Словесное творчество народа в воспитании детей
методическая разработка (младшая группа) на тему

Форма проведения «Круглый стол»

План:

1.   Аннотация

2.   Знакомство детей с художественной литературой

3.   Овладение детьми через фольклор разнообразной деятельностью

4.   Вывод

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов.

Ранний возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка.  Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладении родным языком.

Использование всех доступных жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для применения их в речевом общении, театрализованных, сюжетных, подвижных играх.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, колыбельных, загадок, хороводов, песенок.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие монологической и диалогической речи;

- развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.narodnoe_tvorchestvo_v_vospitanii_detey.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Сообщение для родителей

«Словесное творчество народа в воспитании детей»

 Составил: воспитатель

Лупоносова Г.А.

г. Вихоревка, 2016

Сообщение для родителей

«Словесное творчество народа в воспитании детей»

Форма проведения «Круглый стол»

План:

  1. Аннотация
  2. Знакомство детей с художественной литературой
  3. Овладение детьми через фольклор разнообразной деятельностью
  4. Вывод

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов.

Ранний возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка.  Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладении родным языком.

Использование всех доступных жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для применения их в речевом общении, театрализованных, сюжетных, подвижных играх.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, колыбельных, загадок, хороводов, песенок.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие монологической и диалогической речи;

- развитие мелкой моторики.

Потешки  отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, понижение и повышение голоса, обогащение словаря. Чтение потешек происходит с множества повторов, где произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишие. Всё это способствуют запоминания слов и затем активного их употребления. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируется действие обозначенное словами, тем самым связывают сами слово с действием.

        Систематическое использование потешек  помогает детям овладеть

- родным языком;

- разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);

- первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Например, при умывании:

 Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щечки краснели.

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок.

Во время приема пищи:

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

При подъёме:  

 Потягушечки, потягушечки,

 От носочков до макушечки,

 Мы потянемся, мы потянемся,

 Маленькими не останемся.

         Одеваясь на прогулку:

  Вот они, сапожки:

 Этот - с левой ножки,

 Этот - с правой ножки.

 Наденем сапожки:

 Этот - с левой ножки,

 Этот -  с правой ножки.

На прогулке, понаблюдайте за окружающим, «поговорите» с солнышком или дождиком (в зависимости от погоды), детям это очень нравиться:

Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.

Ждут тебя детки, ждут малолетки!

Дождик, дождик полно лить,

Малых деточек мочить!

Свет-светлячок,

Посвяти в кулачок!

Посвяти немножко,

Дам  тебе горошка,

Кувшин творога,

И  кусок пирога!

Ребенок старается, похвалите его:

Ой, мой маленький, ненаглядненький,

Мой хорошенький, мой пригоженький.

Кто плачет или шумит.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Что ты плачешь,

«ы» да «ы»,

 Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть

Песни петь и танцевать.

         Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

          Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «Уж ты котенька – коток».

Уж ты котенька – коток,

Котик – серенький лобок,

Приди, котик, ночевать, мою деточку качать.

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

      Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

      Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке  (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Таким образом, через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000..

2. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду.– М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Использование устного творчества в нравственно воспитании детей среднего возраста

Консультация для родителей на тему: «Использование устного народного творчества в нравственном воспитание детей среднего возраста» «Давайте детям больше и больше созерцание общего, человеческого...

План по самообразованию «Народное творчество в музыкальном воспитании детей»

План по самообразованию музыкального руководителя МБДОУ....

Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей.

Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей.       За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошколь...

Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей"

В консультации освещены вопросы значения разных форм народного фольклора (потешки, песенки, загадки, сказки и др.) для нравственного развития ребенка-дошкольника...

Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...

Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВЕСНОГО МЕТОДА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

       Словесный метод – это не просто пересказ музыки, а необходимость углубить восприятие ее детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог м...