Особенности адаптации детей
статья (младшая группа) на тему

Каминская Анна Сергеевна

Особенности адаптации детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_adaptatsii_detey.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

Хорошее настроение – лучший рецепт против плохого поведения.

Не осуждайте малышей за плохое поведение – то есть за плохое настроение. Ищите тот шаг, который приведет его к хорошему настроению, и поведение исправится.

В. Т. Иванова

С приходом в детский сад у малыша начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие существования в детском саду и семье.

Самое трудное – предупредить или остановить плач как форму протеста или форму выражения страдания от разлуки с мамой. Лучшее средство преодоления такого состояния – это занятие с малышом. Если он всё время занят, то ему некогда будет грустить.

Период адаптации очень сложен и для педагога. Одних детей надо занимать, а в это время новичок плачет. Плач плохо действует на остальных, они тоже начинают волноваться. Поэтому  рекомендуется присутствие второго воспитателя, который снимает такие трудности. Внимание этого воспитателя полностью занято новичком. Вот почему в течение трех недель сентября работа осуществляется в таком режиме:

 сначала один воспитатель ведет приём детей и родителей в раздевалке, а другой – занимается в группе с малышами;

 затем один педагог проводит умывание с мальчиками, а другой – обучает девочек хороводным играм;

 один проводит опробование (опробование – это изучение, пробование продуктов и развитие речи: «Что сказали глазки? Что сказали ручки? Что сказал язычок? Что сказали зубки?») и завтрак, а другой – первое занятие и т. д.

На следующий день воспитатели меняются содержанием работы. Второй педагог постоянно присутствует, внимательно наблюдает за работой коллеги и помогает.

Тандем воспитателей очень важен в группах . В соответствии со сценариями технологии сентября педагоги с детьми разучивают хороводные, пальчиковые, малоподвижные игры, цель которых – научить соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики, научить детей работать в коллективе. Любой переход к другому виду деятельности сопровождается игрой или стихотворением с движениями. Детям некогда было вспоминать о том, что они находятся не с мамой, что они в чужом помещении, с чужими взрослыми.

Например, воспитатель начинает играть как бы сам по себе, не созывая детей, но меняя голос и создавая таинственный вид:

Мы делили апельсин,   (Ладонь то в кулачке, то раскрыта.)

Много нас, а он один…

Дети начинают заинтересованно подходить и уже вместе с воспитателем, проговаривая стихи и выполняя движения, продолжают:

Эта долька – для ежа,

(Загибаем мизинец.)

Эта долька – для чижа,

(Загибаем безымянный палец.)

Эта долька – для утят,

(Загибаем средний палец.)

Эта долька – для котят,

(Загибаем указательный палец.)

Эта долька – для бобра,

(Показываем большой палец вверх.)

А для волка – кожура.

(Рука раскрыта.)

Чтобы успокоить ребят, которые не на шутку расшумелись, нужно всего лишь сменить интонацию голоса и почти шёпотом сказать, сопровождая стихи движениями:

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Ладони сложить бутоном.)

Больше спать не захотел.

(Ладони раскрыть.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки перекрестить и шевелить пальчиками.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки поднять вверх и опустить.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется…

(Руки вверх и побежали.)

И вот ваши шалуны уже легкие «бабочки». Любой переход из одного помещения в другое происходит с помощью подражания видам транспорта – то паровоз, то машина, то самолет, то собачья упряжка, то лошадки, сопровождается звуками и песней:

ПОЕЗД

Вот поезд наш едет.        Чук-чук. Чук-чук,

Колёса стучат.        Стучит паровоз.

А в поезде нашем        Далеко, далеко

Ребята сидят.        Ребят он повез.

Приехали, выпустил паровоз дым – ш-ш-ш-ш-ш; рад, что доехал – ту-ту; колеса останавливаются – д-д-д-д-д-д-д.

СКАЧУТ, СКАЧУТ ДВЕ ЛОШАДКИ

Скачут, скачут две лошадки.        

Цок, цок, цок.        

Скачут, скачут без оглядки.        

Цок, цок, цок.        

Скачут, скачут в город новый.

Цок, цок, цок.

Звонко цокают подковы.

Цок, цок, цок.

Вы, лошадки, нас возьмите,

Да, да, да.

Срочно в город нас домчите,

Да, да, да.

Эй, лошадки, на пригорок.

Гоп, гоп, гоп.

Вот он город, новый город.

Стоп, стоп, стоп. Тпр...

С помощью таких стихов-помощников не только развивается память, но и обращается внимание на звуковую культуру речи.

А разве будет ребёнок плакать, когда даже во время мытья рук воспитатель проговаривает:

Ай, лады, лады, лады,         Мы пришли умыться!

Не боимся мы воды,         Лейся на ладошку

Чисто умываемся,         По-нем-ножку.

Маме улыбаемся.         Лейся, лейся, лейся

Знаем, знаем, да-да-да,        По-сме-лей.

Где ты прячешься, вода!         Катя (Вова, Оля и т. д.),

Выходи, водица,         Умывайся веселей!

* * *

Кран, откройся,

Нос, умойся,

Каждый пальчик,

Мыться стройся!

Мыльце скользкое бери

И свои ладошки три!

Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребёнку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. Правильно спланированная работа поможет воспитателю умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации детей

Этот материал представлен в виде рекомендаций для родителей вновь поступающих детей....

консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"

Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения

Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...

Особенности адаптации детей трех лет к условиям ДОУ

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми ...

Консультация для родителей в группе кратковременного пребывания "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада...

"Особенности адаптации детей к условиям детского сада"

Психологический практикум предназначен для воспитателей ясельных групп, раскрывает особенности адаптационного периода с детьми раннего возраста....