Интелектуальное развитие детей дошкольного возраста
статья на тему

Дозморова Юлия Михайловна

Краткое описание интелектуального развития ребенка и примеры игр на развитие данной  сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intedektualnoe_razvitie_doshkolnikov.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет главное назначение, потому что формирует навыки успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстро происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дети с более развитым интеллектом лучше осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах.

Первостепенно в развитии интеллектуальных способностей дошкольников выступает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, у детей повышается появляется интерес к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • развитие речи и речевого общения;
  • развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Все вышеперечисленные компоненты можно развивать с помощью игр предложенных ниже:

Задания на  обозначение предметов

1.  «Придумай сам»- учить детей видеть в различных предметах возможные заместители (2 младшая, средняя, старшая группы)

2. «Зверюшки на дорожках»- учить детей пользоваться заместителями - уметь соотносить картинки с определенными значками (2 младшая, средняя,  старшая, подготовительная к школе группы)

3. «Загадки и отгадки» - учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической (для всех возрастов)

4. « Солнышко и дождик »- учить детей обозначать один предмет с помощью другого (домиком может быть стульчик, угол комнаты, отделенный натянутой веревкой, расчерченные мелом круги) – (для всех возрастов)

5. «Через ручеек»- учить детей по-разному обозначать предметы в игровой ситуации» (2 младшая группа)

 6,7.  « Наседка и цыплята», « Лохматый пес» - учить детей по - разному обозначать предметы в игре (2 младшая группа).                                                        8.«Мышеловка» - показать детям, что при помощи действия можно обозначить предмет  (средняя, старшая, подготовительная к школе группы).

9.«Зайцы и волк»- учить сопоставлять план с пространством групповой комнаты (средняя группа).

Задания на  анализ строения предмета:

 10.«Сложи картинку», «Танграм» - учить детей анализировать элементарную контурную схему (для всех возрастов ).

11. «Нарисуй картинку  палочками»- учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины (2 младшая, средняя, старшая группы)

  1. «Пирамидки» - учить детей анализировать  строение предмета с помощью его схематического изображения

 ( старшая, подготовительная к школе группы).

13. «Звезды на небе»- учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным.  Познакомить с символикой некоторых созвездий (старшая , подготовительная к школе группы).

14. «Веселые человечки»- Учить детей анализировать элементарную схему (старшая, подготовительная группы).

Задания на выделение  пространственных отношений:

15.«Поезд» - учить соотносить план комнаты с реальной комнатой (2 младшая группа).

16.«Кукла Маша купила мебель» -

Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана (2 младшая, средняя, старшая группа).

17. «Куда спрятался  жучок?»- учить детей свободно пользоваться планом (средняя,  старшая,  подготовительная к школе группы).

18. «Найди игрушку» - учить детей ориентироваться по плану в  групповой комнате (старшая, подготовительная к школе группы).

19. «Секреты»- учить детей ориентироваться пол плану на участке детского сада (старшая, подготовительная к школе группы)

Задания на создание новых образов

20.  «Какая игрушка?»- развивать воображение детей, учить представлять себе предметы по их схематическим изображениям (для всех возрастов).                                                                         21. «Что это такое?»,22. «На что это похоже?»- учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов

(для всех возрастов).

23. «Волшебные картинки», «Перевертыши»  - учить детей создавать образы на основе схематичного изображения (средняя, старшая группы).

Задания на использование логических отношений:

24.  «Кто веселее?»- учить детей располагать предметы в заданной последовательности (старшая, подготовительная к школе).

25. «Угадай, как нас зовут?»- учить расшифровывать слова предложенным способом (символическое замещение). Выделять в слове первый звук (подготовительная  к школе группа).

Источник:
http://womanadvice.ru/intellektualnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta#ixzz3z0Chn500 
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...