Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности»
материал на тему

Зейналова Сара Нажмудиновна

Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности»

 Познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;

создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;

научить педагогов  конкретным приёмам, позволяющим развить у себя   качества толерантной личности;

развить желание принимать активное участие в игре, работать коллективно;

закрепить знания педагогов по теме «воспитание толерантности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»

Деловая игра с педагогами на тему:

«Воспитание толерантности»

                 Воспитатель: Зейналова Сара Нажмудиновна.

г. Покачи

2013г

Деловая игра с педагогами

на тему «Воспитание толерантности»

Цели игры:

  1. познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;
  2. создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений; 
  3. научить педагогов  конкретным приёмам, позволяющим развить у себя   качества толерантной личности;
  4. развить желание принимать активное участие в игре, работать коллективно;
  5. закрепить знания педагогов по теме «воспитание толерантности».

  1. Вводная часть

Слайды 1, 2

Цель:  познакомить участников с известными  формулировками понятия «толерантность».

Время на проведение: 7-10 минут.

Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Слайд 3

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  •  во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  •  в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
  •  в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  •  в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Слайды 4,5

Толерантность - это милосердие;

Толерантность - это сострадание;

Толерантность - это уважение;

Толерантность - это доброта души;

Толерантность - это дружба.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Слайд 6

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

Слайд 7

Есть два пути развития личности:

Толерантная личность

Интолерантная личность

доброжелательность

непонимание

понимание и принятие

игнорирование, эгоизм

чуткость, любознательность

выражение пренебрежения, нетерпимость

снисходительность, доверие, гуманизм

 

раздражительность, равнодушие,

цинизм, немотивированная агрессивность

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Слайд 8

Правила толерантного общения:

  • Уважай собеседника
  • Старайся понять то, о чем говорят другие
  • Отстаивай свое мнение тактично
  • Ищи лучшие аргументы
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого
  • Стремись учитывать интересы других

Слайд 9

Сплочённый коллектив! Чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Слайд 10

В заключение  вводной части мне хотелось бы сказать, что наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.

        

Слайд 11, 12

Практическая часть с педагогами

1. Разминка

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в коллективе.

Время на проведение: 3-5 минут.

Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса Владимировна, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста,  или одинаковый цвет волос и т.д.)». Лариса Владимировна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива.

Время на проведение: 3-5 минут.

Материалы: мяч.

Предлагаю участникам придумать комплименты друг для друга. Бросаю мяч одному из участников и говорю ему комплимент. Например: «Татьяна Фёдоровна, Вы очень справедливый человек» или «Наталья Анатольевна, у Вас замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

  1. Основная часть

Педагоги делятся на 2 команды, придумывают название каждой команде.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: продолжить работу с определением толерантности, развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.

Материалы: 2 мольберта, 2 листа бумаги А3, цветная бумага, белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч.

Время на проведение: 6 минут.

Сейчас командам предстоит создать эмблему толерантности. Каждая команда попытается создать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Творческий процесс займёт 6 минут. После завершения, работы вывешиваются на мольберты, команды рассматривают эмблемы друг друга, проводится презентация эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Основные черты толерантной личности»

Цель: показать многоаспектность значения слова «толерантность», закрепить качества, присущие  толерантной личности.

Материалы: 2 листа А3, 2 конверта со словами и солнцем.

Время на проведение: 3 минуты.

Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.

- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Команды наклеивают на плакат – солнце (овал и лучи с качествами толерантной личности)

В каждом конверте по 10 слов.

Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт №2: Доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

После того, как команды завершили работу, плакаты вывешиваются на мольберты, команды называют те качества, присущие толерантной личности.

Упражнение «Покажи толерантный поступок»

Цель: закрепить умение совершать толерантные поступки, развить творческие способности педагогов, умение показать без слов, используя мимику, жесты, пантомимику, толерантный поступок.

Материалы: 4 конверта со словами, характеризующими толерантную личность.

Время на проведение: 5-7 минут.

Каждой команде предлагается взять по 2 конверта, в течение 2-х минут придумать и показать толерантный поступок из жизни детей, используя жесты, мимику, пантомимику. В данном задании запрещается использовать слова. Другая команда должна угадать, какой толерантный поступок был показан.

Упражнение « Вспомни и назови»

Цель: продолжать закреплять понятие «толерантность», развивать память педагогов, умение вспомнить пословицы и поговорки о толерантности.

Время на проведение: 5-10 минут.

Командам предлагается вспомнить и назвать пословицы и поговорки, характеризующие толерантную личность (о дружбе, милосердии, терпимости, доброте и т.д.).

Упражнение «Музыкальная пауза»

Цель: повысить эмоциональный настрой педагогов, сплотить коллектив исполнением коллективной песни.

Время на проведение: 3-5 минут.

Предлагаю вспомнить песни о дружбе. После приглашаю по одному представителю от каждой команды, предлагаю выбрать  конверт («Вместе весело шагать», «Дружба крепкая не сломается») и под музыкальный аккомпанемент спеть песню.

  1. Заключительная часть

Рефлексия игры.

– Мы познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

– Что понравилось?

– Считаете ли Вы целесообразным проводить такие игры среди педагогического коллектива?

– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?

– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Тексты песен

«Дружба крепкая не сломается»

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

"Не разлить водой" - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -

Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -

Вот что значит настоящий верный друг.

«Если с другом вышел в путь»

  1. Если с другом вышел в путь

Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть

А с друзьями много

Припев:

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной

  1. Там где трудно одному

Справлюсь вместе с вами

Где чего-то не пойму

Разберем с друзьями

Припев:

  1. На медведя я друзья

Выйду без испуга

Если с другом буду я

А медведь без друга

Припев:

  1. Если с другом вышел в путь

Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть

А с друзьями много

«Вместе весело шагать по просторам»

Припев:

Вместе весело шагать

По просторам по просторам по просторам

И конечно припевать лучше хором

Лучше хором, лучше хором

  1. Спой-ка с нами перепелка, перепелочка

Раз иголка два иголка будет елочка

Раз дощечка два дощечка будет лесенка

Раз словечко два словечко будет песенка

Припев:

  1. В небесах зари полоска заполощется

Раз березка два березка будет рощица

Раз дощечка два дощечка будет лесенка

Раз словечко два словечко будет песенка

Припев:

  1. Нам счастливую тропинку выбрать надобно

Раз дождинка два дождинка будет радуга

Раз дощечка два дощечка будет лесенка

Раз словечко два словечко будет песенка

Припев:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»

 Цели игры:познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;научить педагогов  конкр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»

Данная презентация разработана к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»  (см. в разделе Методические разработки Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»...

Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».

Сценарий  деловой игры  на педагогическом совете  «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач  нравственно – патриотического воспитания»....

Деловая игра с родителями. Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"

Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"...

Деловая игра с родителями на тему «Воспитание толерантности» в старшей группе №10

познакомить родителей с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу , сплотить коллектив посредствам игровых упражнений...

Деловая - игра с родителями на тему: «Воспитание толерантности у детей».

1.       Познакомить родителей с понятием «толерантность».2.       Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу. сплотить коллектив посре...

Деловая игра с родителями на тему: «Воспитание толерантности» в старшей группе

Познакомить родителей с понятием «толерантность»;Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу , сплотить коллектив посредствам игровых упражнений; Научить родителей  к...