Воспитание детей на традициях и культуре марийского народа.
материал (средняя группа) на тему

Алексеева Инна Валерияновна

воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание детей на традициях и культуре марийского народа.

Алексеева Инна Валерияновна, воспитатель   М ДОУ «Моркинский детский сад № 1 », пгт. Морки.

          Дошкольный возраст самый благоприятный возраст воспитанию любви к малой родине, к культуре своего народа и традиции марийского народа.

          Именно через народные традиции ребенок может развиваться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в дошкольном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного , если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в детском саду  с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.       Данная тема для меня важна. Так как, в нашем детском саду  среднюю группу посещают многие  дети мари. Но в семье, мало, кто говорит на родном языке и знает  традиции своего народа. Мы живем в республике Марий Эл, поэтому дети должны  знать традиции и культуру марийского народа.

          Культура народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. Знание культуры нашего народа обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем.

          Мною поставлены такие цели и задачи:

-формировать нравственную культуру воспитанников;
- способствовать  развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
-развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение;
- пробуждать интерес и любовь к марийской культуре, народному творчеству, обычаям, традициям народов,  живущих в нашем поселке;
- развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
 Для реализации основной общеобразовательной программы с этнокультурной направленностью в детском саду создана предметно-развивающая среда. Оформили стенд «Моя малая Родина» и уголок марийского края, создали куколки в национальных костюмах и картотеки марийских игр, приобрели марийские костюмы, имеются видеотеки (презентации) и аудиотеки (кассеты, диски) марийских песен, сказок, папки-передвижки «Марийские писатели», «Моркинская земля», «Моя родина-Марий Эл». Развивающая  предметная среда обеспечивает условия для развития, воспитания и обучения ребенка, участвует в становлении личности и творческого потенциала дошкольника. Развивающая среда сочетает в себе традиционные и новые компоненты, обеспечивает преемственность детского сада и семьи.

            В работе с детьми используются разнообразные формы занятий:

- Беседы («Мой родной край», «Традиции моей семьи», «Марийские праздник»).

- Чтение марийских сказок и стихотворений, пословиц и поговорок на марийском языке, а также их заучивание.

- Загадывание загадок на марийском языке о временах года, птицах и зверях.

- Занятия с детьми («Герои марийских сказок», «Ковай деке унала»).

- Выставки (марийских книг, детских рисунков «Герои марийских сказок», аппликаций «Украшение платочка марийским орнаментом»).

- Экскурсии по поселку.        

- Развлечения и праздники («Шорыкйол», «Уарня»).

- Народные игры – забавы.

- Концертная деятельность детей и взрослых.

- Инсценировка  и драматизация отдельных эпизодов сказок  на марийском языке («Ола чыве», «Реве»).        

    Богатство педагогической культуры народа сосредоточено в устном народном творчестве, в традициях гостеприимства, добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия в отношениях к природе и в поэзии земледельческого труда.

                    Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости  дошкольников.

           Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам как в семье, так и в детском саду.    Необходимо создать у дошкольников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру  людей, носителей этих явлений.

          Дети любят подражать взрослым. Поэтому большое значение в приобщении дошкольников к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых.

   Практика показывает, что для всестороннего развития детей особое значение приобретают народные игры - забавы. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики, - они являются неотъемлемой частью воспитания ребенка. У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и культуре других народов.

           Воспитание ребенка в детском саду тесно взаимосвязано с  родным домом, семьей. Родители помогали обогащать атрибутами, костюмами, масками для театрального кружка, подготовили фотовыставку «Семейные традиции», создали выставку «Мамины золотые руки», где были и народная вышивка , вместе с мамами и бабушками провели народный праздник «Марийские посиделки». Во время праздника «Шорыкйол» дети вместе с родителями наряжались в ряженые, ходили по домам, танцевали, отвечали на вопросы взрослых  по народным приметам. Значит, родители тоже заинтересованы , чтобы их дети знали традиции и культуру марийского народа.

            В результате работы по данной теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к устному марийскому народному творчеству;
- обогатилась устная речь;
- развились фантазия и воображение;
- у родителей сформировались  представления о создании благоприятного и эмоционального социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
- расширились представления о влиянии устного марийского народного творчества на развитие речи ребенка;
- знают известные марийские сказки, подвижные игры, приметы, пословицы.

           Приобщая детей дошкольного возраста к марийскому фольклору, мы обеспечиваем познание культуры своего народа, осознание ими того, что сказками богат народ, песнями и пословицами, стихами, танцами, усвоение которой способствует  правильному воспитанию и формированию личности  подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)

В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....

Воспитание детей в традициях национальной культуры Республики Татарстан

Методы и приемы, используемые в группах с воспитанием и обучением на двух государственных языках в равном обеме...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народа

«Самобытность каждого народа, более всего состоит в обычаях, без которых народ есть образ без лица…» В. Г. Белинский...

Воспитание детей на традициях и культуре марийского языка

Данная тема для меня важна. Так как, в нашем детском саду  среднюю группу посещают многие  дети мари....

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

Воспитание детей на традициях русской культуры. Игра-занятие для детей младшего дошкольного возраста «Петушок и его семья»

Цель: развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., строить так, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы...