Система образования в Российской Федерации
материал по теме

Инна Петровна Вундер

Система образования в Федеральном законе  (273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система образования в Федеральном законе  (273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Система образования РФ  включает в себя:
  1. федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, которые обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации;  преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения и включают в себя требования к: структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;  результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, устанавливают сроки получения общего и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Исключение составляют федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

  1. образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности, которые определяют содержание образования, самостоятельно разрабатываются, с учетом соответствующих примерных образовательных программ и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Порядок разработки таких программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

К основным образовательным программам относятся:  основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования); основные профессиональные образовательные программы (образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры - стажировки); основные программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих).

К дополнительным образовательным программам относятся: дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы); дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).

«Закон об образовании» устанавливает общие требования к реализации образовательных программ, формы получения образования (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования) и формы обучения (очная, очно-заочная или заочная).

Закон допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

  1. организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

"Закон об образовании» устанавливает следующие типы образовательных организаций, реализующих:

основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация (осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми);
  • общеобразовательная организация (осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования);
  • профессиональная образовательная организация (осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования);
  • образовательная организация высшего образования (осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность).

дополнительные образовательные программы:

  • организация дополнительного образования (осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • организация дополнительного профессионального образования (осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам).

Таким образом, закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

"Закон об образовании» устанавливает правовой статус педагогических работников, их права и свободы и гарантии их реализации; обязанности и ответственность педагогических работников.

Обучающиеся - физические лица, осваивающие образовательную программу.

К обучающимся, в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: воспитанники;  учащиеся; студенты (курсанты);  аспиранты;  адъюнкты;  ординаторы;  слушатели;  экстерны.

"Закон об образовании» устанавливает права, обязанности и ответственность обучающихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

"Закон об образовании» дает родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязывает их заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Также в «Законе»  прописаны права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

  1. федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования.

  1. организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

  1. Законом устанавливаются следующие уровни общего образования в Российской Федерации:  дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; и профессионального образования:  среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации). Также Закон уделяет внимание дополнительному образованию (дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) и профессиональному обучению, которые обеспечивают возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Нормативно-правовые аспекты деятельности образовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии  с «Законом об образовании» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Таким образом, разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов относятся к компетенции образовательной организации.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом: регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей.

Финансово-экономическая деятельность ОО в соответствии с 273-ФЗ.

В соответствии  с «Законом об образовании» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Таким образом, предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования относится к компетенции образовательной организации.

Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность (в том числе на  официальном сайте образовательной организации):

  • информации:
  • об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
  • о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года
  • копий:
  • плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
  • документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.

Новый порядок лицензирования и аккредитации образовательных организаций (ОО) в 273-ФЗ.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ.

Лицензия имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации).

По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

«Законом об образовании» определены  условия, при наступлении которых осуществляется переоформление лицензии, возврат (при наличии оснований),  выдача временной лицензии.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами, с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам.  

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным.

«Законом об образовании» регламентируется: порядок проведения аккредитационной экспертизы, квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, срок действия свидетельства о государственной аккредитации, основания для отказа и лишения государственной аккредитации образовательной деятельности.

В «Законе об образовании» прописаны возможность получения общественной аккредитации организациями, осуществляющими образовательную деятельность и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

 Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ могут формироваться рейтинги аккредитованных профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.

Особенности деятельности ОО в условиях финансово-экономической самостоятельности.

Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Нормативы, определяемые органами государственной власти; нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования,  по каждому виду и направленности образовательных программ с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности в расчете на одного обучающегося.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников.

«Законом об образовании» регулируются:  

  • нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы;
  • расчет субсидий на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ и профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц;
  • создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

Так же  «Закон об образовании» определяет:

  • контрольные цифры приема на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
  • принадлежность имущества, необходимого для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

Состояние и развитие системы дошкольного образования Российской Федерации

Для обеспечения доступного качественного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Создать равные стартовые возможност...

Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса приказываю:1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министер...

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013г. № 662 г.Москва «Об осуществлении мониторинга системы образования»

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013г. № 662 г.Москва «Об осуществлении мониторинга системы образования»...

"Приоритетные направления развития и правовое регулирование системы образования Российской Федерации"

Приоритетные направления развития и правовое регулирование системы образования Российской ФедерацииСт. 41 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»:Двойственное толкование:1. Охран...

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет» Студенческое научное общество Смоленского государственного униве

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет» ...

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

    При реализации программы была проведена оценка эффективности педагогических воздействий, индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики....