Консультация для педагогов на тему: « Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении»
консультация

Анна Михайловна Гусева

консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pkdogogov.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №28»

.

Консультация для воспитателей на тему:  
« Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении»

 

                                                                                   Подготовила: Гусева А.М.

Сергиев Посад 2021г

Пояснительная записка

          Мы живем в  веке информации.   Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные  технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В наше время становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.

   Назовем некоторые причины, усилившие в последние годы интерес к экранно-звуковым средствам обучения:

Творческий характер современного производственного процесса, который предъявляет новые требования к работникам, какое бы место они в нем ни занимали. Именно экранно-звуковые средства обучения благодаря их власти над временем и пространством, безграничным возможностям проникновения в мир невидимого, способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их оказались наиболее пригодными для современного процесса обучения и воспитания. Привлечение ТСО открыло новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского метода обучения

 

 

Виды ТСО, используемые в работе ДОУ

В дошкольном образовании широко используются технические средства обучения.

Технические средства обучения — это устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Существуют следующие виды ТСО:

По функциональному назначению ТСО ДОУ подразделяются на:

  • - технические средства передачи информации (диапроекторы, магнитофоны);
  • -тренажёрные (для обучения и самообучения);
  • - вспомогательные (радиомикрофоны, усилители);
  • - музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, кинопроекторы (домашний кинотеатр) телевизоры, видеомагнитофоны, и т. п.;
  • - комбинированные технические средства (универсальные) компьютерные системы (локальная сеть).

Они  должны постоянно совершенствоваться; в детские сады  должны систематически поступать новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: программно-аппаратные комплексы для лечения функциональных расстройств речи и регулирования важнейших физиологических параметров.

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа занятия. Использование ТСО не должно длиться на занятии подряд более 5 минут: дети устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале занятия сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание детей практически в течение всего занятия.

 Использование экранных средств на занятиях

Каждый групповой блок детского сада имеет необходимые технические средства обучения. Воспитатели чаще всего используют видеомониторы, которые расположены в группах на стене в соответствии с требованиями СанПиН, на расстоянии 1 метра от пола.

С помощью мониторов воспитатели легко могут использовать любую наглядность на занятиях познавательно-речевого цикла. Например, можно подготовить слайд-презентацию по нужной теме, подобрать необходимый материал и выстроить его в режиме слайд –шоу. На мониторы закачены картинки с заданиями из рабочих тетрадей по формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию, развитию речи и обучению грамоте.

Педагоги используют это техническое средство и для обучения правилам безопасности, и для ознакомления с правилами этикета. Дети с удовольствием анализируют мультситуации, которые предлагаются в специальных развивающих электронных изданиях для дошкольников «Кирилл и Мефодий», «Уроки тетушки Совы», «Уроки безопасности», находят ошибки в правилах поведения мультгероев. Это помогает им сделать выводы, умозаключения.

На мониторе дети могут просмотреть и мультфильмы во вторую половину дня. Педагоги предпочтение отдают отечественным мультфильмам с высокой нравственной основой. Воспитатели не злоупотребляют этим техническим средством и в течение дня более 15-20 минут не разрешают смотреть телевизор, что соответствует предъявляемым санитарным правилам и нормам.

В каждой возрастной группе имеется магнитофон, подборка аудиозаписей с песенками для детей данного возраста, с музыкальными сказками для прослушивания. Эти записи используют для поднятия эмоционального настроения в группе, для празднования дней рождений детей.

Использование телепередачи на занятиях

   Успешность применения телепередачи стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять его содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу виденного, воспитатель своими вопросами заставляет детей прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к выяснению связей главного с второстепенным.

Анализируя опыт воспитателей, можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с телепередачей: вступительная беседа, задание, просмотр телепередачи, беседа после ее показа, зарисовки по теме, составление плана содержания телепередачи и пересказ по этому плану.

    Циклы передач - «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами. Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Веселые нотки»

   Мультимедийные презентации, как современный источник для развития детей.

  В последнее время всё больше популярностью в работе воспитателей стало использование различных мультимедийных средств. Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации.

Мультимедийные средства обучения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т. п. - в них просто отпадает необходимость. Они помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы. Педагог получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, работать с любыми компьютерными программами. Также с помощью интерактивной доски педагоги представляют наглядно-дидактический игровой материал, такой например как музыкальный букварь для детей, игры Роот из серии «Три кита» и др. Интересными для детей являются и презентации к праздникам : Дню Победы, Дню Матери и др.
 Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль.  Создание презентаций« Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью. 

Заключение

   Достаточно часто можно услышать скептические высказывания на применение информационно-коммуникационных технологий и в частности компьютера в детских садах для работы с детьми и от родителей и от коллег по работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее. Главное не забывать, что мы работаем с маленькими детьми и при этом необходимо соблюдать некоторую специфику. В целом ИКТ - это удобство, эффективность, увлекательность.                                                                  

 Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемые  в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.

Дидактические возможности ТСО:

  • -являются источником информации;
  • -рационализируют формы преподнесения  информации;
  • -повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
  • -организуют и направляют восприятие;
  • -обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;
  • -наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам;
  • -создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
  • -делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;
  • -активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
  • -являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  • -создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического
  • процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
  • -экономят  время, энергию воспитателя  за счет уплотнения познавательной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение  материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем взрослый.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:

а)информационная насыщенность;  

 б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;                                                                                                                

  в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;                                                                                                                     

г)показ изучаемых явлений в развитии, динамике;                                                 

д)реальность отображения действительности;                                          

е)выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

 

 

Список литературы:

1. Каджаспирова  Г.М., Петров К.В  «Использование технических средств в дошкольном образовании» [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г.П. Каджаспирова ,Петров К.В. - М.: Академия, 2001. — 256 с. 

2. Сыч В.Д. «Технические средства в детском саду» [Текст]: Книга для работников дошкольных учреждений - М.: «Просвещение», 1989. — 95 с..               

3. Примерная общеобразовательная   программа   дошкольного   образования    От рождения до школы[Текст] / Под  ред.  Н. Е.  Вераксы,  Т. С.  Комаровой,   М. А. Васильевой.   — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогических учебных заведений.В этой работе освещены вопросы  использования информационно-коммуникац...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....

Консультация для воспитателей на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьей"

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители взаимодействуют в рамках ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях

Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учрежденияхПредставленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогически...

Консультация для педагогов по теме: «Использование объектов дополненной реальности в дошкольном учреждении».

В 21 веке невозможно представить нашу жизнь без использования компьютерных технологий. А мы – педагоги всегда стремимся обучать воспитанников с использованием новых, современных инновационных ме...