Программа кружка "Юный мыслитель"
методическая разработка по теме

Программа дополнительного образования по развитию логических способностей старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunyy_myslitel.docx63.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

 детский сад «Буратино» с. Чунояр

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по развитию логических способностей

КРУЖОК  « Юный мыслитель»

 

(математика-логика)

 

Возраст детей: старший дошкольный (5-7 лет)

Срок реализации: 1   год

 Составитель: Андреева Людмила Анатольевна

 воспитатель     первой

квалификационной категории

Содержание

I Пояснительная записка.

3 стр

1.1Актуальность кружка

4 стр

1.2Цели и задачи кружка

5-6 стр

1.3Общие сведения о кружке

6 стр

1.4Формы организации детей

6 стр

  1. Формы работы с детьми

6 стр

1.6Методы работы

6-7 стр

1.7Способы проверки результатов

7 стр

1.8Условия реализации программы

7-8 стр

1.9План работы

8-14 стр

II.Диагностика

14-20 стр

III.Программно-методическое обеспечение работы кружка

20-21 стр

IV.Ожидаемые результаты

21-22 стр

1. Пояснительная записка

Рабочая  программа кружка «Юный мыслитель» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, а так же заказом родителей.  Занятия кружка строятся на принципах развивающего обучения, которые реализуются через организацию диалогового общения, освоение ребенком способов познавательной деятельности, предпосылок учебной деятельности. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники  считают, вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий. В формировании у детей математических представлении широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая старших дошкольников в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша (Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей), палочки Кюизенера, счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

1.1.Актуальность

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -  одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Логика – наука, которая учит думать, размышлять, находить в рассуждении правильный ответ, способствует развитию интеллекта. Именно логика делает детей смышлеными, понимающими учебный текст, умеющими осмыслить и сформулировать полученные во время учебы знания.  Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.  

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так  рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.  В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.

В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.

Мышление – сложный  психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка. Сопровождается речью – основой   абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.

1.2. Цели и задачи кружка «Юный мыслитель»

Цель.  

Развивать способность детей к логическому мышлению.

Задачи.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • Формирование умений детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале; 
  •  Совершенствовать произвольное внимание, память; 
  •  Формирование умения высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний; 
  •  Воспитание стремления к приобретению новых знаний и умений. 
  • Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

1.3. Общие сведения о кружке

 Направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:

•        Интеллектуальное развитие детей

•        Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)

Реализация программы рассчитана на 1 год.

Занятия   проводятся  1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год. Продолжительность занятий в подготовительной группе – 25-30 минут. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»

  Возраст воспитанников 6– 7 лет. Количество обучаемых детей 10 человек.

1.4.  Формы организации детей

  • Индивидуальные
  • Подгрупповые
  • Групповые

1.5.  Формы работы с детьми

  • Игра
  • Ситуативный разговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Интегративная деятельность
  • Проблемная ситуация

1.6  Методы работы

Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая; работа по образцу различной сложности; обобщение и сравнение; актуализация личностного опыта в беседе, побуждение к рефлексивной деятельности.

1.7 Способы проверки результатов.

Оценка эффективности  реализации кружковой деятельности проводится на основе:

-  данных планового мониторинга  уровня  математического развития детей в МКДОУ (сентябрь и май);

- наблюдений за ребёнком;

-  бесед с воспитанниками.

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

1.8 Условия реализации программы. 

Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации.  Программа   способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность  начинается   в игровой форме,  в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.  

Группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного и интеллектуального развития детей.  

Создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нем представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток.

Используемые  пособия (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игровизоры Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра»,  «Головоломки», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление. Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам; ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; развитие творческих способностей

1.9 План работы

Ноябрь

1-я

Повторение материала

Число и цифра 1,2 ; знаки +,-,=

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

2.Загадка

3.Число и цифра 1,2

4.Логическая задачка

5.Тетрадь

6.Творческая игра «Сложим вместе»

Межполушарное развитие

Е.В. Колесникова «Я уже считаю»

А. Лопатина «Сказочная математика» с.7-9

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе» с.318- 1

А. Лопатина «Сказочная математика» с.9

2-я

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

1. Число и цифра 3,4

2.Д/игра «Назови 4 предмета»

3.Состав числа.  Палочки Кюизенера

4.Строим дома

5.Логическая задачка

6.Веселые задачки на сложение

7.Тетрадь

Межполушарное развитие; развитие моторики

А. Лопатина «Сказочная математика» с.10-13

А. Лопатина «Сказочная математика» с.15

 В.П. Новикова «Геометрическая мозаика» стр.8

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе» с.318- 2

А. Лопатина «Сказочная математика» с.62,65,66.

3-я

Упражнения «Рубим капусту», «Кулак-ребро-ладонь».

1.Число и цифра 5,6

2. Состав числа.

3. Логические задачи

4.Веселые задачки на сложение

5.Матрешки

6.Игра на внимание «Найди 6 изменений»

7. Тетрадь

Упражнение на развитие моторики, Межполушарное развитие

А. Лопатина «Сказочная математика» с.16,19

Палочки Кюизенера.

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе» с.318-3

А. Лопатина «Сказочная математика» с.67,92

В.П. Новикова «Геометрическая мозаика» стр.9

А. Лопатина «Сказочная математика» с.21

4-я

1.Упражнения «Повтори движение», «Кулак-ребро-ладонь», «Рубим капусту».

2.Число и цифра 7,8

3.Состав числа

4.Логические задачи

5.Д/игра «Какой цифры не стало»

6.Веселые задачки на сложение

7.Подвижная игра «Радуга появись»

8. Тетрадь

Упражнение на развитие моторики, Межполушарное развитие

А. Лопатина «Сказочная математика» с.22,25

 Палочки Кюизенера

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе» с.318-4

В.П. Новикова Математика в детском саду с.3

А. Лопатина «Сказочная математика» с.69,70

А. Лопатина «Сказочная математика» с.24

Декабрь

1-я

1.Упражнения «Кулак-ребро-ладонь» «Левая, Правая».

2.Число и цифра 9,10

3.Состав числа из двух наименьших чисел

4.Логические задачки

5.Грибы

6.Веселые задачки на сложение

7.Д/игра «Назови 9 имен»

8. Тетрадь

Развитие моторики, Межполушарное развитие

А. Лопатина «Сказочная математика» с.28,30

Палочки Кюизенера

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе» с.318-5

В.П. Новикова «Геометрическая мозаика» стр.9

А. Лопатина «Сказочная математика» с.71,93

А. Лопатина «Сказочная математика» с.30

2-я

1.Упражнения «Левая, правая», «Кулак-ребро-ладонь».

2.Загадка

3.Задание на логику

4.д/игра «Найди пару»

5.Задание «Что сначала, что потом»

6.задание «Что ближе, что дальше»

Развитие моторики, Межполушарное развитие

Е.В. Колесникова «Я уже считаю»

М. В. Беденко Развивающие задания Логика с.4 №2, с.5 №4,6

В.П. Новикова Математика в детском саду с.3

Е.В. Колесникова «Я уже считаю» с.34

Е.А. Ульева Математика с.3

3-я

1.Упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо, нос».

2.Задание на логику.

3.Логические задачи «Узнай в каком домике»

4.Веселый счет на сложение и вычитание

5. д/ игра «Убираем цифры»

6.Решаем примеры

7.Задание на сравнение

Развитие моторики, Межполушарное развитие

М. В. Беденко Развивающие задания Логика с.6 №2

Приложение3.

А. Лопатина «Сказочная математика» с.74,92

В.П. Новикова Математика в детском саду с.4

Карточки

А. Лопатина «Сказочная математика» с.53

4-я

1.Упражнения «Ух, нос», «Постучи каждым пальцем».

2.Загадка

3.Найди четвертое (задание в парах)

4.Логические задачи. Нахождение признаков отличия

5.д/игра «назови пять предметов»

6.Веселые задачки на сложение и вычитание

Развитие моторики. Межполушарное развитие. Приложение1.

