Педагогическая концепция : «Обновление методов и содержания воспитательной работы с детьми через проектную деятельность».
методическая разработка (средняя группа) на тему

Сафарова Юлия Владимировна

 Педагогическая концепция : «Обновление методов и содержания воспитательной работы  с детьми через проектную деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_2011.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

«Обновление методов и содержания воспитательной работы  с детьми через проектную деятельность»

«Патриотизм – это преданность и любовь

к своему Отечеству и своему народу,

не доблесть, не профессия,

а естественное человеческое чувство».

Бакланов Г.

В современном обществе наметились положительные тенденции, определяющие воспитание, как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально – экономического развития страны.  Идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма  и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в воспитании детей рассматривает национально – региональный компонент.

Но, тем не менее, в реальной жизни происходит «размывание» социально и личностно значимых черт характера современного поколения детей.

Экономическое и политическое реформирование страны вызвало ряд

 негативных факторов, отрицательно повлияющих на воспитание подрастающего поколения, таких, как:

- разрушение нравственно – этических норм и традиций уклада семейной жизни, снижение воспитательной роли семьи;

- развитие различных норм асоциального поведения детей, проявление у них  нарушений социально – эмоциональной сферы;

- негативное воздействие на воспитание детей средств массовой информации;

- усиление значимости этнического фактора.

На этом негативном фоне происходит процесс переосмысления подрастающим поколением значимости места нравственно – патриотических ценностей.

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы. Происходит реформирование образования, направления  которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Одни из основных положений: приоритет общечеловеческих, национально – этнических ценностей, свободное развитие личности.

Национальная культура для ребёнка становится первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формирование собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального. Это прослеживается  в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов Н.А. Бердяева, Н.М. Карамзина, А.И. Арнольдова,  В.С. Соловьёва, В.В. Розанова и других.

Приобщение к культуре, традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.

Ребёнок, по мнению В.Г. Безносова, В.Г. Зеньковского, Д.С. Лихачёва является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение  в культуру  и социальную активность.

Наследие – это то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями.

Именно знакомство с наследием культуры нашего народа является сутью нравственно – патриотического воспитания, которое состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре страны и города.

Администрация Ялуторовска  прилагает все усилия  и средства для придания городу статуса туристического центра, я понимаю всю важность этого и поддерживаю  идею.

В последние годы в российской системе образования обновляется содержание воспитания и образования детей. Дошкольное учреждение имеет право выбора любой программы. В образовательных  учреждениях города Ялуторовска усилилось внимание  к разработке и реализации системы нравственно – патриотического  воспитания.  Комплексная программа «Детство», которая с успехом используется в дошкольных учреждениях г. Ялуторовска получила обновление основных направлений содержания методического обеспечения.

Однако, ни программа «Детство», ни парциально используемые технологии и методики, проблему нравственно – патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивает. Представления выпускников детского сада отрывочны и поверхностны. Наблюдается стремление охватить самое значительное: если страна – то символика, если город – то достопримечательности. В таком подходе, по моему  мнению, заложена ошибка.

Академик  Д.С. Лихачёв писал, что многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и близком. Аналогичным должен быть и путь воспитания эмоциональной отзывчивости и личного отношения ребёнка к своей стране и окружающему.

Несомненно, педагоги работают с детьми в данном направлении. Существует много методов и приёмов работы, которые позволяют решить поставленные задачи: это разные виды занятий, игры, чтение литературы, экскурсии, совместная деятельность детей и взрослых. Но, следует признать, что все они требуют обновления содержания педагогического процесса с учётом особенностей развития современных детей, а в некоторых случаях и специальных научно – практических исследований.

В  2008-2009 учебном году,  начав работать с детьми среднего

дошкольного возраста, первоначальной целью для себя поставила:

- изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей этой возрастной группы;

- анализ результатов  диагностики,  которое показало, что из 26 детей:

«Мир социальных отношений»

- 4 детей (15%) с высоким уровнем развития

- 5 ребёнка (19%)  с уровнем выше среднего

- 13 детей (50%) со средним уровнем ЗУН

- 3 ребёнка (12 %) с   уровнем ЗУН ниже среднего.

- 1 ребёнок (4%) с низким уровнем ЗУН.

«Ознакомление с окружающим»:

- 3 ребёнка  (12%) с высоким уровнем развития

- 7 детей (27%)  с уровнем выше среднего

- 12 детей (45%) со средним уровнем ЗУН

- 3 ребёнка (12%) с уровнем ниже среднего.

