"О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка"
статья на тему

Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«О влиянии педагогического общения

на эмоциональное самочувствие ребенка»

Командин Е.Н.,

педагог-психолог

МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорск

Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность детей дает воспитателю больше времени уделять индивидуальному общению с ребенком, что в свою очередь способствует более полному удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Но, к сожалению, именно во время самостоятельной деятельности детей педагог уделяет внимание индивидуальному общению с ребенком лишь эпизодически, направленным, как правило, на устранение возникшего между детьми конфликта, причем это вмешательство не нацелено на выявление подлинной причины конфликта, что может вызвать отрицательное эмоциональное состояние ребенка, а также привести к дисгармонии в его взаимоотношениях как с воспитателем, так и с детьми. Систематическое же невнимание воспитателя к ситуациям, требующим его помощи, часто приводит к накоплению отрицательных эмоций и возникновению отрицательного эмоционального самочувствия, определяемого в психологии как эмоциональное неблагополучие.

Чтобы контакты воспитателя с ребенком приносили им взаимное удовлетворение, воспитателю необходимо быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка, адекватно интерпретировать его поведение в конкретной ситуации, находить правильные способы взаимодействия с ним с учетом наметившихся изменений в его поведении. Воспитатель должен помнить то, что, взаимодействуя с ребенком, испытывающим эмоциональный дискомфорт, связанный с его положением в обществе сверстников, он может или помочь ребенку преодолеть возникшие трудности, или еще более отдалить его от других детей, например, неосторожным замечанием в их присутствии.

Кроме того, помощь воспитателя в разрешении того или иного конфликта способна поддержать положительное эмоциональное состояние в группе, развить доверие и доброжелательность во взаимоотношениях между детьми, установить взаимный контакт с ними.

Взаимодействуя с ребенком, воспитатель использует разные формы общения, выбирая из них те, которые наиболее адекватно соответствуют ситуации (непосредственно – эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная).

Косвенным показателем эмоционального состояния ребенка является его поведение, варианты которого различны:

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Дети стремятся быть как можно ближе к воспитателю, используют любой повод, чтобы обратить на себя внимание, заслужить одобрение. Такие дети могут поделиться с воспитателем самым сокровенным, способны на ревность в ответ на внимание воспитателя к другим детям. Стремясь привлечь внимание к себе, они идут даже на нарушение дисциплины. В основе такого поведения может лежать отсутствие понимания в семье. Такие дети особенно нуждаются в непосредственно-эмоциональной форме общения с воспитателем, отсутствие которой может привести к эмоциональному неблагополучию. Устойчивая симпатия к воспитателю помогает ребенку приобрести положительный опыт установления контактов со взрослыми, но может привести к коммуникативной несамостоятельности, к росту зависимости от воспитателя. Общаясь с детьми, для которых характерен такой тип поведения, опираясь на их устойчивую симпатию, воспитатель должен постепенно от непосредственно-эмоциональной формы общения переходить к ситуативно—деловой, не забывая об «эмоциональных поглаживаниях» (термин, введенный американским психотерапевтом Э. Берном, формы контакта, в основе которых – признание и уважение другого человека, что, безусловно, поможет расширить круг общения таких детей, вовлечь в него сверстников.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Дети хотят общаться с определенными детьми из группы, как правило, лидерами, причем они используют все средства, чтобы привлечь к себе интерес: от «подкупа» (сласти, игрушки) до внешней агрессии (разрушают постройки, отбирают игрушки и т. д.). Если ребенок, к которому такие дети испытывают симпатию, соглашается играть с ними, то они с удовольствием принимают на себя любые роли, не претендуя на ведущие, а «охлаждение» со стороны понравившегося сверстника вызывает недоумение, а потом и разочарование, что может вызвать ситуацию эмоционального неблагополучия, породить агрессивность и недоброжелательность к другим детям. Дети, для которых типичен второй вариант поведения, нуждаются, прежде всего, в личностном и одновременно деловом общении с воспитателем.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

Этот тип поведения типичен для детей, которые поначалу недоброжелательно относятся ко всем сверстникам, охотно общаются с ними в совместной деятельности, но не способны установить продолжительный контакт с ними из-за отсутствия навыков общения. В результате такие дети начинают с осторожностью относиться к общению с окружающими. Если вовремя не помочь им, то в них могут развиться такие черты, как робость, нерешительность, застенчивость, которые  мешают полноценному общению. К сожалению, такие дети, как правило, выпадают из поля зрения воспитателя, так как не приносят ему особых хлопот. Они не заметны на фоне других детей группы, но порой за этой незаметностью скрывается целая драма – неудовлетворенная потребность в общении, что может привести к эмоциональному неблагополучию. Задача воспитателя – помочь таким детям наладить контакты со сверстниками, вовлекая их в совместную деятельность, при которой необходимы согласованные действия, учет мнений и интересов всех. С такими детьми предпочтительней является деловая форма общения, позволяющая им стать интересными для детей партнерами в совместной деятельности. Для таких детей очень важно одобрение, но пользоваться им нужно осторожно: чрезмерное захваливание, не имеющее под собой реальных оснований, может принести ребенку вред или оттолкнуть его от воспитателя, ведь дети, может быть, как никто другой, чувствуют фальш.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ

Дети, характеризующиеся таким типом поведения, не испытывают достаточно выраженной потребности в общении с педагогом и сверстниками. Они крайне редко обращаются к воспитателю, скованны в его присутствии, предпочитают индивидуальные игры или общение с одним или двумя сверстниками, в основном из тех, с кем не общаются другие дети. К причинам такого поведения можно отнести: редкое посещение дошкольного учреждения из-за частых болезней, глубокую привязанность к родителям и т. д. Среди таких детей могут оказаться одаренные. В этом случае предпочтительной оказывается личностная форма общения, контакт с воспитателем, который должен разобраться в причинах несформировавшейся потребности общения с окружающими.

Таким образом, чтобы добиться эмоционального благополучия ребенка в детском саду, воспитателю необходимо понять причину душевного дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая наиболее адекватна характерному для ребенка типу поведения и той потребности, которая оказывается неудовлетворенной в данной, конкретной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ВЛИЯНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ДОШКОЛЬНИКА

           Увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность детей, за счет сокращения обще групповых занятий – одно из основных направлений совершенс...

Влияние физкультурных досугов на эмоциональное самочувствие дошкольников.

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительно...

Консультация «Влияние педагогического общения на эмоциональное состояние детей»

Развитие эмоционально-волевой сферы –один из важных аспектов воспитания ребенка.Игры на развитие эмоционально- волевой сферы помогут ребенку научиться контролировать свои эмоции....

Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников» (с детьми старшего дошкольного возраста)

Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»(с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: расширение  круга  методов и приемов по улучш...

Конспект музыкального занятия «Влияние музыки на эмоциональное самочувствие ребенка. Зимние истории»

КОНСПЕКТМУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ«Влияние музыки на эмоциональное самочувствие ребенка. Зимние истории»...

Конспект игрового занятия «Зимние истории (влияние музыки на эмоциональное самочувствие ребенка)»

Конспект игрового занятия «Зимние истории(влияние музыки на эмоциональное самочувствие ребенка)»...