Формирование ключевых компетентностей через разные виды детского творчества.
статья на тему

Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Норец Людмила Викторовна воспитатель ВКК

        МБДОУ д/с №27 «Сказка»

                                                                                       муниципального образования                                 г. Саяногорска  

Формирование ключевых компетентностей через разные виды детского творчества.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для мирового сообщества – это связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результатов образования.

Эффективное и реалистичное познание окружающей  действительности произойдет только тогда, когда  ребёнок практическим путём, самостоятельно приобретет необходимый жизненный опыт и знания. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения (в нашем случае – дошкольного учреждения), который не только приобретает за время нахождения  в детском саду определенный объем знаний, умений и навыков, но, и должен научиться ими пользоваться! Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений [2, с.8].  Рассмотрим несколько ключевых компетенций необходимых детям дошкольного возраста.

Готовность к разрешению проблем

Формированию этой компетентности способствует самостоятельное выполнение детьми творческих заданий, разрешение проблемных ситуаций, преднамеренно создаваемых педагогом на занятиях.

Ребята сравнивают предметы, явления, факты; ищут сходство и различия; продумывают последовательность действий; выбирают средства выражения сюжета, цвета, формы рисунка, текстового материала при создании словесного образа, реализации задуманного действия и т.д.

В таких ситуациях требуются проявление творческой активности, независимость мышления, умение находить собственное оригинальное решение, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, доводить начатое дело до конца. 

Технологическая компетентность

Занятия, на которых дети работают с опорными сигналами и подвижными схемами; составляют связный рассказ по плану; учатся понимать и следовать алгоритму выполнения действий, предложенному педагогом и соблюдать правила работы с раздаточным материалом – такие занятия призваны способствовать формированию технологической компетентности.

Коммуникативная компетентность

В процессе обучения у воспитанников формируется умение вести диалог, беседу; развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают; независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

Элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.

Готовность к социальному взаимодействию

При выполнении коллективных творческих работ ребята учатся: конструктивно сотрудничать; понимать позицию другого человека; помогать товарищам по команде.

Эта компетентность проявляется в системном видении мира предметов, природы, человека.

Дети учатся управлять собой, быть внимательными, развивается мышление, воображение. Дети готовятся к конструктивному сотрудничеству.  Закладывается основа для формирования творческой личности: инициативность, независимость мышления, изобретательность, уверенность в своих силах и способностях.

Ребята будут готовы к восприятию новых знаний в средней школе, расширятся их представления об огромном, постоянно меняющемся окружающем мире.

Следовательно, в дошкольном учреждении должны быть созданы условия, которые помогут ребенку подготовиться к следующей жизненной ступени.

От уровня сформированности ключевых компетентностей дошкольника зависит его успешное обучение в школе, становление личности, способной сориентироваться в современных социально-экономических условиях.

Список литературы

  1. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М.,2005.
  2. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник науч.-метод. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2008. - 156 с.
  3. Петровская Л.А., Компетентность в общении. — М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников через разные виды детской деятельности.

В соответствии с ФГОС речевое развитие является одной из пяти образовательных областей и предполагает владение речью как средством общения, развитие грамматически правильной монологической и диалогиче...

Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности

Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...

Творческий отчет по теме самообразования "Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности"

Творческий  отчет  по  теме самообразования«Формирование  валеологической  культуры  через  разные  виды  деятельности» Актуальность. (слайд 1)...

«Уроки доброты для дошкольников через разные виды художественного творчества» (из опыта работы по формированию у детей основ православной культуры)

Ребенок - сердце нашей профессии. Именно к нему тянутся ниточки нашей души. А на другом конце этих нитей человечек, поверивший нам. … Не разрывайте нити, связывающие вас с ребенком равнодушием,...

Система работы по формированию монологической речи через разные виды моделей с детьми.

Система работы по формированию монологической речи через разные виды моделей с детьми. Составленная мною система работы, и наглядно-иллюстративный материал (модели) значительно облегчили мою рабо...

«Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности»

Региональный семинар – практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме: «Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возрас...

"Основные разделы программы по обучению детей ПДД. Их реализация через разные виды детской деятельности в разных возрастных группах"

Нам с вами хорошо известно, что дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Для того, чтобы избежать неприятностей на дороге, нам необходимо проводить систематическую рабо...