Е.В. Колесникова «Я уже считаю»

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе» с.120

З.А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников с.37

А. Лопатина «Сказочная математика» с.76,90

Январь

2-я

1.Упражнения «Ухо, нос», «Кулак-ребро-ладонь».

2.Загадка

3.Задание на классификацию

4.Логические задачи

5.Веселые задачки

6.Строители

Развитие моторики. Межполушарное развитие

Е.В. Колесникова «Я уже считаю»

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе»

Приложение3№3, 4,14

А. Лопатина «Сказочная математика» с.94,96

В.П. Новикова «Геометрическая мозаика» стр.12

3-я

1.Упражнения «Колечко», «Постучи пальчиками».

2.Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кьюизенера

3.Задание на классификацию

4. игра «Разложи по порядку»

5.Знакомство с кругами Эйлера

Развитие моторики. Межполушарное развитие

В.П. Новикова Математика в детском саду с.6

В.П. Новикова Математика в детском саду с.6

Приложение

4-я

1.Упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Пальчик о пальчик» .

2.Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кьюизенера

3.Логические задачи

4.Задание на классификацию

5. Круги Эйлера

Развитие моторики. Межполушарное развитие. Приложение1 (комплекс №2)

Приложение3 задачи №5,6,13

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе»

Приложение

Февраль

1-я

1.Упражнения «Ухо, нос», «Слоник».

2.Задания по Блокам Дьенеша

3.Логические задачи

4.Логическое мышление (работа в парах)

5.Веселые задачки сложные

Развитие моторики. Межполушарное развитие

Круги Эйлера. Задачки на отрицание.

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе» с.319 №7,9

Е.В. Колесникова «Готов ли ваш ребенок к школе?» с.22

А. Лопатина «Сказочная математика» с.98,99

2-я

1.Упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Пальчик о пальчик» .

2.Задания по Блокам Дьенеша

3.Логические задачи

4.Дети нашего двора

5.Задание на классификацию

Развитие моторики. Межполушарное развитие

Приложение3 №7,8,12

В.П. Новикова «Геометрическая мозаика» стр.13

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе»

3-я

1.Упражнения Комплекс №2 .

2.Логические задачи

3.расширение пространственных представлений

4.Вкусное мороженое

5. Круги Эйлера

Развитие моторики. Межполушарное развитие

 Приложение3 №9,10,11

В.П. Новикова Математика в детском саду (раздаточный материал) с.7 карточки№9,10,11

В.П. Новикова «Геометрическая мозаика» стр.14

4-я

1.Упражнения Комплекс №2 .

2.Логические задачи

3.Задание на закономерности

4.Закрепление пространственных отношений

Развитие моторики. Межполушарное развитие

 

Приложение5№1,2,3

Е.В. Колесникова «Готов ли ваш ребенок к школе» с.22

В.П. Новикова Математика в детском саду (раздаточный материал) с.8 карточки№12-16

Март

1-я

1.Упражнения Комплекс №2 .

2.Логические задачи

3.Задание на закономерности

4.Задания на внимание

Развитие моторики.  Межполушарное развитие

Приложение5№4,5,6

В приложениях

Е.В. Колесникова «Готов ли ваш ребенок к школе» с.17

2-я

1.Упражнения Комплекс №2 .

2.Абстрактно-логическое мышление

3.Задание на закономерности

4.Задания на внимание

5. Задачки шутки

Развитие моторики. Межполушарное развитие

 Приложение7 задание24

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе»с.148

Е.В. Колесникова «Готов ли ваш ребенок к школе» с.11 + приложение

3-я

1.Упражнения Комплекс №2 .

2.Абстрактно-логическое мышление

3.Задание на закономерности

4.Задания на внимание

Развитие моторики. Межполушарное развитие

Приложение7№25

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе» с. 150

В приложениях

4-я

1.Упражнения Комплекс №2 .

2.Работаем с блоками Дьенеша

3.Задание на закономерности

4.Задания на внимание

5. Пространственные отношения

д/игра «Кто больше назовет»

Развитие моторики. Межполушарное развитие

 

Приложение

Приложение

В.П. Новикова Математика в детском саду (раздаточный материал) с.9 карточки№12-16

Апрель

1-я

1.Упражнения Комплекс №2 .

