Картотека дидактических игр
картотека (младшая группа)

Неволина Евгения Викторовна

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

ДУЕТ ВЕТЕР 
Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. 
Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья. 
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса. 


ВО ДВОРЕ 
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. 
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, 
собакакорова
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки. 
Ку-ка-ре-ку! 
Кур стерегу. 
Кудах-тах-тах! 
Снеслась в кустах. 
Мур-мур-мур, 
Пугаю кур! 
Ам-ам! Кто – там? 
Кря-кря-кря! 
Завтра дождь с утра! 
Му-му-му! 
Молока кому? 
           (А. Барто) 
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д. 


ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА 
Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию. 
Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, 
медведь, лягушка. 
Ход: Воспитатель сопровождает свой 
рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу. 
Запела девочка песенку, 
Пела, пела и допела. 
- Теперь ты, петушок, пой! 
- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок. 
- Ты спой, мурка! 
- Мяу-мяу, - спела кошка. 
- Твоя очередь, уточка! 
- Кря-кря-кря, - затянула уточка! 
- А ты,
 Мишка
- Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь. 
- Ты, лягушка, спой 
- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка. 
- А ты, кукла, споешь? 
- Ма-ма, ма-ма! 
Сладкая песенка! 
  (Г. Гербова) 
В конце 
рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?».  


КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА 
Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве. 
Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей) 
Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол). 
Вышла курочка гулять, 
Свежей травки пощипать, 
А за ней ребятки, 
Желтые цыплятки. 
Ко-ко-ко да ко-ко-ко, 
Не ходите далеко, 
Лапками гребите, 
Зернышки ищите! 
(Т. Волгина) 
Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко».  


ГАВ-ГАВ 
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию. 
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка. 
Ход: Воспитатель сопровождает 
чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц. 
«Гав! Гав!» – на заре, 
«Гав! Гав!» – на дворе. 
На дворе щенок бежал, 
А в конюшне конь заржал. 
Он сердился: «Ты чего 
Спать мешаешь? И-го-го!» 
И сказал теленок: «Му!»   
Спать мешает он ему. 
И сказал теленок: «Пи! 
Ты, щенок, еще поспи!» 
А козленок: «Ме!» да «Ме!», 
«Подремать не дали мне». 
А щенок все «Гав!» да «Гав!», 
У него веселый нрав! 
И веселый этот нрав 
Называется «Гав – гав!» 
(по Т. Волгиной) 
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.  

 
НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ 
Цель: Та же 
Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка. 
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок. 
Наши уточки с утра: 
 - Кря-кря-кря! 
 - Кря-кря-кря! 
Наши 
гуси у пруда: 
 - Га-га-га! 
 - Га-га-га! 
А индюк среди двора: 
 - Бал-бал-бал! 
 - Бал-бал-бал! 
Наши гуленьки вверху: 
 - Грру-грру-грру! 
 - Грру-грру-грру! 
Наши курочки в окно: 
 - Ко-ко-ко! 
 - Ко-ко-ко! 
А как Петя-петушок 
Рано-рано поутру 
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!» 
(Русская народная 
песня
«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков. 


ЧАСЫ ТИКАЮТ 
Цель: Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо. 
Оборудование: Большие и маленькие 
часы
Ход: Воспитатель показывает ребенку 
часы и говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие – тихо  «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так».  Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть). 

 
ЛОШАДКА 
Цель: 
Обучение отчетливому произношению звука «и». 
Оборудование: Игрушечная лошадка. 
Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и». 


АВТОМОБИЛЬ 
Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве. 
Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки. 
Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». 

 
БАРАБАН 
Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса. 
Оборудование: Барабан. 
Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания – громко и тихо. 


КАП – КАП – КАП 
Цель: Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо. 
Оборудование: Картинка с изображением дождя. 
Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку: 
Дождик, дождик, 
Кап-кап-кап! 
Мокрые дорожки. 
Нам нельзя идти гулять – 
Мы промочим ножки. 
(Русская народная песенка) 
Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап». 


ТУК-ТУК 
Цель: Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма. 
Оборудование: Игрушечный молоточек. 
Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком. 

ОЛИНЫ ПОМОЩНИКИ 
Цель: Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных. 
Оборудование: Кукла. 
Ход: Воспитатель говорит детям, что к ним в 
гости пришла кукла Оля со своими помощниками и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать. Затем воспитатель показывает, как кукла моргает и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)». Аналогично рассматриваются Ноги, руки, уши и т.д. После этого воспитатель читает детям стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце каждого четверостишья: 
Оля весело бежит 
К речке по дорожке, 
А для этого нужны 
Нашей Оле … (ножки). 
Оля ягодки берет 
По две, по три штучки. 
А для этого нужны 
Нашей Оле …(ручки). 
Оля ядрышки грызет, 
Падают скорлупки. 
А для этого нужны 
Нашей Оле … (зубки). 
Оля смотрит на кота, 
На картинки – 
сказки
А для этого нужны 
Нашей Оле … (глазки). 

ДРУЗЬЯ 
Цель: Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 
Оборудование: Картинки с изображением животных разных по размеру (большая 
собака – маленькая собачка и т.п.) 
Ход: Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением маленьких по размеру животных, себе же оставляет изображения больших по размеру животных. Затем показывает детям картинку, например, собаки и говорит: «Собаке грустно. У нее нет друга. Давайте поможем собаке найти друга». Ребенок ищет подходящую картинку с изображением другой собаки. Далее, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что у большой собаки друг – маленькая собачка, и просит малыша повторить (собачка). Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все 
животные не найдут себе друзей. 


