"Психологическая гостиная" как средство формирования компетентности родителей ДОУ
методическая разработка по психологии

Данный материал содержит опыт работы по формированию и повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическая гостиная»

как средство формирования компетентности родителей ДОУ

Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное… Но, для некоторых детей, оно – трудное, и прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает свою семью, родителей и очень зависит от этого малого круга общения, особенно в детстве.

В последнее время всё чаще отмечаются нарушения эмоциональных  контактов между родителями и детьми.  На детско-родительские взаимоотношения влияет ряд неблагоприятных факторов:

- социально-культурные (ускорение темпа современной жизни, дефицит времени у взрослых, чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем, которые оказывают негативное влияние на психику ребенка);

- социально-экономические (неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу);

- социально-психологические (дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений). 

Сегодня родители стали мало общаться со своим ребёнком, поскольку слишком заняты работой и домашними делами. Лучшим другом для современного малыша является телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерная игра. Сейчас дети  меньше общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. Это привело к тому, что дошкольники стали неотзывчивыми к чувствам других, не способными осознавать и контролировать свои эмоции, что сказывается на импульсивности их поведения, а в результате и на отношениях с родителями. 

Проведенное анкетирование показало, что у родителей возрос интерес к проблемам воспитания и обучения, поскольку каждый из них желает малышу счастья, хочет научиться понимать его, изучить его характер для того, чтобы избежать многих ошибок и конфликтов в будущем.  Но  им нужны средства и методики,  которые они могут использовать в повседневной жизни. Полноценное развитие ребенка требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов.        

Родителей необходимо вооружить знаниями о воспитании ребенка и в этом им должны помочь педагоги ДОУ.

Целью работы «Психологической гостиной» является повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.

Задачи работы:

1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

2. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

3. Формировать позитивный опыт семейного воспитания через различные формы взаимодействия с родителями;

4. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях;

5. Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Формы взаимодействия родителями: беседы и дискуссии за круглым столом, устный журнал, обсуждение педагогических ситуаций, моделирование игровых и проблемных ситуаций, практикум, тренинги, презентации семейного опыта, мастер-класс.

Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.  Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей. В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям входят:

- возрастные особенности детей;

- условия, необходимые для полноценного психологического развития;

- адаптация к условиям ДОУ;

- новообразования в развитии детей (кризисы одного, трех лет);

- игры и упражнения для развития и обучения детей.

       Другими словами, родители должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Результатом таких встреч являются не только знания родителей, но своеобразная методическая копилка, своеобразный психолого-педагогический учебник созданный индивидуально и самостоятельно каждым родителем, с результатами и методиками диагностики, тестами, рисунками, советами педагога – психолога, памятками по темам.
             Анализ работы показывает, что такая форма взаимодействия очень востребована, она способствует в непринужденной, дружеской обстановке получить квалифицированную консультативную помощь, обсудить проблемы воспитания и развития детей, отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с детьми; предоставляет родителям возможность высказать свое мнение,  поделиться  жизненным опытом, получить советы по гармонизации семейных отношений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование компетентности родителей как средство повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи"

В данной статье представлен опыт работы по формированию педагогической  компетентности у родителей, имеющих ребёнка с общим недоразвитием речи....

Формы взаимодействия ДОУ с семьёй, как средство повышения компетентности родителей (законных представителей).

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями (законных представителей). Воспитатели детских садов постоянно совершенствуют содержание и формы взаимодейст...

Родительский клуб Психологическая поддержки семьи и компетентности родителей, воспитывающих детей - инвалидов ________________________________________

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и в...