Это интересно
материал на тему

Куликова Елена Владимировна

Это интересно

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАСТИКА РУК В РУССКОМ ТАНЦЕ

Особое место в кругу выразительных средств русского танца занимают руки. Они особенно ярко передают национальный характер, колорит танцев. Работая над пластикой рук, мы оказываем положительное влияние на совершенствование тела в целом и на музыкальность, чувство ритма, координацию движений. Она не может быть без работы над движениями головы, шеи, корпуса, особенно плеч, которые являются основой для свободного владения жестом и правильной осанки.

В форме и движениях рук, как ни в одном движении, ярко проявляются сущность человеческого характера, его деятельность и профессия. Своеобразные движения рук, корпуса и головы придают танцу и его исполнителям определенную манеру. Манера же, в свою очередь, помогает дать наиболее полную характеристику танцующим, раскрыть содержание танца, придает неповторимость его выразительным средствам и характерным национальным чертам. Движения рук вырастают из движений тела, закрепляют позу, рождают жест.

Методика и техника характерного народного танца

Позиции рук при обучении русскому танцу соответствуют трем позициям классического танца (во второй позиции изменены положения локтей и кистей рук).
Все остальные, многообразные сочетания и комбинации сочетаний рук являются положениями, описывать многообразие которых будет нецелесообразно, поскольку они подробно уже представлены, во многих учебных пособиях.

В русской школе народного танца есть некоторые общие требования: локти в
позициях не провисают, ладони широкие, открытые, держатся прямо, без изломов в запястье; при переводах из позиции в позицию кисти не отстают, не опережают движение и не совершают случайных, «выкрутасов», а переводятся в строгой манере.
Исхода из стиля танца, руки часто изменяют форму позиций, и окраску положений:

- локти направленные вперед или назад;

-  кисти могут лежать на талии, на бедрах, на затылке, вытягиваться в пальцах или собираться в кулачки, или совершать кругообразные движения, прищелкивать пальцами рук.

Любимым предметом в руках девушек служит красивый платочек, и тут трудно перечислить возможности задорных взмахов, разнообразных плетений и игр.
Например, в поэтической девичьей комбинации, построенной на боковом хо-
де, называемом «гармошкой» особое внимание обращается на движение рук. Согнутые в локтях обе руки постепенно раскрываются впереди корпуса и, поднимаясь, обрамляют лицо танцующей, причем при продолжении движения вправо правая рука чуть выше левой, а при движении влево - наоборот. В правой руке может быть платочек. Эти плавные движения «лодочкой сложенных кистей», их величественное сопровождение поворотами головы и взглядом одухотворяют всё движение. И если раньше оно выглядело просто техническим упражнением, то постепенно при отработке выливается в настоящий танец, несущий в себе богатое содержание.

В русском танце руки по истине «глаза тела», и движения их чрезвычайно разнообразны.
В старинных хороводах руки чаще всего опущены вдоль корпуса или сложены накрест у груди. Оба эти положения подчеркивают строгость и спокойную величавость танца. Положенные с боку на талию, с согнутыми в кулачки кистями, руки могут долго находится в таком положении, раскрываться одновременно или поочередно, одна рука может оставаться на талии, а другая двигаться. Движения рук совершаются в разных положениях: на уровне талии или ниже; на уровне груди и вверху над головой. Кисти рук поворачиваются кверху ладошкой и книзу, или слегка встряхиваются при движении. Очень часто, вроде бы неподвижно сложенные у
груди руки покачиваются в локтях.

Обучение движениям рук позволяет осваивать особую, присущую русским
танцам координацию и проникать в самую глубинную кладовую танца - манеру исполнения.
Каждое движение рук, выученное отдельно, тут же соединяется с движением
ног головы и корпуса, так как только в целом узнается многообразие русского танца.
Корпус у девушек в танцах обычно прямой, стройный, величественный, хотя
в плясках может и наклоняться, и отклоняться в любую сторону.

У мужчин больше разнообразия в связи с тем, что им приходится делать присядки, прыжки, вращения, трюки, разнообразные хлопушки и дробушки.
В русском танце от положения головы, от ее поворотов, наклонов зависит характер, настроение, образ движения, отношение к партнерам. Голова может быть гордо вскинута, отчаянно запрокинутая, задорно повернутая и т.п.

Например, в северных районах России медленный поворот головы вместе с корпусом характерны для девичьих плясок. При исполнении дробей корпус и голова остаются неподвижными. А в сибирских танцах, особенно у мужчин, закинуты к верху головы, откинутые корпусы в паре друг от друга. В русских танцах мужчины, проделывают непрерывные движения ногами в сочетании с прыжками и присядками, махая руками,всегда полны внимания к девушкам, часто голова повернута к партнерше. А в конце исполнения, какогото движения, мужчины становятся на одно колено и бьют руками по земле, по голеням и голове. Конечно, при этом немаловажную роль играют глаза, которые раскрывают настроение, состояние исполнителя или образа. От выразительности глаз зависит передача мысли, чувства, состояние танцующего.



Предварительный просмотр:

О танце

Так же как и петь, малыши любят танцевать. Движения под музыку не только полезны для здоровья и помогают научиться координировать движения, но и развивают у них музыкальность, чувство ритма, да и просто приносят радость. Часто маленькие дети танцуют, не слушая музыку. Обратите внимание на это. Объясните так же, что под музыку марша шагают бодро, делают резкие, уверенные движения. Под плавную музыку - движения ровные, спокойные. Включайте музыку разного характера, и пусть малыши сами или с вами под музыку самостоятельно танцуют, придумывая те или иные движения. Вы увидите, насколько велики способности крохи к двигательной импровизации.

Очень хорошо, когда малыша учит танцевать его старший брат или сестра. Не надо забывать один из важных принципов педагогики Марии Монтессори «Дети обучают других детей лучше, чем взрослые».

Неплохо при возможности пригласить друзей вашего ребёнка и устроить групповые танцы. В этом случае взрослый или ребёнок, умеющий танцевать, встаёт в центр круга, а все выполняют движения за ним.

Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малыша, впрочем, и в вашу жизнь тоже улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаёте о них много нового, чего не знали раньше.



Предварительный просмотр:

Русский танец изначально был

частью обрядов.

 Каждую весну на Руси начинался новый цикл земледельческих обрядов. Приурочивались они к наиболее критическим моментам, требующим, по мнению древних славян, поддержки богов - время посева, вызревания хлебов, начала и окончания жатвы.

Русский народный танец был неотъемлемой частью обрядовых действий. Хороводы водись вокруг только что распустившейся березы, олицетворяющей плодоносящую силу; обходили хороводами поля в купальскую ночь и произносили нараспев специальные заговоры, чтобы уберечь урожай от огня и злых духов; хороводы на полях должны были обеспечить хорошую погоду на время уборки хлебов.

И раз уж мы заговорили о хороводе, то это и есть самый древний русский танец - родоначальник всех видов народной хореографии. Можно сказать, что русская пляска появилась, разорвав цепь хоровода.

Хореография его предельно проста. Однако по своему смыслу и назначению этот русский танец имеет, пожалуй, самую мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом.

Потому и сопровождал хоровод практически любой славянский праздник. Этот русский народный танец был непременным атрибутом обрядов в честь новобрачных и «любимцем» народных гуляний. Обрядовый смысл хоровод, со временем, утратил, но рисунок танца остался в неизменном виде. Он все также украшает семейные и детские праздники и на сцене выглядит изумительно красиво.

Игровые хороводы разыгрывают определенный сюжет. Обычно такой русский танец очень женственный. Синхронные движения рук танцовщиц, изгибы тел, создают образ животных, птиц или других персонажей, составляют картины распускающихся цветов или изображают традиционные занятия русских барышень. Например, рисунок хоровода «Веретенце» показывает девушек за рукоделием, «Лебедушка» точно отражает повадки и грацию благородной птицы.

В орнаментальных хороводах, без какого либо определенного сюжета, часто используются венки из полевых цветов или платки, с помощью которых в причудливый рисунок танца («змейка», «восьмерка» и др.) вплетается дополнительная «изюминка». Взмахи и трепетные взгляды, сложение рук, низкие наклоны и повороты вокруг своей оси, длинные сарафаны в пол - это естественная красота и нежность, демонстрирующая скромность и достоинство русской женщины.

Этот русский танец всегда был любим еще и за то, что доступен для всех возрастов. Принять участие в хороводе могут и дети, и старики, и мужчины, и женщины. Потому и дошел этот русский танец до наших дней, что служит символом светлой солнечной энергии, передающейся по цепочке из рук в руки.

Однако русский танец имел не только обрядовое значение.

 



Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ХОРОВОД.

 Каждую весну на Руси

начинался новый цикл

земледельческих обрядов.

Приурочивались они к

наиболее критическим

моментам, требующим,

по мнению древних славян,

поддержки богов - время посева,

вызревания хлебов, начала и окончания жатвы.

Русский народный танец был неотъемлемой частью обрядовых действий. Хороводы водись вокруг только что распустившейся березы, олицетворяющей плодоносящую силу; обходили хороводами поля в купальскую ночь и произносили нараспев специальные заговоры, чтобы уберечь урожай от огня и злых духов; хороводы на полях должны были обеспечить хорошую погоду на время уборки хлебов.

И раз уж мы заговорили о хороводето это и есть самый древний русский танец - родоначальник всех видов народной хореографии. Можно сказать, что русская пляска появилась, разорвав цепь хоровода.

Хореография его предельно проста. Однако по своему смыслу и назначению этот русский танец имеет, пожалуй, самую мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом.

Потому и сопровождал хоровод практически любой славянский праздник. Этот русский народный танец был непременным атрибутом обрядов в честь новобрачных и «любимцем» народных гуляний. Обрядовый смысл хоровод, со временем, утратил, но рисунок танца остался в неизменном виде. Он все также украшает семейные и детские праздники и на сцене выглядит изумительно красиво.

Игровые хороводы разыгрывают определенный сюжет. Обычно такой русский танец очень женственный. Синхронные движения рук танцовщиц, изгибы тел, создают образ животных, птиц или других персонажей, составляют картины распускающихся цветов или изображают традиционные занятия русских барышень. Например, рисунок хоровода «Веретенце» показывает девушек за рукоделием, «Лебедушка» точно отражает повадки и грацию благородной птицы.

В орнаментальных хороводах, без какого либо определенного сюжета, часто используются венки из полевых цветов или платки, с помощью которых в причудливый рисунок танца («змейка», «восьмерка» и др.) вплетается дополнительная «изюминка». Взмахи и трепетные взгляды, сложение рук, низкие наклоны и повороты вокруг своей оси, длинные сарафаны в пол - это естественная красота и нежность, демонстрирующая скромность и достоинство русской женщины.

Этот русский танец всегда был любим еще и за то, что доступен для всех возрастов. Принять участие в хороводе могут и дети, и старики, и мужчины, и женщины. Потому и дошел этот русский танец до наших дней, что служит символом светлой солнечной энергии, передающейся по цепочке из рук в руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе интересней" Ширмы для родителей

В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу....

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...

Познавательное развитие. Новое и интересно о давно знакомых продуктах.Дети "телепортируются в лабораторию" и узнают много интересного о мороженом.

Познавательное развитие.Тема: Новое и интересное о давно знакомых продуктах. Мороженое.Реализация содержания программы в образовательных областях: "Познавательное  развитие", "Рече...

Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...