НАЗОВИ ЛАСКОГО 
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 
Оборудование: Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, 
животные,транспорт и др.), в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить. 
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением предмета из серии, например, «транспорт» и спрашивает что это (машина). Затем просит ребенка назвать машину ласково (машинка). Игра повторяется с картинками самолета, грузовика, паровоза и т.д. 

ОДИН – МНОГО 
Цель: Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных. 
Оборудование: Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д. 
Ход: Воспитатель показывает детям картинку с изображением, например, кошки и говорит: «Кто это? (кошка). Кошке грустно, давайте найдем ей друзей». Ребенок ищет картинку с изображением нескольких кошек. Воспитатель спрашивает, кто нарисован на этой картинке, побуждая детей употреблять существительные множественного числа (кошки). Или: «Что это? (машина). А где еще машины?». 
Картинки подбираются в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить. Также можно делать акцент на количество игрушек, изображенных на картинке: Один – много. 


КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ? 
Цель: Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. 
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца,
 медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. 
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку или игрушку, например, медведя и говорит: «Кто это? (медведь). Покажи, чем питается медведь (ребенок показывает ягоду или картинку с ее изображением). Правильно, медведь питается ягодой. Повтори». Игра продолжается. 


КТО ЧТО ЕСТ? 
Цель: Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает». 
Оборудование: то же. 
Ход: тот же, только вместо творительного падежа, существительные употребляются в винительном падеже. Например: медведь ест ягоду, заяц грызет капусту, кошка лакает 
молоко, собака грызет косточку. 
Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе 
Цель этих игр: Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные 
эмоции


ПАРОВОЗИК 
Ход: Воспитатель предлагает детям покататься на поезде, говорит: «Паровозиком будет Илья, а мы все – вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком». Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя мальчика, идущего впереди: «Илья, Илья, Илья…». Затем паровозиком назначается другой ребенок и игра повторяется.  

МЫ ХОРОШИЕ 
Ход: Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время занятий или других видов деятельности. 


УЛОЖИМ КУКЛУ СПАТЬ 
Цель: Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями. 
Оборудование: Кукла с комплектом одежды,
 кукольная кроватка. 
Ход: Воспитатель предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу, воспитатель комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т.д. По ходу игры воспитатель должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?». Если малыш затрудняется ответить, воспитатель отвечает сам. 


КУКЛА ПРОСНУЛАСЬ 
Цель: Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета. 
Оборудование: Кукла на кроватке, комплект ее одежды. 
Ход: Воспитатель демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а воспитатель сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку. Маечка чистая, она белого цвета».  Затем воспитатель задает вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?» и т.п. 

К КУКЛЕ ПРИШЛИ ГОСТИ 
Цель: Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением. 
Оборудование: Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка. 
Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что к кукле пришли 
гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть на стол к чаю, дает малышу поручения: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания воспитатель активизирует речь детей, задавая вопросы: «что ты делаешь? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т.п. Если малыш затрудняется, воспитатель сам отвечает на вопросы.  

 
УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ 
Цель: Закрепить название предметов посуды, ее величины. 
Оборудование: Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине. 
Ход: Воспитатель говорит, что к детям в гости пришла кукла со своей дочкой и предлагает детям угостить их чаем: «Давайте накроем на стол к чаю. Кукла-мама – большая. Она будет пить чай из большой чашки, а кукла-дочка – маленькая. Она будет пить чай из маленькой чашки». Затем воспитатель предлагает ребенку расставить чашки и раздать ложечки соответственно величине кукол, сидящих за столом. Важно следить за правильностью выполнения задания, при необходимости, помогать ребенку, комментируя свои и его действия; активизировать словарь с помощью наводящих вопросов. 

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК 
Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме. 
Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке. 
Ход: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. 


УЗНАЙ И НАЗОВИ 
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы. 
Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке. 
Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.  


ЧТО В КОРЗИНОЧКЕ ЛЕЖИТ? 
Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества. 
Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие. 
Ход: Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.  


ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ 
Цель: Уточнять и расширять словарь ребенка по теме. 
Оборудование: Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке. 
Ход: Воспитатель показывает ребенку мешочек и предлагает посмотреть, что в нем лежит. Ребенок по одной достает игрушки и рассматривает их. Воспитатель активизирует речь детей вопросами. Например: «Кто это? (Собачка). Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Как кричит собачка? И т.д.». Если малыш затрудняется ответить, воспитатель помогает ему. Игра продолжается. 


КТО ТАК КРИЧИТ? 
Цель: Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. 
Оборудование: Игрушки или картинки домашних животных. 
Ход: Дети сидят за столом или на ковре, перед ними – игрушки или картинки домашних животных. Воспитатель предлагает им узнать, кто так кричит. Например: «Кто кричит «мяу»? Правильно, кошка». Затем воспитатель предлагает ребенку найти игрушку кошки или картинку с ее изображением. Игра продолжается. 


КОГО МЫ ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ? 

Цель: Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках. 
Оборудование: Предметны картинки из серии «Дикие животные». 
Ход: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто здесь нарисован? Да, зайчик. Зайчик серого цвета, у него длинные ушки. Какого цвета зайчик? Какие у него ушки?» и т.п.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...