- 1 ребёнок (4%) с низким уровнем ЗУН.

Анкетирование  (Приложение №1)родителей показало:

- 44 % родителей  не затрудняются в вопросах о родном городе, крае;  сужен круг знаний об истории города,  достопримечательностях,  досуговых и культурных учреждениях.

- 27 % родителей  имеют возможность посещать культурные мероприятия  города с детьми не реже 1 раза в месяц.

А ведь именно в последнее  время уделено особое внимание восстановлению и сохранению культурного наследия города, 2009 год – год юбилейного празднования 350 – летия г. Ялуторовска.

Изучив программные требования «Детство» для детей среднего дошкольного возраста, а именно раздел «Социально – нравственное воспитание», я анализировала, что круг представлений детей в данном направлении ограничен и недостаточен. Эти факты сыграли решающую роль в выборе темы моей работы с детьми.

Проведя анализ исследования, я задумалась о необходимости  использования новых форм и методов организации педагогического процесса в направлении развития  и воспитания гармоничной личности каждого ребёнка. Один из наиболее эффективных методов воспитания, на мой взгляд – это проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практическое взаимодействие детей и педагога. Несомненно,  фактор успешного использования проектов – это интеграция, как один из путей достижения качества образования, его обновления эффективности, сохранения свободного пространства. Проектная деятельность развивает творческие способности детей и самому педагогу помогает развиваться, как творческой личности.

Определив  актуальность и проблему, я поставила цель проекта:

Создание системы воспитания  нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать чувство любви  к своему ближайшему окружению: своим близким, дому, детскому саду, друзьям; чувство патриотизма к своему родному краю,  природе через культуру и традиции.
  2. Формировать представление о России, её столице.
  3. Воспитывать уважение к культурному наследию России средствами эстетического воспитания.
  4. Знакомить с правами и обязанностями гражданина России.
  5. Формировать  чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
  6. Разработать план взаимодействия с родителями воспитанников с целью просвещения культурно – значимых традиций и учреждений города.
  7. Разработать диагностику и инструментарий по изучению уровня усвоения знаний детей по проблеме нравственного воспитания.

Решая задачи проекта, я строила свою работу, учитывая следующие принципы:

  1. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  2. «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста).
  3. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  4. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей и интересов.
  5. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Тип  проекта: познавательный,  групповой, долгосрочный.

IV основных этапа проекта:

I – организационный.  Переработка теоретических материалов. Планирование работы  с детьми и родителями.

II – практический. Включение в проектную деятельность по проблеме духовно – нравственного воспитания  всех участников модели взаимодействия.

III – презентационный. Представление конечного продукта проекта.

IV – контрольно – рефлексивный. Диагностика детей по разработанному инструментарию и анализ.

Участники проекта: дети, родители, специалисты,  администрация

 детского сада, учреждения города.

Любовь маленького ребёнка к Родине, прежде всего,  начинается с отношения к самым близким людям – своей семье, к любви к своему родному дому, улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу. Поэтому основные  направления  моего  проекта  - это блоки: «Мой дом, моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я – маленький гражданин». Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, и какие методы используются. Поэтому я принимаю активное участие в методической работе детского сада, привлекая,  в помощники родителей воспитанников.

Работая по блоку «Мой дом, моя семья», использовала  различные формы работы: дети делились знаниями о своём ближайшем окружении, приносили  в детский сад семейные альбомы. В день  открытых дверей вместе с родителями дети представляли традиции своих семей, участвовали  в конкурсах семейного творчества.  Особенно запомнились выставки: «Мы с мамой – рукодельницы», « Секреты бабушкиного сундучка». Большое значение  в работе с детьми именно этого возраста, я придавала использованию фольклора во всех его проявлениях. Ведь в устном народном творчестве оцениваются различные жизненные позиции, семейные ценности, высмеиваются недостатки.

Работа по теме блока «Мой любимый детский сад», началась у нас с путешествия по детскому саду и бесед о профессиях сотрудников. Игры, беседы,  создание  проблемных ситуаций, нацеленных   на установление положительных взаимоотношений детей в группе,   способствовали  укреплению детского  коллектива.

 Основными помощниками в изготовлении игрового оборудования для группы были  родители. Они же – активные участники акций «Неделя добрых дел», «Игрушки своими руками», «Книжкина больница».

