Деловая игра для педагогов "Тест на толерантность"
методическая разработка по теме

Рудковская Люция Наримановна

Актуализировать и развивать толерантное самосознание педагогов дошкольного учреждения. Дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности; предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию  толерантных качеств у дошкольников;  смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_s_pedagogami_test_na_tolerantnost.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Тюменская область г.Мегион

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Ласточка»

КОНСПЕКТ

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«ТЕСТ НА ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

                Подготовила: Рудковская Л.Н.,

социальный педагог

Цель: Актуализировать и развивать толерантное самосознание педагогов ДОУ.

Задачи:

- дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности;

- предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию  толерантных качеств у дошкольников;

- смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

I. Мотивационно - организационный этап

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наша сегодняшняя встреча посвящена толерантности. Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение. Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке мы говорим с людьми и окружающим миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Нашу взрослую игру мы так и назвали «Тест на толерантность».

II. Содержательный этап

Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но все мы проходим одни и те, же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице и переходим со ступеньки на ступеньку (на ватмане продемонстрировать ступеньки и их названия)

                                                                            «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

                              «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

                     «МИР ЛЮДЕЙ»

               «Я»  

Вначале какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять - «Кто такой "Я"».

Затем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер.

Переходя на ступеньку, именуемую «Окружающий мир», мы видим жизнь еще в большем многообразии. Этот мир имеет политический фон, социальную окраску. Светлые моменты справедливости соседствуют с мрачными проявлениями жестокости и обмана. Вот здесь наше «Я» подвергается настоящему испытанию: «Как выжить и не сломаться?» «Как найти свое место в мире? »

И самая высокая ступень жизненного пути - творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений.

Я предлагаю вам пройти по этим ступенькам. Итак, мы начинаем.

Первая ступенька, именуемая, Ступенька «Я»

2.1. Игровое проектирование «Самопрезентация».

Перед Вами листочки, на которых указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, что таковыми не являются. Необходимо выбрать качества, которые присущие вам.

АККУРАТНОСТЬ      

БЕСПЕЧНОСТЬ  

ВДУМЧИВОСТЬ

ОБИДЧИВОСТЬ  

ОСТОРОЖНОСТЬ

ГРУБОСТЬ

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ    

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

ГОРДОСТЬ

ПОЭТИЧНОСТЬ

УВЛЕКАЕМОСТЬ

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ

ЗАБОТЛИВОСТЬ

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

ХОЛОДНОСТЬ

ЗАВИСТЛИВОСТЬ

РАДУШИЕ

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ

ИСКРЕННОСТЬ

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ

УПОРСТВО 

КАПРИЗНОСТЬ

ЛЕГКОВЕРИЕ

МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ

ЭГОИЗМ

МНИТЕЛЬНОСТЬ

МСТИТЕЛЬНОСТЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ

НЕЖНОСТЬ

НЕРВОЗНОСТЬ

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ

НЕСДЕРЖАННОСТЬ

ОБАЯНИЕ

А есть ли среди вас такие, кто отметил для себя не только положительные качества, но и не самые положительные качества? Поднимите руки. А кто сможет вслух их озвучит?

Резюме. Сейчас, каждый из вас определил свой характер, открыто и честно взглянул на себя. Пусть сегодня не все были готовы вслух озвучить отрицательные качества характера, но признавая их внутри себя, отметив их для себя это уже хорошо, потому, что признание своих слабых качеств есть не что иное, как возможность духовного роста.

 (На ступеньку наклеивается человечек).  

Помимо характера, у каждого из нас есть особая сфера, которая отражает наше «Я» - это область наших чувств (на ступеньку наклеивается сердце). Чувства делают жизнь человека насыщенной и во многом определяют наше поведение.

        Давайте же сейчас немножко погрузимся в наши чувства и вспомним те жизненные ситуации, которые у нас эти чувства вызывают.

2.2.Размышление на тему «Со мною вот что происходит»

Я начинаю фразу, а вы её заканчиваете.

  • мне весело, когда...
  • мне обидно, когда...
  • я радуюсь, если мне...
  • я обижаюсь, когда...
  • я боюсь, когда...
  • мне не нравится, когда...
  • я теряюсь, если...
  • я не люблю, когда...
  • я злюсь, когда...
  • мне хорошо, если...
  • я плачу, когда...
  • я люблю, когда...
  • терпеть не могу, когда...

Резюме. В жизни каждого человека происходит много событий и ситуаций, и все они
вызывают в нас различные чувства (положительные и отрицательные). И важно, чтобы мы не были рабами негативных эмоций, под их влиянием мы забываем о чуткости, отзывчивости и терпимости. Душу надо всегда настраивать на хорошее. Особенно нам, педагогам.

Если мы с вами сейчас были искренними, то можем двигаться дальше, на следующую ступеньку

III. Игровой этап:

Вторая  ступенька «Мир людей»

Познавая себя, свои чувства и ощущения, человек делает шаг на другую ступеньку своей жизни, которая вводит его в мир людей. Здесь мы осознаём, что ни одни, пытаемся строить отношения с другими людьми, проявляем свой характер и свои чувства. Итак, мы с вами на следующей ступеньке. И я предлагаю вам упражнение «Сходства и различия».

  • Топните те, кто умеет вязать;
  • Встаньте те, кто любит сладкое;
  • Издайте клич индейцев те, кто любит природу;
  • Помашите рукой те, кто любит праздники;
  • Похлопайте себя по коленкам те, кто не любит заниматься спортом;
  • Покачайте головой те, кто не умеет играть на музыкальных инструментах;
  • Потрите ладошки друг о друга те, кто хочет в отпуск;
  • Закиньте ногу на ногу те, кто любит танцевать;
  • Мяукните те, у кого дома есть домашние животные;
  • Хлопните в ладоши те, кто любит детей.

Резюме. Вот видите, мы с вами в чем-то очень разные, а в чем-то похожи. Иногда мы видим только различия и совсем не замечаем между собой сходств. И эта «разница» во взглядах на жизнь является источником непонимания, ссор и конфликтов. И только делая акцент на общем между людьми, на сходствах, которые нас объединяют, мы сможем  быть  терпимее к окружающим.

Мир людей - это не только сходства и различия, но еще и общие цели, интересы и совместная деятельность. И здесь без толерантности не обойтись.

Игра «Волшебное солнышко». Предлагаю разделиться на команды по 4-5 человек. Задание такое составить одно, общее предложение, добавляя слова к слову «Солнышко».

Можно перед словом Солнышко, после этого слова, но необходимо помнить, чтобы это было красивое, складное, большое предложение.

Резюме. Вот как замечательно у нас все получилось, как здорово мы справились с заданием, а все потому - что вы были одной командой, и все наши действия были подчинены общей цели. Вот и в жизни так, когда мы делаем что-то вместе, когда каждый вкладывает в это дело частичку себя, результаты превосходят все ожидания. Но занимаясь общим делом, очень важно, насколько мы терпимы по отношению друг к другу, насколько мы готовы понять и принять человека, находящегося рядом с нами. Именно это определяет успешность совместной деятельности и те отношения, которые складываются у нас друг с другом.

ΙΥ. Игровой этап:

 Ступенька «Окружающий мир»

     Окружающий мир - это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до размеров государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты.

        И как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Неприятности делают наше утро - хмурым, настроение - унылым, глаза - мокрыми, дела - заброшенными. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс. (на ступеньку прикрепляются тучка и солнышко)

4.1. Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».

Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.

Вы поругались с любимым человеком.

Вы опоздали на электричку.

Вы сегодня не ели, и обед не предвидится.

Вы сломали ногу.

Вас вызвали в школу.

У вас обокрали квартиру.

Резюме. Часто бывает в жизни так: произошло какое-то событие, один - злится, другой - грустит, а третий - радуется. Наши чувства и переживания зависят только от Вас, а не от кого-то или чего-то. Есть только три горя: болезнь, смерть и плохие дети. Все остальное - неприятности.

Во всем, что происходит вокруг вас нужно, как можно больше видеть положительных моментов.

V. Заключительный этап:

Ступенька «творческая мастерская»

Самая высокая ступень - в творческую мастерскую. Подъем на нее нелегок и крут. Но, поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает. И я предлагаю Вам проявить своё творчество.

Упражнение «Образ толерантности»: Каждому из Вас нужно будет сейчас вылепить из пластилина «Образ толерантности». Представьте, как «толерантность» могла бы выглядеть, какие ассоциации возникают у Вас с этим словом, и воплотите их в образе.

Педагоги делают из пластилина «образ толерантности». Каждый озвучивает свой образ.

Заключение: Сегодня мы проверили себя на толерантность. И хотя это была всего лишь игра, я надеюсь, что каждый из нас сегодня что-то для себя осознал и открыл, над чем-то задумался. Впереди у нас много времени, чтобы строить свою работу и свою жизнь на основе терпимости, любви и доброты! И стараться воспитывать в детях чувство толерантности. Существует разнообразные формы и методы работы с детьми по формированию и воспитанию у них толерантности. Вы наверняка применяете их в своей работе, освежу вашу память и расскажу о некоторых из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»

 Цели игры:познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;научить педагогов  конкр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»

Данная презентация разработана к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»  (см. в разделе Методические разработки Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»...

Деловая игра с воспитателями «Толерантность»; Подготовили и провели - Методист ГБОУ лицей 1571 дошкольное отделение «Ладушки» Куликова Д.А. и Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е.

Подготовили и провели,Методист ГБОУ лицей 1571 дошкольное отделение «Ладушки»Куликова Д.А.Воспитатель группы № 5Дудорова Т.Е.      Москва 2013 Деловая игр...

Деловая игра с воспитателями «Толерантность»

Цели игры:дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности;предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию толерантных качеств у дошкольников;смоделировать профессио...

Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности»

Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности» Познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить ...

Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».

Сценарий  деловой игры  на педагогическом совете  «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач  нравственно – патриотического воспитания»....

Деловая игра с педагогами "Воспитание толерантности"

Деловая игра  с педагогами "Воспитание толерантности"...