Проект "Прикладное творчество народа"
проект по теме

Партс Римма Александровна

Материал содержит совместный проект дети и педагог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

«Прикладное творчество народа?»

(средняя группа)

                                                         

                                                                                  Автор:    Партс Римма Александровна

                                                                                   воспитатель                                                                                

                                          г. Калачинск – 2015 г.        

Название проекта: «Что относится к народному творчеству?»

Тип проекта:

1.        По числу участников: групповой (дети, педагог, родители)

2.        По содержанию познавательно-информационный:

3.        По продолжительности: краткосрочный (октябрь - ноябрь)

Актуальность:  В стратегии развития воспитания одной из приоритетных задач является приобщение детей к культурному наследию.

Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего  поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму.  Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно воспитать гражданина и патриота. Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Уходящее корнями в древность, именно народное искусство связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд.  

Как воспитать детей, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодых людей? Время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество.

Цель: Создать музей народного творчества.

Задачи:

-знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства;

- воспитывать  любовь, интерес к народному творчеству через создание музея в группе;

- способствовать развитию творческой  активности детей в процессе формирования представлений о прикладном искусстве;

- познакомить с этапами работы глиняных сувениров;

- активизировать и обогащать словарь детей по данной теме.

Предполагаемый результат:

-дети различают народные промыслы;

-дети  знают,  что такое музей;

-дети используют  в речи  народное творчество, прикладное искусство;

-осознают необходимость бережного отношения к творчеству народа.

Сроки реализации проекта: октябрь - ноябрь 2015г.

Этапы проекта:

1. Предварительная работа:

- Наработать и систематизировать материал по теме, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.

- Подготовить предметно-пространственную развивающую среду .

- Составление тематического планирование для работы над темой.

-Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

2. Основной этап:

Беседы:

  1. «Тепло» деревянных изделий.

Цель: выявить представления о поделках из дерева.

  1. Деревянные сувениры и посуда.

Цель: расширять представление о деревянных изделиях.

3)  Кто занимался и сейчас занимается народными промыслами?

Цель: сформировать представления о народных зодчих.

    4)Глиняные игрушки.

Цель: расширить представление о глиняных игрушках.

5)Что такое музей?

Цель: расширять знания детей о музеях.

Дидактические игры:

  1. Назови правильно

Цель: закрепить знание детей о народных промыслах, их признаках.

  1.  «Укрась поднос»

Цель: закрепить знание о жостовской росписи.

  1. «Найди лишнее»

Цель: учить находить предметы определенного промысла.

Разучивание стихотворения Леонид Хаустов «В Дымкове, над Вяткою-рекою»

Цель: пробудить интерес к стихам о народных промыслах.

Рассматривание  плакатов, альбомов народных промыслов.

Цель: формировать у детей интерес к народным промыслам.

Создание  музея народного творчества:  «Все своими руками»

Цель: воспитывать чувства любви к своему народу, его творчеству.

Лепка  «Дымковского коня»

Цель: совершенствовать навыки работы с глиной.

Рисование «Дымковские узоры»

Цель: закрепить  отличительные особенности дымковской росписи.

Конструирование: «Домик для матрешки»

Цель: развивать воображение детей, творческую фантазию.

3. Заключительный этап

- Создание музея народных промыслов.

Цель: систематизация знаний о творчестве русского народа.

- НОД «Промыслы  русских народов»

Цель: закрепление полученных знаний в ходе проекта.

Формы взаимодействия  с родителями:

•консультации:  «Народные игрушки дома».

•сотворчество детей и родителей.

Вывод:

Ученые считают, что « Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу».

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

Список литературы:

http://www.detsadclub.ru

http://nsportal.ru

http://kak.znate.ru

 

Приложение. 1        

Перспективное планирование.

Формы организации детской деятельности с детьми.

Задачи

Беседа:

  1. «Тепло» деревянных изделий.

  1. Деревянные сувениры и посуда

  1. Кто занимался и сейчас занимается народным промыслом?

  1. Глиняные игрушки

  1. Что такое музей?

  1. Воспитывать любовь и уважение к творчеству своего народа;
  2. Способствовать развитию диалогической речи;
  3. Познакомить с обобщающим понятием «деревянный промысел»

  1. Правильно образовывать имена существительные, посуда;
  2. Установить связь между деревянной посудой и сувенирами

  1. Воспитывать интерес к народному творчеству;
  2. Познакомить детей с трудом людей, занимающимися народным творчеством.

  1. Познакомить с разными видами  глиняного  промысла;
  2. Воспитывать желание слепить что-нибудь.
  1. Формировать представление о музее
  2. Активизировать словарный запас детей

Дидактические игры:

  1. Назови правильно

  1. «Укрась поднос»

  1. «Найди лишнее»

- Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

-Закреплять умение  располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

- развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.

Разучивание стихотворения Леонид Хаустов «В Дымкове, над Вяткою-рекою»

пробудить интерес к стихам о народных промыслах.

Рассматривание  плакатов, альбомов народных промыслов.

формировать у детей интерес к народным промыслам.

Создание  музея народного творчества:  «Все своими руками»

воспитывать чувства любви к своему народу, его творчеству.