Воспитывая у детей гордость за свою малую Родину, желание узнать о ней больше, сделать её лучше, я сформулировала блок «Я – маленький гражданин». Ведь яркие впечатления о родном крае, о жизни своего народа, полученные в детстве, нередко остаются в жизни человека на всю жизнь. Условиями эффективной реализации задач этого блока было ознакомление детей с родной культурой:  народными традициями, праздниками, играми,  с народной декоративной росписью. Тесную связь в этом направлении велась с культурными учреждениями города, именно они были организаторами основных мероприятий: экскурсий, поездок, концертов. Развивающая среда детского сада, групповых комнат имеет большое значение  в воспитании ребёнка, окружение  предметами национального характера помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Созданный руками родителей и сотрудников детского сада патриотический уголок нашей группы до сих пор пополняется новыми экспонатами: предметами быта в старину, фотографиями и иллюстрациями достопримечательностей города.

Конечным продуктом проектной деятельности стал праздник, организованный совместно с родителями «Семейные посиделки», групповая фотогазета с репортажами  прошедших  конкурсов и выставок.

Созданная мною система работы помогла добиться определённых результатов к концу учебного года. Диагностирование  по разработанному мною инструментарию, который отражал реализацию сверхпрограммных задач, а именно задач проекта,  показало, что из обследованных 24 детей:

6 детей (26%) – высокий уровень ЗУН.

3 ребёнка (13%) – уровень ЗУН выше среднего.

11 детей (46%) – средний уровень ЗУН.

3 детей (13%) – уровень развития ниже среднего.

1 ребёнок (4%) – низкий уровень ЗУН.

Проведённая диагностика по программным разделам «Детство» показала, что из 27 обследованных детей:

«Мир социальных отношений»:

5 детей (19%) – высокий уровень ЗУН

7 детей (26%) – уровень выше среднего

13 детей (48%) – средний уровень

2 ребёнка (7%) – уровень ниже среднего

 «Ознакомление с окружающим»:

4 ребёнка (15%) – высокий уровень

10 детей (37%) – выше среднего

10 детей (37%) – средний уровень

2 ребёнка (7%) – уровень ЗУН ниже среднего.

1 ребёнок (4%) – низкий уровень ЗУН.

Проведя анализ можно отметить положительную динамику в усвоении программного материала по отдельным разделам. Отмечается также увеличение процента  посещаемости родителей на организованных мероприятиях, родители стали более отзывчивы, восприимчивы по отношению к проблемам детей и сотрудничеству с дошкольным учреждением.

В 2009-2010 учебном году, продолжая работу по проекту, я внесла некоторые коррективы в планирование. Соблюдая основные принципы и подходы деятельности, я изменила тип проекта: познавательно – исследовательский, добавив дополнительные тематические блоки.

Введение инновационных технологий  и методик в работу нашего дошкольного учреждения, а именно методику  поисково – исследовательской деятельности   А.И. Савенкова, позволило мне разнообразить приёмы работы с детьми.

В детском саду проводилась выставка достижений родителей, а именно отцов воспитанников «Мой папа – самый лучший!» Тем самым каждый ребёнок смог почувствовать, что его папа – особенный. Такие формы, как дни открытых дверей, родительский клуб, нетрадиционные формы проведения родительских собраний сближают родителей и детей, дают им почувствовать друг друга и понять.

Когда в начале учебного года,  нашему дошкольному учреждению в целях актуализации воспитательной работы была предложена программа – ориентир «Становление гражданина, достойного жить в обществе высокой культуры», я,  изучив её, адаптировала отдельные аспекты  и включила в свой проект. Это блок – «Мои права и обязанности». Одними из интересных форм работ по данным блокам – это совместные акции детей и родителей «Добрая дорога детства»,  изготовление брошюр «Каждый ребёнок должен знать!», введение новой нетрадиционной формы работы с родителями развлекательного мероприятия по интересам «Гайт – парк»

 В рамках реализации блока «Моя  Родина» был организован  исследовательский подгрупповой мини – проект «Птицы нашего края». Реализуя его,  мы вместе с детьми рассматривали и рисовали птиц, изготавливали кормушки, проводили театрализованную деятельность.

Организация  выставки творчества «Город прошлого и будущего»  познакомила детей с культурным наследием города, помогла  раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки.  

Конечным продуктом стала  интеллектуальная викторина «Мой город».

Диагностирование  по разработанному мною инструментарию, показало, что из обследованных 25 детей:

7 детей (28%) – высокий уровень ЗУН.

