«Как звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия по теме

Аристова Виктория Александровна

Программные  задачи:

 

1

Закрепить знания детей  о приметах осени.

 

2.

Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц):

 

­­-

где живут;

 

-

об их поведении осенью;

 

-

чем питаются;

 

-

как готовятся к зиме.

 

3.

Дать элементарные представления о взаимосвязи  животных со средой обитания.

 

4.

Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь.

 

5.

 

6.       

Обогащать словарь: щедрая, хлебосольная, линяет, впадает в спячку, шерсть, запасы.

Развивать логическое мышление, воображение, правильно дифференцировать еду животных.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zveri_gotovyatsya_k_zime.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

«Как  звери готовятся к зиме»

Старшая группа

Программные  задачи:

1

Закрепить знания детей  о приметах осени.

2.

Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц):

-

где живут;

-

об их поведении осенью;

-

чем питаются;

-

как готовятся к зиме.

3.

Дать элементарные представления о взаимосвязи  животных со средой обитания.

4.

Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь.

5.

6.        

Обогащать словарь: щедрая, хлебосольная, линяет, впадает в спячку, шерсть, запасы.

Развивать логическое мышление, воображение, правильно дифференцировать еду животных.

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

    Дети входят в группу.

В.

- Ребята, к нам  сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними, а потом будем играть.

   (дети здороваются с гостями)

Ой, ребята, а к нам пришёл ещё один гость, подойдите поближе и посмотрите на него.

- Ребята, кто это?

Д.

- Старичок.

В.

-Давайте поздороваемся  с ним.

Д.

- Здравствуйте, старичок - лесовичок.

В.

- Старичок - лесовичок пришёл к нам, чтобы узнать о поведении диких животных осенью и как они готовятся к зиме.

Давайте послушаем стихотворение

Д.

- Разыгрался ветер на лесной поляне,

 Закружил осинку в красном сарафане.

 И листок с березы золотистой пчёлкой

 Вьётся и кружится над колючей ёлкой.

 Облетели листья клёна,

 Клён от холода дрожит.

 На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

В.

- О  каком времени года говорится в стихотворении?

Д.

- Об осени.

В.

- Дети, какие приметы осени вы знаете?

Д.

- Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые  прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях, животные готовятся к зиме.

В.

- Каким трудом занимаются осенью люди?

Д.

- Утепляют жилище, заготавливают дрова, вспахивают почву, собирают урожай.

В.

- Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной.

- А почему ?

Д.

- Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убираю хлеб, в лесу собирают грибы.

В.

- Старичок – лесовичок предлагает нам  погулять в осеннем лесу.

- Хотите ?  Нам поможет  волшебная кленовая веточка.

  (Включаю тихую музыку «Времена  года»)

     Раз, два, три веточка клёна помоги

     Оказаться нам в лесу,

     Где раскрасила листву

     В цвет багряный, золотой

     Осень желтою косой.

                    Входят в лес (заранее приготовленный)

В.

- Вот мы и очутились  в осеннем лесу.

     (Дети рассматривают  лес)

                Физкультминутка

В.

- Чтобы мы прошли в глубь леса, нужно пройти вот по этой узенькой дорожке, проходите  тихонечко по одному, чтобы не упасть  в овраг. Молодцы хорошо справились с заданием. А теперь , ребята, давайте перепрыгнем через ручеёк, легко на носочках, чтобы нам не замочить ноги.

Мы шли долго, устали, давайте передохнем, присядем на полянке.

    (Дети садятся на стульчики)

В.

- Какие звери живут в лесу?

Д.

- Дикие.

В.

- Что значит дикие?

Д.

- Те, которые живут в лесу и сами добывают пищу.

В.

- А где же звери?

- Кто это там, отгадайте:

         Комочек пуха,

        Длинное ухо.

        Прыгает ловко,

        Любит морковку.      (заяц)

В.

- Правильно, заяц.

    (переворачиваю две картинки на мольберте)

- Меняет ли шубку заяц?  Какой он был летом, а сейчас к зиме?

Д.

- Белый.

В.

- Зачем зайцу шубу менять?

Д.

- Чтобы прятаться.

В.

- Кого боится заяц, от кого прячется?

Д.

- От хищников: лисы и волка.

В.

- Как заяц спасается?

Д.

- Быстро убегает, запутывает следы.

В.

- Что помогает зайцу так быстро бегать?

Д.

- Длинные и сильные задние лапы.

В.

- Где заячий дом?  (ответы детей)

Д.

- Днем он спит в снежной яме. В большие морозы зарывается в сугроб- там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

В.

- Какую ?

Д.

- Обгладывает кору с веток.

В.

- Кто это?

      Он в берлоге спит зимой

      Под большущею сосной,

      А когда придет весна,

      Просыпается от сна.      ( медведь)

В.

- Правильно медведь.

- Чем медведь всё лето и осень питается?

Д.

- Ягодами, грибами , муравьями, жуками, рыбой.

В.

- В голодное время может питаться и травой, и мхом, и древесной корой.

В.

- Медведь на зиму делает запасы?

Д.

- Нет. Не делает запасы.

В.

- Почему?

Д.

- Он наедается  и нагуливает жир на всю холодную и голодную зиму.

В.

- Где всю зиму спит медведь?

Д.

- В берлоге.

В.

- Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло в ней медведю.

- А теперь давайте поиграем все вместе. Физкультминутка:

      Наш мишутка потянулся

      Раз  нагнулся, два нагнулся,

      Лапы в стороны развёл

      Видно мёду не нашёл.  

 (дети выполняют движения согласно тексту.)

     Мишка в улей влез и вот

     (изображают походку медведя)

     Каплет с лапы сладкий мёд

     (стукает  пальцами по ладошке)

- А вот ещё один лесной житель.

      Кто в лесу зубами – щёлк,

     Это бродит серый ….     (волк)

                         (переворачиваю картинку)

В.

- Как же волк готовится к зиме?

Д.

- Он тоже линяет.

В.

- Какая у него шерсть вырастает?

Д.

- Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и тёплой.

В.

- Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут семьями- это волчья стая. Днём они спят, а ночью охотятся.

  Отгадайте ещё одну загадку:

     Хвост пушистый.

     Мех золотистый.

     В лесу краса

     Кто же это?      (лиса)

В.

- Отгадали.  

      (Переворачиваю картинку.)

В.

- Как же лиса готовится к зиме?

Д.

- Лиса осенью линяет.

В.

- Какая шерсть вырастает у лисы?

Д.

- Теплая

В.

- Умницы! А меняет ли лиса цвет шерсти?

Д.

- Нет.

В.

- Правильно. Она и зимой  рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться, она сама – хищник.

В.

- Чем питается лиса?

Д.

- Мышами.

В.

В.      

- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух  у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся и пищат,и начинает лапами разгребать снег.

- Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и подойти к столам. На каждом столе лежат картинки с изображением продуктов питания и даров леса. Нужно выбрать только то, что любит зверёк, которому вы хотели бы помочь. Задание выполняется под тихую музыку. ( После выполнения задания можно провести взаимопроверку – кто справился быстрее и правильно).

Филиппочек  –  Филиппок,
Нет ни шапки, ни сапог.
Пара ножек, пара ручек,
У него сто семь колючек,
На клубочек он похож,
А зовут малышку? …         
( Ёж )

С приближением зимних холодов еж  устраивает для себя теплую зимовочную нору.  Ошибка в выборе зимнего жилища  может стоить ему жизни. Выбрав безопасное и удобное место где нибудь под сараем, в зарослях малины  или в куче мусора он выстилает  гнездо слоем сухой листвы толщиной до полуметра  и утрамбовывает его.  Благодаря этим тщательно проведенным мероприятиям в гнезде  при любых морозах температура, никогда не опускается  ниже нуля.

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом.

(Белка)

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит.
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то ловко - будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.
Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у нее и жолуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.

                             Заключение:

 Спасибо тебе, Старичок - лесовичок, сколько нового и интересного мы узнали.

В.

- Каких зверей мы встретили в лесу?

Д.

- (перечисляют:  зайца, волка, лису, медведя)

В.

   Выкрадываю картинки (изображения животных) по мере называния на мольберт.

В.

- Как их назвать одним словом?

Д.

- Дикие животные.

В.

- Что значит дикие?

Д.

- Те, которые живут в лесу, сами добывают пищу.

В.

- Что у них общего?

Д.

- Тело покрыто  шерстью, есть хвост, все ходят на четырех лапах.

В.

- Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме и почему?

  А старичок – лесовичок приготовил для вас ребята сюрприз, корзиночку с угощением под ёлочкой. Вика, найди, пожалуйста, корзиночку с угощением (листочки, приклеенные к конфетам).

   Спасибо тебе старичок - лесовичок, приходи  ещё к нам.

   А нам пора возвращаться в группу (включаю тихую музыку.)

Литература          

1.

Педагогика нового времени  Т.М.Бондаренко  «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»  Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004 г.

2.

«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»  Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова «ВАКО». Москва 2005 г.

3.

Экологическое воспитание в детском саду»  О.А. Соломенникова

Программа  и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.

4.

«Занятия по экологии в детском саду»  Н. Коломина Т.Ц. Москва 2010 г.

5.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»  М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой   Москва. Мозаика-Синтез. 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное музыкальное занятие "Как звери готовились к зиме"

Программное содержание. 1.            Продолжать развивать чувство ритма у детей. Формировать артикуляционно-телесные и...

" Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений....

Конспект занятия во второй младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"

Этот данный материал поможет воспитателю познакомить младших дошкольников с родным краем. Дети отправляются в увлекательное путешествие, где узнают много нового о диких животных,их повадках и среде об...

Зима. Как звери готовятся к зиме.

Уважаемые родители! Вашим детям предлагается материал ввиде презентациипо теме "Зима". В котором раскрывается тема о том, как звери  готовятся к зимним холодам.  А еще нужно п...

Тема недели : "Кто как готовиться к зиме.Зимующие птицы" с 27 ноября по 01 декабря

Задачи:  1. Формировать умение детей различать сороку среди зимующих птиц. Знать внешний вид,строение ее тела.2. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.3. Попо...

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...