«Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшей и подготовительной к школе группы через знакомство со сказками народов России»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Сафина Кристина Евгеньевна

Перспективный план работы по самообразованию на 2015-2016 год  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №18» г. Усолье-Сибирское

Перспективный план работы

по самообразованию на 2015-2016 год

Тема: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшей и подготовительной к школе группы  через знакомство со сказками народов России»

Воспитатель: Сафина Кристина Евгеньевна


Цель: Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Задачи:

  1. Изучить пути, средства, методы нравственно-патриотического воспитания детей старшей и подготовительной к школе группы.
  2. Познакомить детей с русскими, бурятскими, татарскими сказками.
  3. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

Актуальность выбранной темы

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций этноса, толерантности. В этом нам и помогут сказки разных народов России. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Одной из важнейших задач патриотического воспитания в подготовительной к школе группы является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к  окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитием детям любви к родине, природе, к истории и культуре народов, населяющих нашу страну.

Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются  культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Народная культура отчетливо прослеживается в сказках, которые несут в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине.

Приобщение к культуре, а именно сказкам другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Ожидаемые результаты

1. Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о России, культуре и многонациональном обществе в детских видах деятельности.

2. Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).

3. Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных, толерантных будущих граждан своей страны.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практическая деятельность/практический выход

1. Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1. Изучение знаний, интереса детей и родителей к данной проблеме

2. Подбор и анализ методической литературы.

1. Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

2. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

3. ФГОС ДОО

4. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: Линка-Пресс,2003

5. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ., 2005

6. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» №1, 2005

7. Н.Г.Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина». 

8. Ватагин Марк  «Сказки народов России», М.:  1988

Работа с детьми

сентябрь

1. Оформление уголка в старшей-подготовительной группе детского сада «Моя Родина – Россия».

2. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

1. Стенд «Моя Родина – Россия».

2. Картотека игр «Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию»

октябрь

Беседа по теме «Страна, в которой я живу-Россия».

Выставка рисунков "Великая Россия".

ноябрь

1.Ознакомление с русскими народными сказками.

3. М/ф «Народы России»

Выставка работ детского творчества «Такие разные народы».

декабрь

1. Ознакомление с бурятскими народными сказками.

2. Беседа «Могут ли дружить народы между собой»?

Выставка работ детского творчества «Сказками славятся народы России. Сказка зимнего леса».

январь

1.Ознакомление с татарскими народными сказками.

2.Закрепление знаний о народах и их культуре.

1. Игровая образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Дружба крепкая очень нам нужна».

2. Создание коллажа «Дружба народов».

февраль

Знакомство с национальными праздниками народов России.

Развлекательное мероприятие «Масленица».

март

Знакомство детей с поговорками, пословицами, потешками и загадками народов России.

Викторина «Что нас объединяет»

апрель

1.Беседа «Русские народные игры»

2. Подвижные игры народов России.

Выставка детских работ «Играя, учимся дружить»

май

1.Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

2. Беседа «Многонациональная страна. Все равны.»

Утренник, посвященный Дню Победы.

Сентябрь-май

Чтение художественной литературы детям:сказки, потешки, загадки; о родном крае, о стране России, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьей

Сентябрь

Консультация «Россия-многонациональная»

октябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина»

ноябрь

декабрь

Создание работ для выставки  «Сказкой славятся народы. Сказка зимнего леса»

Выставка работ ««Сказкой славятся народы. Сказка зимнего леса»

январь

февраль

Привлечение родителей к проведению и организации праздника «Масленица»

Исполнение ролей на празднике «Масленица»

март

Подготовка детей к викторине «Что нас объединяет» (отбор и заучивание пословиц, поговорок, загадок)

Викторина «Что нас объединяет»

апрель

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в семье»

май

Работа по благоустройству участка группы.

1. Конкурс «Постройки и оформление участка группы».

2. Оформление участка группы.

Само реализация

январь

Показ открытого занятия

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Дружба крепкая очень нам нужна».

май

Отчет по теме самообразования

Выступление на педсовете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...

Рецензия На педагогическую разработку картотеки игр Тема: «Развитие логики и мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста».

РецензияНа педагогическую  разработку картотеки игр Тема: «Развитие логики и мышления у детей старшего и  подготовительного к школе  возраста». автор: воспитатель МАДОУ...

Формирование положительных нравственных качеств у детей с ОВЗ в ходе кружковой деятельности "Знакомство со сказкой"

Гармоничное развитие ребёнка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы успешной социализации будущего поколения...