7 детей (28%) – уровень ЗУН выше среднего.

8 детей (32%) – средний уровень ЗУН.

3 ребёнка (12 %) – уровень развития ниже среднего.

Проведённая диагностика по программным разделам «Детство» показала, что из 26 обследованных детей:

«Мир социальных отношений»:

6 детей (23%) – высокий уровень ЗУН

9 детей (35%) – выше среднего

10 детей (38%) – средний уровень

1 ребёнок (4%) – уровень ниже среднего.

 «Ознакомление с окружающим»:

5 детей (19%) – высокий уровень

10 детей (38%) – выше среднего

9 детей (35%) – средний уровень

2 ребёнка (8%) – уровень ЗУН ниже среднего.

Реализуя одну из годовых задач дошкольного учреждения: информатизация организации учебно – воспитательного процесса, я использовала мультимедийный проектор в своей работе. Использование современных инновационных методов и информационно – коммуникативных технологий, позволило  не только насытить детей большим количеством готовых, строго отобранных организованных знаний, но и развить их творческие интеллектуальные способности.

 Изучение и апробация региональной комплексной программы развития и воспитания детей дошкольного возраста Тюменской области тоже внесли свои коррективы. Образовательные области «Здоровье» и «Познание» добавили моему проекту новые тематический блок: «Береги здоровье смолоду».

 Работа по теме блока «Моя  Родина» началась с реализации исследовательского мини – проекта «Сретенский Кафедральный собор.  От упадка к возрождению». Великолепная презентация, представленная детям,  позволила показать  всё многообразие и историю  великой  святыни  г. Ялуторовска.

Организация  экскурсий не раз приводила нас на территорию Успенско –Никольской церкви: атмосфера духовности и умиротворения, теплый приём служащих  открывает  всю широту души православного человека.

 Работая в этом году  по блоку «Мой дом. Моя семья», мы  реализуем  исследовательский  мини – проект «Традиции русской семьи. Прошлое и настоящее». Вместе с детьми мы проводим исследования, находим предполагаемые ответы на вопросы, как возникли имена и фамилии, что они означали, какие семейные традиции сохранились до наших дней. Рассматривая предметы старины, стараемся понять, какие функции они выполняли. Совместно с родителями, дети рисовали своё генеалогическое древо и представляли его.  

Понимая, что существует новая формация родителей, которые уже не представляют свою жизнь без ресурсов Интернета, электронной почты, работа с ними проводилась в двух направлениях. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме нравственно – патриотического воспитания, и выяснить уровень нашей работы по данной теме,  было предложено анкетирование через электронный почтовый ящик  и на бумажном носителе. Организованная работа с родителями показала следующие результаты,  из 20 опрошенных родителей:

-55% родителей понимают значение нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном детстве;

-70 % родителей расширили круг знаний о истории родного края, города.

- 67 % родителей дали высокую оценку воспитательной системы в детском саду.

-35% опрошенных родителей посещают культурные учреждения города вместе с детьми не реже 1 раза в месяц. Всё это благодаря тому, что в городе регулярно организуются и проводятся различные формы мероприятий, в которых непосредственно принимают участие горожане, что даёт просветительский эффект для всех субъектов модели взаимодействия.

Постепенное слияние всех проектов позволило обеспечить  возрастную преемственность и проследить усложнение от одной возрастной группы к другой.

Реализация проекта ещё продолжается, но,   работая сейчас над исследовательским  мини – проектом « Традиции русской семьи. Прошлое и настоящее» можно сказать о большой заинтересованности детей и родителей в результатах данной деятельности, что подтверждает актуальность и востребованность темы нравственно – патриотического воспитания.  

Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут любить и беречь свою Родину, передавать культурное наследие своего города, знать и помнить свои корни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация педагогического опыта на тему: «Воспитание нравственности у младших дошкольников через проектную деятельность»

Мы обязаны как можно раньше донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им  прочную основу для становления в жизни....

Презентация к педагогическому совету - «деловая игра» по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»

Педагогический совет проведен с участием родителей в форме деловой игры. Родителям было очень интересно не только посмотреть, но им самим почаствовать в образовательной деятельности педагогов....

Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"

Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...

Инновационный педагогический опыт: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, на...

Доклад на августовских педагогических секциях на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие ...

«Реализация воспитательного компонента образовательной программы через проектную деятельность в ДОУ»

Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов....