Конспект занятия с использованием приемов мнемотехники "В стране насекомых".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Суминова Ирина Сергеевна

Цели:

·         Формирование  обобщённого понятия «насекомые»

·         Активизация  словаря детей словами : названия насекомых, их частей тела.

·         Описание насекомых  по схематической модели.

·         Развитие умения выделять лишний предмет из четырех с обоснованием ответа

·         Развитие  образной  речи;  

·         Умение  отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;  

·         Воспитание  доброго отношения к маленьким соседям по планете.

Виды детской деятельности:

• игровая;

• коммуникативная;

• познавательно-исследовательская;

• изобразительная;

• двигательная.

 

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, игрушек;  чтение природоведческой литературы;  заучивание стихов о насекомых;  отгадывание загадок о насекомых; просмотр мультфильмов.

 

Демонстрационный материал:  предметные картинки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;  предметные картинки с изображением пробуждения природы;  дидактическая игра «Четвертый лишний»;  письмо от Незнайки.

 

Раздаточный материал:  листы бумаги по одному на каждого ребенка, цветные карандаши по одному карандашу разных цветов на каждого ребенка.

 

Ход.

1. Введение в учебно - игровую ситуацию (мин)

Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на коврик) .

Воспитатель:

- Ребята, по вашему мнению, в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей) .

-Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей) .

-Как начинает пробуждаться природа после того как заканчивается зима? (ответы детей) .

Воспитатель: с появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.

-Где можно увидеть насекомых? (ответы детей).

-А как бы вы назвали место, где живут все насекомые? (ответы детей) .

К нам пришло письмо с северного полюса от Умки, он никогда не видел насекомых. Попробуем рассказать ему о них.

2. Основная часть.

Ребенок, который отгадывает загадку, выставляет картинку на мольберт.

Отгадайте загадки.

Деловита, домовита,

Голос вовсе не сердитый,

Прожужжала мимо нас:

— Дорог летом каждый час! –

Не до разговора

Во время медосбора…

(Пчела)

(Картинка 1)

Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё? Чем же питается пчела? (Питается нектаром цветов).

Изумрудный вертолёт

У реки летает

Приоткрыв зелёный рот,

Комаров хватает.

(Стрекоза)

(Картинка 2)

-Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё?

Чем она питается? (Оказывается стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых) .

На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

(Бабочка)

(Картинка 3)

-А какие части тела есть у бабочки?

-Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов) .

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

(Кузнечик)

(Картинка 4)

-Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги) .

-Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда) .

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

(Муравей)

(Картинка 5)

-Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него?

-Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)

Жук — жужжит, присев на ножки

Спинка — круглая, как ложка

Два крыла — в горошек

И летать, он — может

(Божья коровка)

(Картинка 6)

-Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .

 

Физминутка: Бабочка

Видишь, бабочка летает, Машем руками-крылышками.

На лугу цветы считает. Считаем пальчиком.

— Раз, два, три, четыре, пять. Хлопки в ладоши.

Ох, считать - не сосчитать! Прыжки на месте.

Задень, за два и за месяц. Шагаем на месте.

Шесть, семь, восемь, девять, десять. Хлопки в ладоши.

Даже мудрая пчела. Машем руками-крылышками.

Сосчитать бы не смогла! Считаем пальчиком.

Дальнейший просмотр картинок, демонстрирующий разнообразие мира насекомых. (Обратить внимание на паука у него 8 ног в отличие от других насекомых.)

 

Воспитатель: смотрите, у нас здесь зашифрованное письмо о насекомых. Как вы думаете, что обозначает каждое окошечко на схеме.

Дети рассматривают  модель «Насекомые», определяют значение каждого окошечка: название, величина, цвет, части тела, их количество , голос, чем питаются, как передвигаются, жилище, как зимует, польза природе.

Воспитатель: представьте, что вы превратились в насекомое и рассказываете о себе.

Дети составляют рассказ  от имени насекомого  по схеме,

Воспитатель помогает наводящими вопросами: сколько у тебя крыльев, бабочка.А где ты прячешься зимой?, умеешь ли ты петь и т.д.

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:

• заяц, волк, лиса, муха (насекомое) ;

• коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое) ;

• божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное) ;

• паук, шмель, орел, комар (птица)

• палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.

-Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

-А сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится. Потом в письме отправим ваши рисунки Умке.

 

3. Заключительная часть.

Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей) .

А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.

А сейчас мы положим ваши рисунки в конверт и отправим их Умке. Чтобы он попал в страну насекомых и увидел, какие они бывают.

Молодцы ребята, спасибо вам большое! До свидания.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов дошкольников с использованием приемов мнемотехники

Особенности развития психических процессов дошкольника. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому- то и способствует мнемотехника. Задачи работы пе...

Использование приемов мнемотехники в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Поэтому педагогическое...

Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....