Проект по логическому мышлению "Я -мыслитель"
проект по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с №9 «Радуга»
Проект по развитию логического мышления для детей старшего дошкольного возраста
«Я - мыслитель»
Воспитатель старшей группы
«Золотая рыбка»
Алтунина Анна Николаевна
2016-2017 год
г. Балабаново
Продолжительность проекта: долгосрочный с 1.09.16 по 31.05.17
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Цель:
-развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- развитие наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, классификации, обобщения;
- развитие мелкой моторики, творческого мышления, речи, любознательности;
- создание условий для воспитания чувства коллективизма, уважения друг к другу, взаимопомощи.
Этапы проекта:
Подготовительный этап с1.09.16 по 30.09.16(Поиск, изучение и обработка информации.)
- Анализ проблемы.
- Диагностика детей.
- Сбор материала на развитие логического мышления.
- Разработка плана реализации проекта.
- Составление курса занятий на развитие логического мышления «Веселогика»
Основной этап с 1.10.16 по 30.04.17 (работа над проектом)
- Реализация поставленной цели и задач деятельности с детьми
- Работа с детьми по составленноми курсу занятий на развитие логического мышления «Вселогика»
- Работа с родителями путем:
- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
- Проведение бесед;
- Организация совместных мероприятий.
Заключительный этап с 1.05.17 по 31.05.17
- Сбор и обработка методических, практических материалов,
- Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; - обобщение материалов проекта.
- Презентация и защита проекта на педагогическом совете.
Ожидаемый результат: повышение уровня формирования мыслительных операций у детей старшей группы.
Теоретическая база проекта
Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А.Венгер, А.А.Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И.Никитина, З.А.Михайловой, Е.В.Колесниковой.
С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.
Ведущая педагогическая идея
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
С учётом указанных выше условий был составлен перспективный план проекта, в котором освещены вся работа по развитию логического мышления.
Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:
- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
- Проведение бесед;
- Организация совместных мероприятий.
Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес у педагогов, было предусмотрено привлечение логопеда для совместной работы по проекту.
Перспективный план
№ | Деятельность | Сроки | Участники |
1 2 3 4 | Анализ проблемы. Сбор материала на развитие логического мышления. Разработка плана реализации проекта. Составление курса занятий на развитие логического мышления «Веселогика» | Сентябрь | Воспитатели |
1 2 3 4 | «Веселогика» Игры-головоломки, направленные на решение конструктивных задач «Занимательные кубики» (составление объёмных фигур из кубиков «Куб-хамелеон», «Уголки») Домашнее заданий для родителей. Индивидуальная работа с детьми. «День загадок» Консультация для родителей «О логическом мышлении» | Октябрь , 2 раза в месяц Октябрь, еженедельно По необходимости Октябрь, ежедневно Октябрь, первая неделя | Воспитатели, дети, родители |
1 2 3 | «Веселогика» Игры «шнурковые» «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его Домашнее заданий для родителей. Индивидуальная работа с детьми. «День загадок» | Ноябрь , 2 раза в месяц По необходимости Ноябрь, еженедельно Ноябрь, первая и третья недели | Воспитатели, дети, родители, |
1 2 3 | Веселогика» Головоломки, направленные на решение геометрических задач «Игры с палочками» Домашнее заданий для родителей. Индивидуальная работа с детьми. | Декабрь , 2 раза в месяц По необходимости Декабрь, еженедельно | Воспитатели, дети, родители. |
1 3 | «Веселогика» Игры «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо» Домашнее заданий для родителей. Индивидуальная работа с детьми. «День загадок» | Январь , 2 раза в месяц По необходимости Январь, еженедельно четвертая неделя | Воспитатели, дети, родители, |
1 2
| «Веселогика» Загадки-шутки, Логическая цепочка «Найди нужную фигуру». Логические задачи, КВН «Путешествие в стану Сообразилию» Домашнее заданий для родителей. Индивидуальная работа с детьми. | Февраль , 2 раза в месяц Февраль, вторая неделя По необходимости Февраль, еженедельно | Воспитатели, дети, родители. |
1 2 | «Веселогика» Игры, способствующие развитию дивергентного мышления Домашнее заданий для родителей. Индивидуальная работа с детьми. | Март , 2 раза в месяц По необходимости Март, еженедельно | Воспитатели, дети, родители,логопед |
1 2 3 | «Веселогика» Хитрые вопросы., Разгадывание ребусов, Домашнее заданий для родителей. Индивидуальная работа с детьми. Консультация для родителей «О логическом мышлении» | Апрель , 2 раза в месяц По необходимости Апрель, еженедельно Апрель, первая неделя | Воспитатели, дети, родители. |
1 | «Веселогика» Использование пальчиковых игр и кинезеологических упражнений,повторение изученного Домашнее заданий для родителей. Индивидуальная работа с детьми. Защита проекта «Я - мыслитель» | Май , 2 раза в месяц По необходимости Май, еженедельно Май, четвертая неделя | Воспитатели, дети, коллектив школы-сада. |
Актуальность: логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором создаются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период. Будут служить фундаментом для получения знаний и развития логических способностей в старшем возрасте – в школе. Овладев логическими операциями ребенок научится правильно и четко мыслить, «действовать в уме». Логические примеры – сравнение, синтез, анализ – применяются во всех видах деятельности для выработки правильных умозаключений. В настоящее время, в условиях коренного изменения характера человеческого труда ценность знания логики возрастает, способствуя культурному и интеллектуальному развитию личности.
Список литературы:
- Игры на логику и мышление [Электронный ресурс]: Играемся //
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] З.А. Михайлова. - М..1990.
- Формирование предметно-развивающей среды [Электронный ресурс]: методическая поддержка старшего воспитателя. - М.: Информационный центр «Ресурсы образования». - 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см.
- Чуднова, Р.П. Мишутка учится считать [Текст] / Р.П. Чуднова. - г. Орел. 1997.
Практическая
работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ: «Развитие логических приемов мышления в процессе формирования умений классификации у детей старшего дошкольного возраста»
В системе дошкольного образования развитие математических представлений по праву имеет большое значение. Так как формирование элементарных математических представлений ра...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-134826-1352630872.jpg)
Проект «Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания»
Данный проект состоит из трёх направлений: дети, педагоги, родители. Первый этап проекта разрабатывался на базе подготовительной группы. Второй этап проекта разраба...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-332141-1383390837.jpg)
Проект "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста по средствам логико-математических игр"
Задачи. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности,логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Способствовать развитию познават...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-148282-1508394312.jpg)
Проект "Развитие логического мышления у дошкольников " разработан для родителей и детей подготовительной к школе группе
Логическое мышление даёт ребёнку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные, существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы.Воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-596416-1425496155.jpg)
Проект "Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр" (Опыт работы).
Полезна для воспитателей старших групп....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-729306-1465462247.jpg)
Проект "Развитие логического мышления"
Актуальность, этапы реализации проекта, календарно-тематическое планирование работы с детьми....
ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»
Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе дошкольного образования особое внимание уделяется обес...