2.Работаем с блоками Дьенеша

3.Задание на закономерности

4.Задания на внимание

5.Задачки шутки

Развитие моторики.  Межполушарное развитие

Игра «Наш день» В.П. Новикова Математика в детском саду (раздаточный материал) с.9 карточки№12-16

Запомни и раскрась в приложениях

2-я

1.Упражнения Комплекс №2 .

2.Работаем с блоками Дьенеша

3.Задание на умозаключения

4.Задания на внимание

Развитие моторики. Межполушарное развитие

 

Приложение 7 №26

Запомни и раскрась в приложениях

3-я

1.Упражнения Комплекс №2 .

2.Работаем с блоками Дьенеша

3.Задание на умозаключения

4.Задания на внимание

Развитие моторики. Межполушарное развитие

 

Приложение8

Запомни и раскрась

4-я

1.Упражнения Комплекс №2 .

2.Задание на умозаключения

3.Задания на внимание

4. Задачки шутки

Развитие моторики. Межполушарное развитие

 Приложение8

Посмотри и запомни

Май

Мониторинг

Математический вечер досуг

З.А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников с.83

Диагностика.

Цель диагностики:

Увидеть уровень сформированости мыслительных операций у детей, в ходе работы по  программе.

Критерии оценки усвоения программы: «Юные мыслители»

Высокий уровень. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микро группе.

Средний уровень. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микро группах. 

Низкий уровень. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе. 

Варианты диагностического обследования детей. 

«Определение обобщающих понятий» (6-7 лет), автор Л.Ф.Тихомирова. Ребёнку предлагается один из наборов, в каждом из которых 10 слов.  Задание ребёнку: дать определение каждому из предлагаемых слов. 

1. Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница, чашка, слива. 

2. Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка, яблоня, тарелка. 

3. Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь, куртка, сахарница, груша. 

На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30 секунд. За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5 балла. Исследователь должен быть уверен, что ребёнок знает предлагаемое слово. Только после этого его просят самостоятельно дать определение. 

Оценка результата: Максимальное количество баллов — 10, минимальное – 0. При повторном проведении исследования детям даётся 2-ой и 3-ий набор слов.  8-10 баллов — высокий уровень развития.  4-7 баллов — средний уровень развития.  1-3 балла — низкий уровень развития. 

МЕТОДИКА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7 лет.

Тест состоит из 4-ёх субтестов.  Предложена Э. Ф. Замбицявичене

Описание теста:

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест - выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух педагогом, ребенок одновременно про себя.

 

Субтест №1.  Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение. 

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица). 

2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень). 

3. В году (24, 3, 12, 7) месяцев. 

 4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). 

5. Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл). 

6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево). 

7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём). 

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень). 

10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия). 

Субтест №2.

В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его. 

1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка. 

2. Река, озеро, море, мост, болото. 

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 

4. Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово. 

5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина. 

6. Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат. 

7. Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей. 

8. Число, плюс, минус, равно, неравно. 

9. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 

10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 

Субтест №3. 

В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между собой.  Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи. 

1. Огурец – овощ;  Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля). 

2. Учитель – ученик;  Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница). 

3. Огород – морковь;  Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака). 

4. Цветок – ваза;  Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья). 

5. Перчатка – рука;  Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка). 

6. Тёмный – светлый;  Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный). 

7. Часы – время;  Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач). 

8. Машина – мотор;  Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна). 

9. Стул – деревянный;  Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная). 

10. Стол – скатерть;  Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль). 

Субтест №4. 

Эти пары слов нужно назвать одним названием. 

1. Метла, лопата –       6. Шкаф, диван — 

2. Окунь, карась –        7. День, ночь — 

3. Лето, зима –              8. Слон, муравей — 

4. Огурец, помидор –   9. Июнь, июль — 

5. Сирень, шиповник – 10. Дерево, цветок — 

Оценка результатов теста. 

Субтест №1. За правильный ответ после первой попытки– 1 балл. Если ответ неверный, предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла. 

