Как приучить ребёнка к слову "нельзя"
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_kak_priuchit_rebyonka_k_slovu_nelzya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Как приучить ребёнка к слову «нельзя»

В период между годом и двумя особенно актуально приучить ребенка к слову «нельзя». Именно сейчас, научившись ходить, он начинает активно познавать мир.

А ведь так много вещей, которые опасно трогать! Ребенок тянется к розетке и электрическому чайнику, включает газ и лезет к окну.

Какие же способы приучения ребенка к слову «нельзя» могут помочь? Когда ребенок начнет это понимать.

Когда приучаешь ребенка к слову «нельзя», нужно его отвлекать

В самом начале, конечно, ребенок не будет понимать слово «нельзя». Твой малыш со временем и только на собственном опыте должен узнать, что данное слово означает, и какая будет реакция у мамы, если он не послушается.

Кричать через всю комнату «Нельзя!» не поможет. Маленький ребенок рассуждает так: «Или я окажусь трусом, или, как взрослый, я сделаю то, что мне нужно». Малыши любят испытывать характер взрослых и упрямиться. Таким образом они проверяют, точно это нельзя, или все-таки можно, если настоять на своем. Искоса он будет смотреть, рассердится ли мама.

В этом возрасте нужно не только говорить, но и немедленно прекращать действие. Лучше всего унести ребенка от объекта его внимания, твердо сказав «Нельзя!», и объяснив, почему, например: «Утюг – нельзя! Горячо!» И тут же отвлечь его игрушкой или книжкой, чем-то новым, что его бы заинтересовало, чтобы у ребенка не возникал азарт упрямиться и «делать как взрослый».

Если через какое-то время ребенок снова взялся за свое, опять уверенно отвлекай его внимание. Если нужно, вообще уведи его из этой комнаты или убери вожделенный предмет. Таким образом, ребенок будет видеть, что мама тверда и абсолютно уверена, что это «нельзя».

Не ругай ребенка, когда приучаешь к слову «нельзя»

Не сердись, не спорь, не грози взглядом. От этого ребенок станет только еще упрямее.

Не ругай, не бей по рукам ребенка. Это не поможет. Так он не сможет отвлечься, а будет продолжать делать назло тебе.

Лучше постарайся отбить все желание делать то, что нельзя.

Например, как только ребенок тянется потрогать плиту, утюг или еще что-то горячее, говори: «Ой, горячо! Нельзя!», сделай вид, что сама обожглась, одерни руку. Можно даже допустить «маленький ожог» ребенка, разрешить ему дотронуться пальчиком. Буквально на секундочку, чтобы он почувствовал, что там на самом деле горячо. Подкрепив свое действие словами «горячо» и «нельзя», ты отобьешь у него всю охоту тянуться к горячему и опасному.

А если ребенок стягивает скатерть, можно поставить на край пластиковый стакан с небольшим количеством теплой воды, или пластмассовую тарелку (чтобы, падая, она не сильно ударила малыша). Следующий раз, стягивая скатерть, на ребенка опрокинется стаканчик или тарелку с водой. Опять же, заранее скажи «Нельзя!». Через 2-3 раза ребенок усвоит так больше не делать. Через какое-то время, когда тебя не будет рядом с малышом, он будет знать, что всё это ОПАСНО и НЕЛЬЗЯ!

Отличай «нельзя» и «не надо»

К сведению, слово «Нельзя» лучше всего говорить в отношении тех предметов, которые опасны для жизни и здоровья. Электричество, утюги, плиты и так далее. Остальное – «Не надо», но тем же твердым строгим тоном.

Нельзя – всегда нельзя, запрет должен оставаться запретом. А вот «не надо» может быть сейчас, а попозже уже «можно». В этом плане ты можешь и пересмотреть свое решение, например, если ребенок переубедит тебя своей улыбкой.

Не забывай объяснять, почему «нельзя» и «не надо», и переключать внимание ребенка на другое занятие. Например: «Нельзя трогать плиту! Горячо! Будет больно, плакать будешь! Ах, посмотри какие кастрюли в шкафчике, пойдем, поиграем!»

Если ребенок любит тянуть за волосы взрослых, или рвать дома цветы, или тянуть кота за хвост, можно попробовать давить на жалость, например: «Не надо! Кисе больно! Киса плакать будет!»

И напоследок

Когда приучаешь ребенка к слову «нельзя», необходимо, чтобы бабушки и дедушки были заодно с тобой, иначе ребенок не будет понимать, почему то, что у мамы «нельзя», у бабушек «можно». Бабушки с дедушками любят баловать своих внуков.

А если ребенок при слове «нельзя» впадает в истерику, падает на пол и начинает кричать, то дома лучше всего будет выйти из комнаты, ничего не говоря. В общественном же месте возьми его на руки и без разговоров неси домой, сказав ребенку: «Я знаю, что ты сердишься. Но раз мама сказала нет, значит нет (или, если надо – значит надо!)».

Ругать его бесполезно, идти на уступки – значит, показывать нетвердость своего характера. Пусть даже ребенок визжит и брыкается, но он будет понимать, что его мама знает, что делает. И от этого успокоится.

                                                                                 Автор — Хоронжевская Евгения, сайт supermams.ru. 

