«Уроки доброты для дошкольников через разные виды художественного творчества» (из опыта работы по формированию у детей основ православной культуры)
методическая разработка на тему

Антонова Екатерина Фягимовна

Ребенок - сердце нашей профессии. Именно к нему тянутся ниточки нашей души. А на другом конце этих нитей человечек, поверивший нам. … Не разрывайте нити, связывающие вас с ребенком равнодушием, суетой, беспечностью. Не превращайте их в сеть, паутину разных ожиданий, не лепите из ребенка свой идеал, а растите личность через доверие, заботу и добро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_antonova_1.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Уроки доброты для дошкольников через разные  виды

художественного творчества»

(из опыта работы по формированию у детей основ православной культуры)

МДОУ детский сад «Сказка» р.п. Дергачи

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

Дата проведения: 23 ноября 2018

Ребенок - сердце нашей профессии. Именно к нему тянутся ниточки нашей души. А на другом конце этих нитей человечек, поверивший нам. … Не разрывайте нити, связывающие вас с ребенком равнодушием, суетой, беспечностью. Не превращайте их в сеть, паутину разных ожиданий, не лепите из ребенка свой идеал, а растите личность через доверие, заботу и добро.

Уважаемые участники III Межмуниципальных Архангельских образовательных чтений представляю вам мастер - класс «Уроки доброты для дошкольников через разные  виды художественного творчества».  Само название определяет тему моего сегодняшнего выступления.

Сложно назвать современный мир добрым. В детском саду с детьми своей группы я провожу большую работу по воспитанию у детей доброты и милосердия. Использую разные формы работы в данном направлении. И сегодня хочу поделиться с вами наиболее удачными вариантами работы с детьми.

А начать наш мастер – класс я бы хотела словами, над которыми предлагаю вам подумать: «Что может дать воспитатель детям?» (ответы аудитории)

Я приглашаю 5 человек  принять участие в моем мастер-классе.

Сейчас, я хочу вам напомнить о том, что все мы родом из детства и немного поиграть.

Игра «Какие чувства испытывает человек».

Цель данной игры вы видите на экране.

Перед каждым из вас на столах лежат карточки с заданиями. Предлагаю выполнить задание самостоятельно.

Задание . Какие чувства испытывает человек?

- к себе –

- к родителям –

- к ближнему –

- к друзьям –

- к Родине –

- к труду –

- к природе –

Ключевые слова: бережливость, верность, любовь, надежда, почитание, требовательность, вера, забота, милосердие, ответственность, послушание, честность.

В результате данной игры дети могут научиться различать свои собственные чувства, уловить то или иное чувство, испытываемое другими. Поэтому очень важно помогать детям выявлять и обозначать словами различные свои чувства, говорить о своих чувствах с другими и иногда заниматься анализом испытываемых чувств (говорю, пока участники работают самостоятельно).

Вот, что значит настоящие педагоги, справились с заданием без труда.

А теперь мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что пока ребенок не знает грамоты, важно приучать его слушать художественную литературу. Для этого хорошо подходят серии рассказов «Зернышки. Добрые истории для малых ребят».

Предлагаю вам послушать одну историю «Что можно сделать добротой и лаской».

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской можно добиться гораздо большего, чем гневом».

Обсуждение:

- о чем затеяли спор Солнце и Ветер? (кто из них сильнее)

- кто оказался сильнее и почему? (Солнце, так как добром, лаской можно добиться гораздо большего, чем гневом)

Молодцы, отлично справились!

Таким образом, беседуя с ребенком, очень важно давать высказываться ему самому, побуждать его задавать вопросы. Необходим не монолог, а диалог.

Существуют так же и музыкальные произведения, пересказывающие истории, слова которых можно сопровождать соответствующими символическими движениями тела и жестами. Так, содержание притчи о двух людях, строивших себе дом, — один на песке и другой на скале — легко изображается жестами к песне «Один построил дом свой на песке».

Я предлагаю вам, выполнив определенные движения построить дома на песке и скале (участники выполняют движения под песню «Один построил свой дом на песке»)

В результате, дети могут знакомиться с притчей. Распевая песню и проделывая при этом соответствующие движения, они как бы участвуют в истории и основательно ее запоминают.

А чтобы, например, окунуться в историю, произошедшую  более двух тысяч лет назад, можно обыграть ситуацию при помощи теневого театра.

Чтение притчи «О блудном сыне» (Теневой театр).

Послушайте интересную историю о добром отце и непослушном сыне.

Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и, наконец, однажды сказал ему:

– Отец, дай мне мою часть всего имущества; я сам хочу распоряжаться им!

Добрый отец выделил ему следуемую часть, а сын взял деньги и имущество и ушёл в чужую страну.

Там он подыскал себе глупых друзей и ежедневно устраивал с ними пиры и гулянья. Он покупал сладкие, дорогие кушанья и вина и носил роскошные одежды.

Каждый день у него играла музыка, и он не хотел работать, а только ел, пил и веселился.

Скоро, однако, он истратил все полученные от отца деньги, промотал всё имущество и начал нуждаться.

Блудный сын не имел даже куска хлеба, и никто не хотел помочь ему.

Видя, что дело плохо, он вздумал приняться за труд. Но он не умел ничего делать, потому что, когда его сверстники учились, он только гулял и веселился. Тогда он пришёл к одному человеку и сказал:

– Будь так добр, возьми меня к себе в пастухи!

– Отчего же? – сказал хозяин. – Иди пасти моих свиней, но только кормись как знаешь, а той пищи, что я даю свиньям, не смей трогать! После них можешь подбирать остатки.

Несчастный и тому был рад. Вот до чего доводит своеволие! Опомнился бедный юноша. Сидя в поле около свиней, голодный, оборванный и босой, он заплакал и сказал сам себе:

– Сколько у моего отца слуг, и все они сыты и одеты, а я умираю от голода. Пойду к отцу и скажу ему: «Отец мой, я согрешил перед Богом и перед тобою и недостоин называться твоим сыном. Прими меня хотя бы в число твоих слуг».

Скоро он так и сделал: собрался и пошёл на родину. Отец издали увидел своего несчастного сына и побежал к нему навстречу. Он обнимал и целовал его и плакал от радости. Не такого приёма ожидал сын, и ему стало стыдно. Он сказал отцу:

– Согрешил я перед тобою, дорогой отец, и недостоин, чтобы ты считал меня своим сыном. Возьми меня хотя бы в число твоих слуг.

Но отец приказал слугам:

– Принесите скорее лучшую одежду и оденьте моего милого сына; дайте ему на руку перстень, зарежьте самого лучшего телёнка, будем веселиться, потому что сын мой умер, а теперь воскрес, пропадал и нашёлся!

Как горячо любил этот добрый отец своего негодного сына! Как он возрадовался, видя его чистосердечное раскаяние! Как охотно он простил его!

Уважаемые коллеги, а как вы считаете, нужно ли прощать? (участники фокус – группы отвечают на вопрос)

Совершенно верно. Очень важно объяснять детям, что нужно уметь прощать людей, если они искренне просят об этом.

Уважаемые коллеги (обращение ко всем), я думаю мы смогли с вами ответить на вопрос, над которым я просила подумать в начале моего мастер –класса «Что может дать воспитатель детям?». Я предлагаю участникам фокус – группы написать ответы на полосках бумаги и прикрепить около изображения детей (участники пишут и прикрепляют ответы на магнитную доску вокруг изображения детей)

Замечательно. Что же может дать воспитатель детям? (зачитываю ответы) Самое главное, что мы с вами имеем возможность научить детей добру, милосердию и состраданию.

В заключении моего мастер – класса я предлагаю вам создать «Планету добра». У меня есть изображение планеты, я предлагаю вам поместить на эту планету только добрые, чистые, светлые составляющие (участники выбирают из картинок и крепят на  макет планеты)

Вот так я помогаю детям чувствовать и замечать настроение, переживание, душевное состояние тех, кто рядом. Непременно протягивать руку помощи тому, кто в ней нуждается. Делать это все вместе, окружая заботой, вниманием и любовью (говорю, пока крепят).

Уважаемые коллеги, прошу вас не забывать, что в ваших руках хрупкие детские души, от которых к нам, взрослым, тянутся нити доверия. И от того, насколько они крепки, зависит, удастся ли вам донести до ребенка понятия добра, нравственности, чистоты, милосердия. Завершая свой мастер – класс я бы хотела вам вручить памятки «Посеять в детских душах доброту, что это значит…»

Благодарю всех и спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)

Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...

Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)

« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)

Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: 1-проанализировать психолого...

2016г. Инновационный проект «Сотрудничество ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья».

Процесс по взаимодействию детского сада с семьей при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья....