёт, окрашивается в разные цвета, в ней могут тонуть и плавать различные предметы. Цель этих занятий  –  закрепление первоначальных представлений о явлениях неживой природы, в частности о воде: прозрачная, журчит, может  замерзать и испаряться, нужна всем: и животным, и людям, и растениям.

Экспериментированием с водой и снегом можно также заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Из копилки собственного опыта предлагаю несколько примеров  экспериментов с водой , раскрывающие её свойства  - для детей, начиная с раннего возраста.

                       «Прозрачность воды»

             Перед ребёнком стоят два прозрачных стаканчика. один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки.  В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко  - нет.

                       «Лёд – это твёрдая вода»

Принести сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную ёмкость, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в тёплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в тёплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Вывод: лёд, снег- это тоже вода

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах –        является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

                   «Горячая, тёплая, холодная вода»

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая  холодная, самая тёплая.  В реках, озёрах морях вода разной температуры: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие только в холодной. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой идёт только пар.

«Капельки»

Из бутылочки в блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

«Иней»

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идёт. Ветка всё больше и больше в снег. Что это? Это иней.

«Солёная и пресная вода»

Подготовить два стакана – с солёной и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в солёной всплыло. В солёной воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворённые в ней частички соли.

«Цветы лотоса»

Сделать цветок из бумаги, лепестки закрутить по центру и опустить в воду Цветы начинают распускаться. Бумага намокает, становится тяжелее.

«Превращение в воду»

Приносим с улицы ведёрко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. Не улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становиться меньше, а воды больше. Вода сначала холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лёд сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Несомненно интересны опыты с песком. В младшей группе дети пробовали лепить куличики руками и с помощью формочек из сухого и мокрого песка. Затем делали вывод: мокрый песок принимает любую нужную форму. А также на мокром песке можно делать следы и отпечатки. Пересыпая песок через ситечко, малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет. В средней группе дети апробировали песок для фильтрации жидкостей.

Очень познавательны для детей оказались эксперименты с воздухом. Как увидеть то, что не видно? Как поймать воздух? Дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть.  С помощью резиновой спринцовки дети создавали струю воздуха, которая двигала предметы (бумажный шарик, лодочку в тазу с водой). А чтобы дать детям представление о том, что воздух легче воды, можно провести игру «Буря в стакане» (подуть через соломинку в стакан с водой).

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование рассматривается как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Желанными стали для детей эксперименты в центре «Кулинария». Ребёнок исследует овощи, фрукты, тесто, пробует на вкус, ощущает запах, обогащает свой сенсорный опыт, учится работать в команде.

Уже в первой младшей группе ребёнок может резать пластмассовым одноразовым ножичком яблоко, грушу, банан, а когда это всё высыпать в общую миску, то получается фруктовый салат, который тут же и съедается. Дети получают чувство радости удовлетворения от самостоятельно приготовленного  блюда.

Чтобы помочь «больной» обезьянке, дети делали сок из цитрусовых (апельсины, мандарины) с помощью ручной соковыжималки, и пришли к выводу, что сок очень полезен, в нём много витаминов. На занятии «Вот какой у нас арбуз!», малыши обследовали арбуз (взвешивали, прокатывали, рассматривали цвет снаружи и внутри). Затем свой опыт отображали на занятиях по лепке и рисованию. Осень – пора созревания овощей и фруктов в садах и огородах. Ребёнку «даётся» домашнее задание: принести то, что нам осень «подарила». Дети с удовольствием приносили морковь, яблоки, огурцы, помидоры. На занятии рассматривали эти овощи и фрукты, познавали в сравнение, по форме, по цвету, играли в дидактическую игру «Угадай на вкус».

Экспериментальная деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети стали пожелали выйти за пределы непосредственного окружения.

В процессе детского экспериментирования стремлюсь научить детей ( соответственно возрасту ) :

- видеть и выделять проблему;

- решать проблему;

- выделять существенные признаки и связи;

- выдвигать предложения;

- делать выводы

Подводя итоги мониторинга развития детей в конце учебного года, можно отметить, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твёрдых телах, стабильность психических процессов. Всё это является предпосылками для восприятия естественно - научных представлений. 

Мотивирование поставленных задач.

            Мы хотим видеть наших воспитанников общительными, умеющими ориентироваться  

            в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными,

           творческими личностями. И это во многом зависит от меня. Как

           подчеркивают психологи,   для развития ребёнка решающее значение имеет не

           изобилие знаний, а тип их усвоения  определяемый типом деятельности, в котором

           знания приобретаются. На протяжении всего дошкольного детства, по моему стойкому

           убеждению, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии

           личностных качеств ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная

           деятельность, которой мною понимается не только как процесс усвоения знаний,

          умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний

           самостоятельно или под тактичным моим руководством, осуществляемого в процессе

           сотрудничества, сотворчества. 

     « Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал.»

В. Сухомлинский

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Наблюдение как форма познания окружающего мира детей дошкольного возраста"

Методический материал для воспитателей для организации работы с дошкольнимами по познавательному развитию...

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира дошкольниками.

Статья акцентирует внимание на такой форме познавательной деятельности как наблюдение...

конспект мастер- класса "Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками, как одно из средств познания окружающего мира"

В материале представлен опыт работы по обогащению практик педагогов способами включения дошкольников в познавательные действия и творческую активность с использованием техник нетрадиционного рисования...