 

Основные правила как научить ребёнка понимать запреты


       1. Не «затирайте» слово «нельзя», иначе оно потеряет свой смысл. Т.е. обезопасьте свою квартиру по мере возможности (поставьте заглушки на розетки, важные бумаги уберите в верхние ящики и т.п.). Должно остаться 3-4 чётких запрета. Подчеркивайте строгость своих запретов интонацией, твердостью голоса и словами "нельзя - опасно". Объясняйте ребёнку, чем это опасно.
        В некоторых случаях нужно просто убрать ребенка из опасного места или забрать у него нежелательный предмет. Но всегда объясняйте, почему вы так поступаете.
        Гораздо разумнее (и понятнее для ребенка) некатегоричные запреты ограничивать другим словом, например, «не надо»: «Не надо сейчас стучать ложечкой, у мамы голова болит».


        2. Запрещая, вы обязательно должны предложить ребёнку другой вариант действий. Т.е., обязательно подойти к малышу и отвлечь его внимание на какую- нибудь интересную ему игру. Тем самым, вы даёте ребёнку понять, что действительно хотите его остановить, а не просто проявляете свой характер.
        Чтобы у ребенка не возникало стресса, или истерики, когда ему что-то запретили, никогда не подходите к нему с пустыми руками. Если мамину косметичку нельзя, то должно же быть что-то интересное, что можно! Вот и предложите ребенку что-нибудь взамен, обязательно произнося при этом слово «а вот это можно».

        Будьте внимательны к состоянию ребенка в каждый конкретный момент. Если он болен, утомлен или у него режутся зубки, то реакции на запрет может быть чересчур бурной. Не воспринимайте это как истерику, будьте терпеливее.


         3. Если вы запрещаете что-то сегодня, то не разрешайте этого же и завтра. Можно так же объяснить ребёнку, что когда он станет большой, ему это обязательно разрешат.
        Будьте последовательны в своих запретах или правилах. Если вы всегда не разрешаете ребенку залезать на подоконник, не стоит ставить его туда своими руками, чтобы помахать ручкой уходящему дедушке. Лучше возьмите малыша на ручки, и пусть там сидит и машет дедушке в окошко. Если мыть руки перед едой нужно всегда, то не забывайте этого делать (мыть руки ребенку своими руками), иначе потом вы не докажете ему, что это обязательное действо.
         Не допускайте, чтобы ребенок добивался своего капризами или очаровательной улыбкой. Будьте твердыми в своих принципах по отношению к тому, что действительно «нельзя». Но будьте строгой только в момент выяснения проблемы «можно – нельзя». Как только эта тема закрыта, будьте опять веселой ласковой мамочкой, от которой можно ждать только хорошее.


        4. В каждой семье есть традиции и правила, которые строго соблюдаются. Продумайте заранее, что с вашей точки зрения надо запретить раз и навсегда, а что нет.


        5. Не думайте, что ребенок будет понимать и запоминать все правила и запреты с первого или второго раза. Для этого нужно время и ваше терпение.


       6. Вознаграждение правильных действий действуют лучше, чем наказание неправильных. Вместо того, чтобы наказывать за ошибки, поощряйте хорошее поведение: хвалите, ласкайте, вознаграждайте чем-либо интересным. Это не значит, что на плохое не стоит реагировать. Надо проявить строгость, но не наказывать ребенка. Чтобы не наломать дров в порыве гнева (не отшлепать ребенка, не наказать его), досчитайте про себя хотя бы до пяти, а лучше до десяти. Это поможет вам успокоиться и собраться с мыслями – решить, как поступить. Помните, что если мы будем кричать на ребенка, то и он возьмет за правило изъясняться криками. И доказать ему потом, что надо разговаривать с сестрой спокойно у вас не получится.


       7. Постарайтесь научиться отличать намеренные проступки от случайных. В случае злостного неповиновения ребенка все-таки стоит поставить на место. Если вы в первый раз пойдете у него на поводу, потом будете считать, что день без истерики – редкое счастье.

       Злостное неповиновение впервые возникает, как правило, после того, как вы позволили что-то непозволительно «на людях».

       Так что, во-первых: не снимайте запретов, даже если боитесь, что другие подумают о вас «не так» (вы не купили что-то малышу, а он расплачется – что подумают люди).
       

Во-вторых: постарайтесь не вводить ребенка в соблазны (самый простой способ в примере с магазином – просто не брать ребенка с собой в магазин).
       И в-третьих: если все-таки, вы однажды промахнулись и теперь ребенок знает, что можно попросить что-то недозволенное и мама купит, вас может ждать показательная истерика с паданием на пол и битьем об пол. Как только это случилось, надо просто взять малыш в охапку и вынести из магазина. Но еще более эффективно в этот момент один раз шлепнуть по попе. Надеюсь, вы раньше этого не делали? Тогда эффект будет просто ошеломляющим. Бить детей нельзя. Тем более младенцев. Но ребенка, который разошелся не на шутку и грозит сделать вашу дальнейшую жизнь кошмаром, можно один раз чувствительно шлепнуть. Метод не вполне гуманный, но очень действенный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как приучить ребёнка к детскому саду".

Советы родителям о том как правильно подготовить ребёнка к детскому саду, рассказать о том чему он там научится....

Как приучить ребёнка к горшку?

Начинать приучать ребенка к горшку лучше всего с 6-7 месяцев, когда малыш научится сидеть. Нужно подобрать горшок подходящего размера (поменьше), чтобы ребёнок не проваливался в него. Почему желател...

Как приучить ребёнка к порядку?!

В комнате некуда ступить ногой… Машинки, детали конструктора, куклы, кусочек яблока, рассыпанная мозайка, надкусанное печенье, брошенная чашка…   Что ж, кажется, пора приучать малыша убирать...

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к труду»

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к труду»...

"Как приучить ребёнка к труду"

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Но не  всегда охотно выполняет он те или иные обязанности....