Музейная педагогика в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Бабанова Ирина Сергеевна

 


Музейная педагогика в детском саду

Музейная педагогика - инновационная педагогическая технология. Музейная педагогика - научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребенка.

Музейная педагогика в ДОУ (слайд) - область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности, к культурному наследию человечества, к предметам искусства.

Её цель - создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея.

Задачи:

Формирование у дошкольников представления о музее;

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;

Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

Развитие речи и расширение словарного запаса;

Воспитание культуры поведения

Музей обладает большим образовательным потенциалом.

Направления музейной педагогики

Мы определились с направлениями музейной педагогики:

создание и использование мини-музеев в детском саду.

сотрудничество ДОУ с музеями;

внедрение элементов музейной педагогики в педагогический процесс

(знакомство с музейными профессиями, понятиями, шедеврами искусства, видами музеев, жанрами живописи; поисковая, проектная, экспериментальная, коллекционная

Мини-музеи

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.

Самым ценным и главным его (музея) достоянием является информация, заложенная в предметных коллекциях.

Каждый такой музей работал в нескольких направлениях.

• поисково-собирательское; (на начальном этапе) Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность.

• экспозиционное; (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать)

• экскурсионное. (внутри музея)

работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это например может быть срисовывание понравившейся картины (такой приём мы часто используем при посещении галереи.)

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые и проектные технологии.

МУЗЕИ

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.) .

Включение музейной педагогики в образовательный процесс

Основной целью музейной педагогики является творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Музейная педагогика в детском саду

Формирование у дошкольников представления о музее...

Музейная педагогика в детском саду.

Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...