Гражданско-патриотическое воспитание
консультация на тему

Мерлушкина Елена Викторовна

Данный материал предназначен для педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №11 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Надежда»

Консультация

«Использование игрового

занимательного материала для

 работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию»

Материал подготовила:

Воспитатель:Мерлушкина

Елена Викторовна

г.о. Новокуйбышевск 2016


Долг перед Отечеством – святыня человека…

От нас, отцов, матерей, от воспитателей,                                                                                зависит, чтобы каждый наш юный гражданин                                                                                дорожил этой святыней, как дорожит честный                                                                                человек своим добрым именем, достоинством                                                                                 своей семьи.

Сухомлинский В.А.

        Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для развития высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

        Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

        Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

В современном обществе существует проблема недостаточного развития гражданско – патриотическое чувств у детей дошкольного возраста.

        Актуальным является определенное восприятие мира, в котором живем мы, наши дети, родные  и знакомые, сложен, многогранен  и изменчив. Формирование образа мира, позиции гражданина и патриота своей Родины – сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь. Взрослые познают этот мир и занимают определенную гражданскую позицию умом, маленькие дети – в игре, через эмоции.

Цель: формирование чувства гражданственности и  патриотизма  у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

 - познакомить детей с сюжетно – ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности  и патриотизма.

- приобщать дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность;

- организовать взаимодействие с родителями по  гражданско - патриотическому воспитанию детей;

В период дошкольного детства происходит первичное зарождение чувства любви к Родине, определенной гражданской позиции, выраженной в отношении к родным, сверстникам и окружающему миру. Постепенно (достаточно быстро) у ребенка формируется состояние внутренней готовности к познавательной активности, проявляющейся в желании больше узнать о своей  семье, городе, улице и стране в целом.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Через игру ребенок, принимает ("примеряет") на себя различную роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. Например: сюжетно–ролевые игры "Дочки-матери", "Хозяюшки", "Семья" (дети знакомятся с традициями, обычаями, бытом семьи); «Защитники Отечества», «Мы летчики», «Космонавты», «Моряки», «Пограничники» т.д. (у детей  углубляются знания о Российской армии; они учатся различать рода войск по обмундированию; формируется интерес к военной истории нашей Родины, армии; воспитывается уважение и гордость к защитникам Отечества).

Важную роль в патриотическом воспитании детей,  играет организация работы по изучению символов государств и городов: герба, флага, гимна, отражающих историю государства, его структуру, цели принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы. Для ознакомления с государственной символикой и закрепления представлений о ней, важно использовать дидактические игры. Например: « Узнай наш флаг (герб)», «Собери герб (флаг)», «Юный гербовед»,  «Прошлое и настоящее моего города» и т.д.

Большой интерес у детей вызывают игры- путешествия:  "Путешествие по реке Волга», «Путешествие по достопримечательностям города» и т.д. У детей в процессе игры развивается воображение, память, речь; закрепляются представления о городе, его достопримечательностях; формируется интерес к окружающему, воспитывается уважение к людям разных профессий. Перед знакомством с игрой, с воспитанниками проводилась предварительная работа. В выходные, родители с детьми выходили на экскурсии по достопримечательностям города.

Ребята рассказывали, что в нашем городе есть памятник павшим воинам в великую Отечественную Войну  - «Мемориал», есть парк культуры и отдыха «Дубки», куда они с удовольствием любят ходить кататься на каруселях и т.д.  

        В результате организации игровой деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию, дети узнали историю страны, историю родного города, символику отражающие герб, флаг страны, области и города, имена тех, кто прославил нашу Родину.  Дошкольники стали называть улицы, на которых живут, стараются узнать историю названия своей улицы,  с удовольствием играют в сюжетно – ролевые и дидактические игры, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма.

         Если ребенок с  детства  будет бережно относиться к  своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом  и гражданином великой и могучей страны Россия, с любовью и уважением будет произносить  слова  «Я гражданин России!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Видеофильмы для дошкольников как средство воспитания гражданско-патриотических чувств"

Во всех государственных документах, определяющих стратегию развития образования в последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирова...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

Сценарий военно — патриотической игры по гражданско — патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада «Патриоты!»

Как много может сделать человек,Когда он сердцем обращен к Отчизне.И для себя не представляет жизниБез русских нив и величавых рек. /А.Татьяничева/ На сегодняшний день идея патриотизма особенно а...

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего

     Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...

Семинар для воспитателей по теме "Рабочая программа воспитания: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направления, конкурс "Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ"

Презентация для воспитателей содержит информацию о таком документе, как "Рабочая программа воспитания", ее разделы, которые относятся к теме семинара, также есть ответы на такие вопросы, как...