Развитие музыкального вкуса через слушание музыки в детском саду.
статья на тему

Плюхина Марина Юрьевна

Развитие музыкального вкуса  через слушание музыки в детском саду.

Важное значение в воспитании и развитии в детском саду занимает музыка .Музыка является одним из средств воспитания духовности человека .Главной задачей является  увлечь ребенка музыкой ,вызвать у него потребность слушать и понимать музыку. Этой теме посвящено  и уделено  много внимания. Дети ,не получающие  возможность эмоционально откликаться на музыку ,соответственно не могут полноценно развиваться в творчестве .Отсюда, вопрос стал ребром. Многие педагоги видят большой пробел в музыкальном воспитании , многие из них внесли свою лепту в воспитание  ребенка ,не только в плане музыкального развития ,но и  общего психического .Педагоги, психологи разработали специальные программы по слушанию музыки .Список педагогов можно перечислять бесконечно Это:Т.С.Бабаджан,Н.А.Ветлугина,Н.А.Метлов,О.П.Радынова и многие другие .Всем известная программа»Гармония» подразумевает акцент на слушании музыки  и ее анализе.Программа включает огромный список  шедевров классической ,современной музыки русских и зарубежных композиторов .Программа «Синтез» предусматривает не только слушание ,но и развитие детей в плане посещения театров ,филармоний и музеев. В своей работе мы ,музыкальные руководители, предлагаем слушать музыку разных   эпох, народов доступные детям по продолжительности звучания и эмоциональному содержанию .Детям предлагаются «три кита «в музыке, по Д.Б. Кабалевскому ,т.е.песня, танец, марш ,а также темы :»Музыка рассказывает о животных и птицах»,»Природа и музыка»,»Сказка в музыке»,»музыкальные инструменты».Эти темы раскрывают содержание музыки и ее связь с жизнью  детей , соответственно опираясь на возрастные особенности детей .Наша задача- заинтересовать детей музыкой учить их высказывать свое мнение, свои мысли.В младшем возрасте мы предлагаем детям музыку со словами ,затем- с усложнением, т.е. несложные  инструментальные произведения и только потом-сложные музыкальные произведения по форме и средствам музыкальной выразительности .Сначала дети учатся определять произведения по характеру ,слышат динамику. В последствии накапливается опыт слушания музыки , разбираются  в темпе ,регистре, тембре, сколько частей в музыке ,отличают инструментальную музыку от симфонической .Дети понимают, что музыка может не только выражать какое- то настроение, но и изображать. На музыкальных занятиях подключаем не только интонацию ,но и мимику, тактильно общаемся с детьми, чтобы накапливался опыт восприятия. Беседа, рассказ  ,пояснение ,размышление ,вопросы -позволяют включить детей в активную познавательную деятельность До детей уже с   младшего возраста мы должны донести, что музыка-это не картина ,которую можно рассмотреть, полюбоваться ею .Музыка- это чувства и переживания .Педагог должен уметь донести свои переживания до ребенка .От того ,как музыкальный руководитель преподнесет детям музыку ,зависит отчасти ее восприятие ,т.е выразительна и  эмоциональна должна быть речь педагога. »Скука-враг всего живого»,как когда-то сказал Д .Б .Кабалевский .А в применении к детям это истина подтверждается стократно .На занятиях музыкой ,дети слушают разную музыку :либо в живом исполнении или в записи, эмоционально переживают ее характер. Дети знакомятся с разными видами танцев: полька, мазурка, вальс, полонез, менуэт .Имеют представление  с такой формой в музыке ,как вариации .Вариации как бы пересказывают основную тему  многократно ,каждая вариация звучит по-разному .На примере рассматриваем хороводы :»На горе-то калина»,»Во поле береза стояла». Детей знакомим с  понятием «Рондо» ,в которой присутствуют несколько тем :музыкальная тема, которая постоянно  повторяется ,называется рефреном. Между рефренами звучат эпизоды-вставки ,т.е.»Рондо» означает» круг»,где  главная тема возвращается .Дети учатся анализировать музыку ,выделять средства музыкальной выразительности .Пополняется словарный запас детей новыми терминами .Опираясь на возраст детей ,мы двигаемся в музыкальном воспитании от простого к сложному .Дети к старшему возрасту  без труда определяют жанр:марш ,танец и песню, определяют общее настроение музыкального произведения и могут рассказать о  возможном содержании  пьес .Дети включают свое воображение, переключаются на какую-то жизненную ситуацию и переносят ее на предлагаемое музыкальное произведение. Так мы знакомимся с Детским альбомом П.И.Чайковского. Прослушиваем весь репертуар в живом исполнении .Для сравнения предлагаю послушать музыку в записи на носителях .В отличие от фортепианной музыки, слушая оркестровую музыку в записи ,дети попадают в разнообразный мир  красок ,наполненный разными тембрами  звучания разных инструментов ,из которых они пытаются вычленить звучание знакомого для них инструмента. Музыка позволяет услышать разнообразную палитру  в  красках,перенестись в мир переживаний  и ощущений ,поэтому наша задача с раннего возраста привить любовь к  музыке ,научится понимать ее» язык»,т.е. заложить фундамент основы,тогда наши старания и стремления не пройдут даром.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plyuhina_m.yu_statya.docx20.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкального вкуса  через слушание музыки в детском саду.

Важное значение в воспитании и развитии в детском саду занимает музыка .Музыка является одним из средств воспитания духовности человека .Главной задачей является  увлечь ребенка музыкой ,вызвать у него потребность слушать и понимать музыку. Этой теме посвящено  и уделено  много внимания. Дети ,не получающие  возможность эмоционально откликаться на музыку ,соответственно не могут полноценно развиваться в творчестве .Отсюда, вопрос стал ребром. Многие педагоги видят большой пробел в музыкальном воспитании , многие из них внесли свою лепту в воспитание  ребенка ,не только в плане музыкального развития ,но и  общего психического .Педагоги, психологи разработали специальные программы по слушанию музыки .Список педагогов можно перечислять бесконечно Это:Т.С.Бабаджан,Н.А.Ветлугина,Н.А.Метлов,О.П.Радынова и многие другие .Всем известная программа»Гармония» подразумевает акцент на слушании музыки  и ее анализе.Программа включает огромный список  шедевров классической ,современной музыки русских и зарубежных композиторов .Программа «Синтез» предусматривает не только слушание ,но и развитие детей в плане посещения театров ,филармоний и музеев. В своей работе мы ,музыкальные руководители, предлагаем слушать музыку разных   эпох, народов доступные детям по продолжительности звучания и эмоциональному содержанию .Детям предлагаются «три кита «в музыке, по Д.Б. Кабалевскому ,т.е.песня, танец, марш ,а также темы :»Музыка рассказывает о животных и птицах»,»Природа и музыка»,»Сказка в музыке»,»музыкальные инструменты».Эти темы раскрывают содержание музыки и ее связь с жизнью  детей , соответственно опираясь на возрастные особенности детей .Наша задача- заинтересовать детей музыкой учить их высказывать свое мнение, свои мысли.В младшем возрасте мы предлагаем детям музыку со словами ,затем- с усложнением, т.е. несложные  инструментальные произведения и только потом-сложные музыкальные произведения по форме и средствам музыкальной выразительности .Сначала дети учатся определять произведения по характеру ,слышат динамику. В последствии накапливается опыт слушания музыки , разбираются  в темпе ,регистре, тембре, сколько частей в музыке ,отличают инструментальную музыку от симфонической .Дети понимают, что музыка может не только выражать какое- то настроение, но и изображать. На музыкальных занятиях подключаем не только интонацию ,но и мимику, тактильно общаемся с детьми, чтобы накапливался опыт восприятия. Беседа, рассказ  ,пояснение ,размышление ,вопросы -позволяют включить детей в активную познавательную деятельность До детей уже с   младшего возраста мы должны донести, что музыка-это не картина ,которую можно рассмотреть, полюбоваться ею .Музыка- это чувства и переживания .Педагог должен уметь донести свои переживания до ребенка .От того ,как музыкальный руководитель преподнесет детям музыку ,зависит отчасти ее восприятие ,т.е выразительна и  эмоциональна должна быть речь педагога. »Скука-враг всего живого»,как когда-то сказал Д .Б .Кабалевский .А в применении к детям это истина подтверждается стократно .На занятиях музыкой ,дети слушают разную музыку :либо в живом исполнении или в записи, эмоционально переживают ее характер. Дети знакомятся с разными видами танцев: полька, мазурка, вальс, полонез, менуэт .Имеют представление  с такой формой в музыке ,как вариации .Вариации как бы пересказывают основную тему  многократно ,каждая вариация звучит по-разному .На примере рассматриваем хороводы :»На горе-то калина»,»Во поле береза стояла». Детей знакомим с  понятием «Рондо» ,в которой присутствуют несколько тем :музыкальная тема, которая постоянно  повторяется ,называется рефреном. Между рефренами звучат эпизоды-вставки ,т.е.»Рондо» означает» круг»,где  главная тема возвращается .Дети учатся анализировать музыку ,выделять средства музыкальной выразительности .Пополняется словарный запас детей новыми терминами .Опираясь на возраст детей ,мы двигаемся в музыкальном воспитании от простого к сложному .Дети к старшему возрасту  без труда определяют жанр:марш ,танец и песню, определяют общее настроение музыкального произведения и могут рассказать о  возможном содержании  пьес .Дети включают свое воображение, переключаются на какую-то жизненную ситуацию и переносят ее на предлагаемое музыкальное произведение. Так мы знакомимся с Детским альбомом П.И.Чайковского. Прослушиваем весь репертуар в живом исполнении .Для сравнения предлагаю послушать музыку в записи на носителях .В отличие от фортепианной музыки, слушая оркестровую музыку в записи ,дети попадают в разнообразный мир  красок ,наполненный разными тембрами  звучания разных инструментов ,из которых они пытаются вычленить звучание знакомого для них инструмента. Музыка позволяет услышать разнообразную палитру  в  красках,перенестись в мир переживаний  и ощущений ,поэтому наша задача с раннего возраста привить любовь к  музыке ,научится понимать ее» язык»,т.е. заложить фундамент основы,тогда наши старания и стремления не пройдут даром.      

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: "Слушание музыки в детском саду"

Слушание музыкиДошкольный возраст чрезвычайно важен для  овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во мно...

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ И СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ САДУ

    Не надо никому доказывать, что в детском саду ребенок получает развитие, которое выгодно отличает его от «домашних» детей, но еще очень важно, чтобы они ничем не отличались ...

Интегративный подход к слушанию музыки в детском саду.

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ  СОКОЛОВОЙ Е.Е.  МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №52 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2013 год...

1. Программа по ознакомлению детей 6 - 7 лет с нотной грамотой; 2. Тематические музыкальные занятия для малышей; 3. Творческая работа по проблеме слушания музыки в детском саду; 4. Сценарий "В гостях у сказки"

1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение...

Слушание музыки в детском саду

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса....

Картотека стихов для слушания музыки в детском саду

Для ассоциативного запоминания музыки как одного из приемов для развития музыкальной восприимчивости в работе зачастую используется специально подобранная картотека: до прослушивания музыкального прои...

Выступление на МО музыкальных руководителей «Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду»

Консультация для музыкальных руководителей "Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду"...