Субтест №2. За правильный ответ – 1 балл. За правильный ответ со второй попытки – 0,5 балла. 

 Субтест №3. За правильный ответ – 1 балл, со второй попытки – 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются. 

 Субтест №4. Оценки аналогичны вышеприведённым. Уточняющие вопросы не задаются. 

 Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40. 

Х *100% Оценка успешности (ОУ) = ----------------, где Х – количество баллов, полученных испытуемым. 40 

 Уровни успешности: 

5-ый – 40 баллов (100%); 

4-ый – 32-39 баллов (80-99%); 

3-ий – 26-31,5 балла (65-79,9%); 

2-ой – 20-25,5 балла (50-64,9%); 

1-ый – менее 19,5 балла (менее 49,9%). 

Методики, диагностирующие уровень развития логического мышления

Проводя диагностическое исследование, предлагая ребенку тестовое задание необходимо учитывать некоторые психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Прежде всего, следует помнить о сравнительно низком уровне сознания и самосознания детей. Мышление, память, воображение, внимание находятся на сравнительно низком уровне развития. Проводя диагностику детей дошкольного возраста тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами, они должны быть рассчитаны одновременно и на непроизвольный и произвольный уровень регуляции познавательной сферы. Дошкольники только в том случае будут показывать результаты, достоверно отражающие уровень развития, когда предлагаемые ребенку задания вызывают и поддерживают интерес на протяжении всего времени исследования. Утратив интерес к выполняемым заданиям, ребенок перестает проявлять способности, которыми реально обладает.

Время выполнения тестового задания – 1-5 минут. Чем больше возраст ребенка, тем более коротким должно быть время

  1. «Объяснение сложных картин», Ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Данный  прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное,  или теряется в отдельных деталях; насколько развита его речь.
  2. «Последовательность событий». Серия сюжетных картинок, на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Выявляется понимание ребенком причинно – следственных связей.
  3. Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия, может – по внешнему признаку, по ситуативным признакам.
  4. «Определение понятий». Ребенку предлагается один из наборов слов, в каждом из которых 10 слов. Ему необходимо дать определение каждому из предлагаемых слов
  5. «Нелепицы». С помощью этой методики можно оценить представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами этого мира: людьми, животными, природой. Ребенку показывается картинка, на которой изображены несколько нелепых ситуаций с животными или с людьми. Ему предлагается внимательно посмотреть на картинку и сказать, все ли здесь правильно. Найдя нелепицы, надо объяснить, почему это не так.

В старшем дошкольном возрасте важную роль играет развитие способностей детей к логическому мышлению. Педагог должен предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить умозаключения.

Уровень сформированости мыслительных операций является важным показателем готовности к школьному обучению.

 Список обобщений (обобщающих понятий), рекомендованных основными образовательными программами («Истоки», «Детство», Программа воспитания и обучения в детском саду по ред. М.А. Васильевой и т.п.)

"Назовите одним словом (словосочетанием) следующие предметы:

