Рабочая программа "Юные мыслители"
рабочая программа по математике (подготовительная группа) по теме

Жильцова Марина Викторовна

Программа факультативных занятий «Юные мыслители» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. 

      В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №60 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА БЕЛОВО                                   КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

         ЮНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ

Рабочая программа

                                               Белово 2015

 

Автор – составитель: Жильцова М. В. Воспитатель

Принят на пед.совете

Протокол №______

От «___»_________2015 г.

Утверждаю

Заведующая МБДОУ №60

___________________________

 

       Программа направлена на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

         Рекомендована   воспитателям групп старшего возраста   дошкольных       образовательных учреждений для организации воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ.

                                             

СОДЕРЖАНИЕ

         

Пояснительная записка……………………………………………………4

Учебно-тематический план………………………………………………..7

Содержание программы…………………………………………………...8

Критерии уровня развития логического мышления у детей старшего

дошкольного возраста……………………………………………………..11

Методическое обеспечение………………………………………………..12

Список литературы…………………………………………………………13


Пояснительная записка

        Вследствие технического прогресса, происходящего в жизни общества, процесс развития человека постепенно становится более компьютеризированным. Компьютерная техника завоевывает практически все сферы общественной жизни: науку, промышленность, образование и т.д. Поэтому все более необходимым представляется использование знаковой системы в школьном обучении детей.

       Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.

       Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.

      Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

      В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Программа факультативных занятий «Эрудит» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

           Курс факультативных занятий легко интегрируется в образовательный процесс и режим дня дошкольного учреждения.

               Цель программы: развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

              Задачи:

  • развивать детскую самостоятельность и детскую инициативу, воспитывать у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
  • развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.
  • обогащать опыт самопознания дошкольников.
  • формировать готовность к школьному обучению.
  • развивать приёмы мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Факультативные занятия проводятся один раз в две недели (19 занятий), продолжительность занятия - 30 минут.

Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.

Разделы программы:

  •  «Логические задачки»
  • «Задачки на смекалку геометрического характера»
  • «Математические развлечения»

Работа ведётся в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.

При реализации программы применяются следующие приёмы:

  • рассматривание таблиц с графическими изображениями фигур;
  • разгадывание загадок;
  • проблемные ситуации;
  • показ воспитателя;
  • беседа;
  • рассказ;
  • творческие задания;
  • пальчиковые игры;
  • логические задачки.
  • экспериментирование;

                Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанники будут:

  •  уметь анализировать предметы, используя зрительное тактильное и слуховое восприятие; умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях; умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики; умение выражать свои чувства и представление о мире различными способами;

  • Знать приёмы решения задач; способы пристроения, присоединения одной фигуры к другой; последовательность выполнения заданий;
  • иметь представление о придумывание и составлении простых логических задач.

             

                           

                   Учебно - тематический план

№ п/п

Раздел. Тема.

Всего часов

Из них:

Теор.

Практ.

Контроль

1.

Раздел 1. Логические задачки

6

6

1

1.1

«Мой любимый детский сад»

1

1

1.2

«Овощные истории»

1

1

1.3

«Осенние чудеса»

1

1.4

«Одежда»

1

1

1.5

«Животные рядом с нами»

1

1

1.6

«Всё что нас окружает»

1

1

1

квн

2

Раздел 2. «Задачки на смекалку геометрического характера»

6

6

1

2.1

«Раз ступенька, два ступенька»

1

1

2.2

«Волшебное        превращение»

1

1

2..3

«Архитекторы»

1

1

2.4

«Стрелочка»

1

1

2.5

  «Лампа»

1

1

2.6

«Фонарик из счётных полочек»

1

1

1 

Интеллектуальная игра

3

«Математические развлечения»

6

6

1

3.1

«Знакомство с игрой Танграм»

1

1

3.2

«Четырёхугольники из Танграм»

1

1

3.3

«Составление фигуры- силуэта зайца»