Лепка  «Дымковского коня»

Продолжать формировать интерес детей к народному творчеству - дымковской игрушке; закреплять навыки лепки народной игрушки из теста; воспитывать уважение к мастерам народного творчества.

Рисование «Дымковские узоры»

Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).  Развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер. Воспитывать любовь к народному искусству России.

Конструирование: «Домик для матрешки»

Развивать конструктивные навыки при постройке одноэтажного дома.

Воспитывать познавательный интерес у детей, чувство заботы и аккуратность при выполнении конструктивно-трудовых поручений.

Приложение №2

Конспект НОД

Образовательная область: познание

Возрастная группа: средняя

Тема месяца: «Мы живем в России. Праздничные традиции.»

Тема НОД: «Домик для матрешки».

Цель: Закрепить  умение анализировать готовую постройку, усваивать последовательный ход стройки. Закреплять умение правильно называть знакомые детали.

Задачи: Развивать конструктивные навыки при постройке одноэтажного дома.

 Воспитывать познавательный интерес у детей, чувство заботы и аккуратность при выполнении конструктивно-трудовых поручен

 Оборудование: Строительный материал: кирпичики, призмы, перекрытия. Матрёшки на каждого ребёнка для обыгрывания. Схемы построек.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Результат этапа

1.Мотивация

 Вот коробка. Кажется, там кто-то живёт. Как вы думаете кто?

Дети пытаются отгадать.

Дети заинтересованы кто там живет.

2. Постановка цели

Попробуйте отгадать загадку и тогда узнаете кто в коробке.

Рядом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

- Что в этой коробке?

3.Совместная работа по нахождению цели

- Вот матрёшки живут в этой коробке, им темно и неудобно. Вы хотите им помочь?

- Где хотят жить матрёшки?

- Для матрёшек мы сегодня построим дом. Вот такой. (Воспитатель показывает схему одноэтажного домика).

- Что есть у домика?

А вы знаете для чего в домике стены?

- У домика есть завалинки, а для чего они?

- А что в домике делают, чтобы светло было?

- А как матрёшки будут заходить в домик? Что нужно для этого сделать?

- Чтобы удобно было заходить в домик, что мы сделаем?

- А крышу, зачем домику делать?  

Как же мы задумали позаботиться о матрёшках?

- Посмотрите, какой я построю домик. (Воспитатель строит домик, называя каждое действие). Нравится вам мой домик? А вы хотите для матрёшек такие удобные домики построит.

-  Из чего будем строить?

- Чем будем строить?

-  Как будем строить?

- И тогда у нас получатся удобные красивые домики для матрёшек.

- Сейчас вы все станете строителями, а строители носят кирпичики аккуратно, не толкают друг друга. Интересно, а вы сможете работать как настоящие строители?

- Строители готовы? Тогда можете приступать к работе.

Да.

В домике.

Фундамент, стены, завалинки, перекрытия, окошко, дверь, крыша, ступеньки. (Дети отвечают, а один ребёнок показывает на схеме) .

-Чтобы в домике тепло было.

- Чтобы стены прочные были.

- Окошко.

- Дверь.

- Ступеньки.

- Чтобы дождик не капал.

- Домик построить.

- Да.

- Из кирпичиков

- Руками.

- По порядку.

- Да

Дети закрепляют знания о постройках.

4.Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Дети строят на столах домики.

5.Рефлексия

-Ну что ребята закончили своё строительство? Давайте их рассмотрим

Воспитатель с детьми рассматривает постройки и восхищается.

- Ах, какие красивые домики! Как вы думаете, матрёшкам они понравятся? Удобно ли им будет в домиках жить?

- Хотите узнать, понравилась ли матрёшкам ваша работа?

- Тогда нужно пригласить матрёшек на новоселье в новые домики. Приглашайте своих матрёшек.

- Всем матрёшкам понравилось в домиках? Но они, наверное, устали, потому что пришлось носить вещи в новые красивые домики. Матрёшки хотят отдохнуть и рассказать друг другу о своих новых домах.

- да

- да

Дети приглашают матрёшек в дома, играют с ними.

Дети чувствуют себя успешными, заботливыми, добрыми.

Приложение №3

Пальчиковая гимнастика.

Физ. минутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Декоративно-прикладное творчество народов мира"

Цель данного проекта – развитие творческих способностей у взрослых и детей посредством приобщения к прикладному искусству народов мира. В основу реализации положены ценностные ориентиры, достиже...

Проект "Художественное творчество народов Югры"

Целью проекта является знакомство детей с художественным творчеством народов ханты и манси....

Национальное творчество народов Южного Урала.

Познакомить дошкольников с национальной культурой Южного УРАЛА....

статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...

Словесное творчество народа в воспитании детей

Форма проведения «Круглый стол»План:1.   Аннотация2.   Знакомство детей с художественной литературой3.   Овладение детьми через фольклор разнообразной деятельностью4....

«Творчество народов России» (народные промыслы) - дидактическая игра

«Творчество народов России» (народные промыслы). Данная дидактическая игра поможет познакомить детей с народными промыслами, развивать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные ...