Инклюзия
консультация на тему

Чикина Елена Анатольевна

В статье дано определение ребёнка с особыми образовательными потребностями, определены задачи, изложены ключевые принципы инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuziya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок с особыми образовательными потребностями — это ребёнок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за воспитание и обучение такого ребёнка и разработку образовательных программ для него.                                                  

Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.                                      

Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей. Термин "дети с особыми образовательными потребностями" используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на "проницаемость" границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых.

Зачем это нужно самим нестандартным детям?                                                  Во-первых, все прогнозы о способностях или неспособностях такого ребенка неточны, часто на самом деле неизвестно, чего от него можно ожидать. Но зато вполне очевидно: чем меньше от него ожидают, тем меньшего он достигает. Поэтому изначальная установка, что не стоит этих детей учить, может оказаться вредной. Поставленный диагноз как клеймо на всю жизнь, он лишает ребенка возможности ощущать всё богатство жизни.

Во-вторых, когда процесс обучения не сводится лишь к получению интеллектуальных знаний, а расширяет представления о себе и окружающем мире, это позволяет ребёнку вписаться в это самое обществе, что в сто крат важнее, чем любые знания.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования:

все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;  методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);                                                                                      

все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными; индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой воспитателей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;                                                                  

инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в единую общую систему и обеспечить их равноправие. Группы в дошкольном учреждении могут иметь различную направленность: общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ограниченными возможностями здоровья), оздоровительную (для детей с различными заболеваниями, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий). При этом предусмотрена организация групп комбинированной направленности, в которых получают дошкольное образование дети с нарушениями развития и дети, не имеющие таких нарушений. Определены различные варианты наполняемости комбинированных групп в зависимости от возрастных и психофизических особенностей воспитанников.

В нашем детском саду в группе компенсирующей направленности наряду с детьми с тяжёлыми нарушениями речи находятся дети с нормально развивающейся речью. Это позволяет детям – логопатам слышать образец правильной речи, равняться на него, а у их обычных сверстников воспитывать

В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других ОУ, не являющихся коррекционными культурным и духовным ценностям.                                                                

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928). // Вестн. Моск. ун‐та. – Сер. 14, Психология. – М., 1991. – № 4. – С. 5–18.

2. Статьи Н.Н. Малофеева Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 1)

3. Материалы  национального института по развитию городского образования (США)http://www.inclusiveschools.org (перевод О. Дроздовой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...

Статья "Инклюзия и коррекция - два пути развития современного образования

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы” , подробно освещает политику государства по созданию у...

Что такое инклюзия?

Информационное сообщение об инклюзии, интеграции детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Общая теоретическая информация: понятия инклюзия и интеграция, принципы инклюзивного образования, ис...

Инклюзия - на пути к новому качеству образования

Информационный буклет в поддержку инклюзивного образования. Определение инклюзии, принципы. Буклет предназначен для родителей, педагогов....

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....

Слева по борту – акулы! (д/ш, инклюзия, средняя или старшая группа)

Обучение в игре пространственной ориентации в средней или старшей группе инклюзивного детского сада.Опубликовано в журнале "Дошкольное образование" № 16 2011....

Знакомство с понятиями "один" и "много" (д/ш, инклюзия, средняя группа)

Учим детей на занятии в средней группе инклюзивного детского сада выделять отдельные предметы из группы и со­ставлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения меж­ду понятиями «один» и «...