1

1

3.4

«Знакомство с игрой Колумбово яйцо»

1

1

3.5

«Знакомство с Вьетнамской игрой»

1

1

3.6

 «Путешествие встряну Чудес»

1

1

             1    

Развлечение

Итого:

19

19

3

                                         Содержание программы

         РАЗДЕЛ  1   Логические задачки

      Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

  1. Занятие «Мой любимый детский сад»

         Организационный момент «Посмотри и ответь»; Игровое упражнение    «Что произойдёт дальше»; Лабиринт «Помоги Серёже добраться до конфеты»;    Упражнение «Найди отличие»

  1. Занятие «Овощные истории»

         Организационный момент «Подумай и ответь»; Упражнение «Путаница»; Лабиринт «Морковка для зайца»; Упражнение «Какой овощ следующий»

1.3     Занятие «Осенние чудеса»

          Игра «Четвёртый лишний»; Упражнение «Настина комната»; Лабиринт

«Паутина»; Упражнение «Соедини цифры по порядку»

1.4     Занятие «Одежда»

          Организационный момент «Закончи рассуждения»; Упражнение «Найди            

 фигуры»; Логическая задача «Найди отличие»; Лабиринт «Помоги  

 Даши»

   1.5       Занятие «Животные рядом с нами»

           Словесная игра «Отвечай быстро»; Лабиринт «Кошки мышки»;

Упражнение «Обведи одинаковых кошек»; Раскрась геометрические фигуры»                

 1.6     Занятие «Всё что нас окружает»

           Организационный момент «Один много»; Упражнение «Путаница»

 Лабиринт «Помоги Буратино»; Упражнение «Дорисуй не достающий    

 предмет»

     

           

                  РАЗДЕЛ 2 «Задачки на смекалку геометрического характера»

Включает в себя задачки на смекалку геометрического характера, в ходе решения, как правило идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие и изменения их количества. В процессе решения каждой новой задачи у ребёнка активно развивается умственная деятельность, стремление достичь конечной цели- видоизменить или построить пространственную фигуру.

2.1  Занятие « Раз ступенька, два ступенька» направлено на умение решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.

       Организационный момент «Расставь полоски в убывающем порядке по длине»; Упражнение «Измени фигуру»; Логическая задача «Лесенка»

2.2 Занятие «Волшебное превращение» направлено на умение осуществлять целенаправленные пробы, ограничивать количество практических проб за счёт обдумывания хода решения, догадки.

         Организационный момент «Какая дорожка самая короткая»; Словесная игра «Исправь ошибку»; Логическая задача «Было пять, стало три»

2.3 Занятие «Архитекторы» направлено на умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путём целенаправленных поисковых действий.

          Организационный момент «Бывает-не бывает»; Упражнение «Запретное движение»; Логическая задача «Переверни дом в другую сторону».

2.4 Занятие «Стрелочка» направлено на умение осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного практического плана, частичном мысленном решении задачи.

            Организационный момент «Исправь предложение»; Упражнение «Найди закономерность»; Логическая задача «Из стрелки делаем четырёх угольники»

2.5      Занятие «Лампа» направлено   на умение планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в фигуре в результате преобразования, высказывать предложения.

              Организационный момент «Один много»; Упражнение «Найди лишнею фигуру»; Логическая задачка «Из лампы сделать треугольники».

2.6       Занятие «Фонарь из счётных палочек» направлено на обучение решать задачи на основе мысленного анализа путём выдвижения гипотезы и проверки её.

              Организационный момент «Какие суждения верные?»; Упражнение «Кто внимательный»; Логическая задача «Фонарик превращаем в треугольники».

             

              РАЗДЕЛ 3 «Математические развлечения»

Раздел объединяет игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, домов, птиц, кораблей из специальных наборов

геометрических фигур. Направлен на развитие зрительного и мыслительного анализа у детей.

      3.1      Занятие «Знакомство с игрой Танграм» направлено на умение сравнивать треугольники по размеру, составлении из них новых геометрических фигур.

                Организационный момент «Найди лишнее слово»; Упражнение «Собери фигуры, не повторяющиеся по цвету»; Игра «Танграм».

  3.2      Занятие «Четырёхугольники из Танграм» направлено на умение составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

               Организационный момент «Составь предложение»; Упражнение «Найди четырёх угольники в паровозе»; Игра «Танграм».

  3.3    Занятие «Составление фигуры- силуэта зайца» направлено на умение анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентироваться на образец.

                 Организационный момент «Скажи одним словом»; Упражнение «Кому какой подарок предназначен»; Игра «Танграм».

    3.4     Занятие «Знакомство с игрой Колумбово яйцо» направлено на развитие сенсорных способностей, пространственных представлений, образного и логического мышления.

                    Организационный момент «Какая птица лишняя?»; Упражнение «Продолжи ряд»; Игра «Колумбово яйцо».

     3.5  Занятие «Знакомство с Вьетнамской игрой» направлено на овладение практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления.

                     Организационный момент «Узнай по силуэту»; Упражнение «Кто из птиц летит выше других»; «Вьтнамская игра».

      3.6     Занятие «Путешествие встряну Чудес» Организационный момент «Буратино попал в беду»; Лабиринт»; Загадки»; Игра «Подбери ключ к замку»; Игра «составь картинку»; Игра «Колумбово яйцо».

 

Критерии уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дети умеют:

  • выделять самое существенное в предметах;
  • видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
  • пользоваться различными схемами и планами;
  • рассуждать;
  • делать умозаключения в соответствии с законами логики.

- Высокий уровень – сформировано,

- Средний уровень – находится на стадии становления,

- Низкий уровень – не сформирован.

Дети знают:

  • приёмы решения задач;
  • способы пристроения, присоединения одной фигуры к другой; последовательность выполнения заданий

- Высокий уровень –- сформировано,

-Средний уровень– находится на стадии становления,

- Низкий уровень – не сформирован.

                         Методическое обеспечение

I. Учебно-методические пособия:

  • Специальная, методическая литература;

(См. список литературы)

  • Логика для детей 5 – 7 лет.

II. Материалы из опыта работы:

Дидактический материал:

  • Лабиринты,
  • Карточки с логическими заданиями,
  • Образцы фигур- силуэтов,
  • Таблицы с изображением фигур.

Наглядный материал:

  • Счётные палочки,
  • Игра «Танграм»,
  • Игра «Колумбово яйцо»,
  • «Вьетнамская игра»,
  • Дидактическая игра «Внимание»,

                                      Список литературы

1.  Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: Рабочая тетрадь для детей   5-7 лет.

  1. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. -208 с.:
  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачки для дошкольников: Кн.для воспитателя дет. Сада. -2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990. С.: ил.-lSBN 5-09-001638-0
  3. Тихомирова Л.Ф. Рзвитие логического мышления детей. Ярославаль: «Академия развития», 1998-240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб юных мыслителей

создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста имеющих предпосылки  к одаренности...

Программа "Юный мыслитель"

Программа предназначена для подготовки детей старщего дошкольного возраста к школе....

Программа по развитию логического мышления "Юный мыслитель"

Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего -  нибудь....

Мысли великих людей и мыслителей о детях и воспитании.

Мысли великих людей и мыслителей о детях и воспитании....

Итоговое занятие НОД в студии «Юные мыслители» Подготовительная группа Игра «Что? Где? Когда?»

Итоговое занятие в студии «Юные мыслители»Подготовительная  группаИгра «Что? Где? Когда?»Программное содержание:- Закрепить умение отгадывать загадки.- Закрепить умение составлять арифметические ...

Программа кружка "Юный мыслитель"

Программа дополнительного образования по развитию логических способностей старших дошкольников....

Проект по логическому мышлению "Я -мыслитель"

Долгосрочный проект, для детей старшей группы...