Главные вкладки

    Консультация (подготовительная группа) на тему:
    Консультация для воспитателей на тему: "Использование компьютерных технологий в дошкольных учреждениях"

    Консультация о внедренеии компьютерных технологий в дошкольных учреждениях

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «КАЛИНКА»

    Ступинский муниципальный район

     Консультация на тему:

    C:\Users\FominaEA\Desktop\80a5b384d84f258259b479beb14c3a19.jpg

     «Использование компьютерных технологий в дошкольных учреждениях»

    C:\Users\FominaEA\Desktop\P-RXZKaTxgQ.jpg

    Подготовила: Фомина Н.В.

    2016 г.

             Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада.

         Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

         Несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали всё своими руками. Изменился  мир, появились новые возможности для воспитателей. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, технологии создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации.

         Применение ИКТ в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, искать новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности, позволит большинству педагогов проявить творчество.

         По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

    •        использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

    •        использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

    •        использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

    •         использование ИКТ в процессе самообразования.

         Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

    1. Опосредованное обучение и развитие.

    а) Использование глобальной связи Интернет.

         Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решать ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

         Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

         Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

         В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

         Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным.

         Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

         Интерес для воспитателей может представлять электронная версия журнала «Дошкольное воспитание». (URL: http://dob/1september.ru). Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей.

         Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым издательским домом «Первое сентября» (URL:http://festival.1september.ru), где воспитатели делятся своими педагогическими находками.

         Помощником для развития дошкольников может служить сайт с режимом доступа: http://bukvar.edu.ru. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактический материал при обучении детей чтению.

         Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

    б) Использование компьютера для ведения документации.

         Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и специалистам ДОУ:

    •        подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;

    •        знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

    •        обмен опытом;

    •        знакомство с периодикой;

    •        использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

    •        использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;

    •        создание электронной почты, ведение сайта;

    •        создание презентаций в программе Power Point;

         Немаловажный аспект использования компьютера – это ведение базы данных по книгам: одни отражают комплексные подходы в обучении, другие – развитие какого-то определённого качества, дифференцируя возрастные категории  и др.

    1. Непосредственное обучение.

    а) Использование развивающих компьютерных программ.

         Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное. Анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

         Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер; лёгкость для самостоятельных занятий ребёнка; развитие широкого  спектра навыков и представлений; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность.

         Обучающие программы можно классифицировать следующим образом:

    • Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
    • «Говорящие» словари с хорошей анимацией.
    • АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
    • Игры-путешествия, «бродилки».
    • Простейшие программы по обучению чтения, математике и др.

         В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма», «Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

         Если раньше никому и в голову не приходило усадить двухлетнего карапуза перед монитором, то сейчас рынок компьютерных игр предлагает огромный выбор продукции для детей дошкольного возраста и здесь важно помнить, что компьютер в жизни дошкольника призван выполнять не столько развлекающую, но и образовательную функцию. Из их числа необходимо выбрать компьютерные программы, которые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.

         В работе с дошкольниками предлагается использовать в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры.

         Среди игр для детей младшего возраста следует выделить игры-раскраски, игры по принципу «нажми на кнопку», обучающие программы («угадай букву»), задания на развитие логики («убери лишний предмет»).

         Среди развивающих игр можно выделить игры:

    • на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;
    • на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»;
    • для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».

         Следующая группа игр, направлена на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель».

         Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».

    б) Использование мультимедийных презентаций.

         Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти детей.

         Цель такого представления - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей.

         Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.

         В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальным является использование в условиях ДОУ интерактивной доски. Это позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. На всех мероприятиях с использование доски дети разного возраста с удовольствием выполняют игровые задания, рисуют, смотрят презентации и мультипликационные фильмы. Использование интерактивной доски способствует повышению качества воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном учреждении.

         Использование компьютерных технологий помогает:

    •        привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

    •        делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

    •        формировать информационную культуру у детей;

    •        активизировать познавательный интерес;

    •        реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

    •        дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

    •        активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

         

         На занятии по художественной литературе дети внимательно слушают произведения художественной литературы, с интересом рассматривают движущие картинки, с удовольствием повторяют слова из текста за воспитателем. Малышам интересно слушать по новому, а не по традиционным картинкам, книжкам или театру.

         Также используют компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, с правилами безопасного поведения дома и на улице. Когда воспитатель даёт новые знания, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попадают в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу.

         Знакомя детей с процессами и явлениями природы, используют разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи.

         В игровой форме можно познакомить детей, например: со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.

         На занятиях с дошкольниками будет очень интересным применение развивающих и обучающих стенгазет, которые создают на компьютере в несколько фрагментов и затем распечатывают на черно-белом принтере. Фрагменты состыковывают друг с другом, и наклеивают на ватман. А теперь можно и позаниматься: раскрасить картинки, выполнить задания. Такая коллективная деятельность позволяют формировать у детей навыки общения и командной работы. Кто-то из ребят лучше рисует, кто-то быстрее соображает. Они учатся друг у друга.

         Нет необходимости использовать мультимедийные технологии на  каждом занятии, так как у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

         По требованиям СанПин  занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5 лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут, из них 3-5 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5-10 минут. Но если  использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется  при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз. Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия. Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).

    Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

    • минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
    • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
    • на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;
    • оформление коллекций фотографий, видеоматериалов снятых родителями вместе с детьми во время прогулок в парке, в лесу на природе, на водоемах, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей.

         Компьютерные технологии  обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

    1.Предъявление информации на экране компьютера  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

    2.Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

    3.Графическая, текстовая, аудиовизуальная информация, используемая в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

    4.Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться  на вопросах, вызывающих затруднения.

    5.При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).

    6.Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой  и познавательной деятельности.

    7.Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

    8.Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. 

         Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему: «Использование метода Ткаченко Т.А. в работе, для формирования описательной речи у детей»

    Консультация для воспитателей на тему: "Использование метода Ткаченко Т.А. для формирования описательной речи у детей....

    Консультация для воспитателей на тему: Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни.

    Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

    Консультация для воспитателей на тему «Использование нетрадиционных методов здоровьясбережения в разных возрастных группах ДОУ»

    Использование нетрадиционных методов здоровьясбережения в разных возрастных группах ДОУ....

    Консультация для педагогов детского сада «Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях»

    Консультация для педагогов детского сада "Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях"...

    Консультация на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"

    Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагог...

    Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

    Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

    Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

    Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»...