Кукла, машина, пирамида, матрешка – это …

Огурец, помидор, морковь, капуста, баклажан – это …

Ананас, яблоко, мандарин, груша, слива – это …

Смородина, крыжовник, клубника, ежевика – это …

Лисичка, подберезовик, мухомор, сыроежка – это …

Береза, сосна, ель, клен, липа – это …

Гвоздика, тюльпан, пион, роза – это …

Диван, стул, кровать, шкаф, комод – это …

Торшер, бра, люстра, настольная лампа – это …

Нож, тарелка, вилка, чайник, дуршлаг – это …

Куртка, сарафан, брюки, юбка, рубашка – это …

Сандалии, валенки, сапоги, кроссовки – это …

Кепка, шапка, фуражка, платок, берет – это …

Сыр, мороженое, масло, творог, сметана – это …

Колбаса, сосиски, котлеты, сардельки – это …

Баранки, печенье, кекс, булка – это…

Сок, компот, молоко, вода – это …

Холодильник, утюг, пылесос, фен, телефон – это …

Линейка, ручка, учебник, тетрадь, дневник – это …

Топор, пила, молоток, рубанок – это …

Самолет, пароход, автобус, трамвай – это …

Мяч, коньки, лыжи, шайба, ракетка – это …

Повар, милиционер, клоун, швея – это …

Кошка, собака, овца, корова – это …

Курица, гусь, индюк, утка – это …

Медведь, волка, белка, заяц – это …

Ласточка, скворец, грач, жаворонок – это …

Ворона, голубь, воробей, синица – это …

Сом, карась, щука, окунь – это …

Кузнечик, пчела, муха, стрекоза – это …

Апрель, сентябрь, май, январь – это …

Среда, пятница, суббота, вторник – это …

Лето, зима, осень, весна – это …

Ночь, день, утро, вечер – это …

Москва, Киев, Новгород, Санкт-Петербург – это …

Три, пять, двенадцать, один – это …

А, У, О, И, Э – это …

П, К, М, Т – это …

Синий, красный, белый, голубой – это …

Круг, треугольник, ромб, овал – это …

Катя, Максим, Ира, Дима, Андрей – это …

Дубков, Соколов, Петров, Сидоров – это …

Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:

  • Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
  • Проведение бесед;
  • Организация совместных мероприятий.
  • Изготовление пособий.

Методическое  обеспечение

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ.

  1. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи»,
  2. Л.Ф. Тихомирова «Логика дети 5-7 лет»,
  3. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников»,
  4. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»;
  5. А. Лопатина «Сказочная математика»,
  6. В.П. Новикова «Математика в детском саду» (раздаточный материал),
  7. В.П. Новикова «Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях»,
  8. В.П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
  9. Г.И. Просветов «Занимательная логика. Измеряем и сравниваем»,
  10. Л.Г. Петерсон «Задачи в кроссвордах»
  11.  Е.В. Колесникова «Я уже считаю»,
  12. О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе».
  13. М. В. Беденко Развивающие задания. Логика.

Дидактический материал:

  1. Геометрические фигуры и тела.
  2. Палочки Х. Кюизенера.
  3. Наборы разрезных картинок.
  4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
  5. Полоски, ленты разной длины и ширины.
  6. Цифры от 1 до 20.
  7. Игрушки.
  8. Мольберт.
  9. Чудесный мешочек.

10.     Игры Воскобовича.

11.     Блоки Дьенеша.

12.     Пластмассовый и деревянный строительный материал.

13.      Геометрическая мозаика.

14.      Счётные палочки.

15.      Предметные картинки.

16.      Конструкторы.

17.      Знаки – символы.

18.      Конспекты.

19.      Страна блоков и палочек (сюжетно-дидактические игры).

Ожидаемые результаты.

К концу обучения по программе  кружка «Юный мыслитель» у детей сформировано:

•        умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие

•        умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)

•        произвольная память

•        мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

•        творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.

•        интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

Дети научатся:

-творчески мыслить и стоить умозаключения;

-узнавать предметы и явления по описанию;

-определять последовательность событий;

-излагать свои мысли четко, ясно;

-классифицировать предметы и явления;

-рассуждать о противоположности признаков и явлений;

-научиться разгадывать загадки и решать кроссворды.

Диагностика:

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования  по развитию логического мышления «Юный мыслитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб юных мыслителей

создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста имеющих предпосылки  к одаренности...

Программа "Юный мыслитель"

Программа предназначена для подготовки детей старщего дошкольного возраста к школе....

Программа по развитию логического мышления "Юный мыслитель"

Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего -  нибудь....

Мысли великих людей и мыслителей о детях и воспитании.

Мысли великих людей и мыслителей о детях и воспитании....

Итоговое занятие НОД в студии «Юные мыслители» Подготовительная группа Игра «Что? Где? Когда?»

Итоговое занятие в студии «Юные мыслители»Подготовительная  группаИгра «Что? Где? Когда?»Программное содержание:- Закрепить умение отгадывать загадки.- Закрепить умение составлять арифметические ...

Рабочая программа "Юные мыслители"

Программа факультативных занятий «Юные мыслители» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.       В ходе решения задач на см...

Дополнительная образовательная программа «ЮММ – юные математики, мыслители»

Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимат...