Использование технологии куклотерапии как средства повышения компетентности родителей в вопросах психо-эмоционального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kukloterapii.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии куклотерапии как средства повышения компетентности родителей в вопросах психо-эмоционального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья.

педагог-психолог МАДОУ «МАЯЧОК»

Шуклина Т. В.

Реализуя государственные задачи в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья, стремясь соответствовать динамично изменяющимся внешним условиям, учитывая образовательные потребности ближайшего социального окружения,

На базе МАДОУ «МАЯЧОК» в рамках работы консультативно-методического центра организована работа с родителями (законными представителями)  детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими дошкольное образование в форме семейного образования и/или посещающих детский сад, где отсутствуют педагоги-специалисты.

Для детей дошкольного возраста, вне зависимости от уровня их развития свойственно принимать состояние окружающихего людей, особенно значимых взрослых. В связи с этим родители ребенка с ОВЗ сталкиваются с проблемой капризов, упрямства, раздражительности у дошкольника. В связи с частым поступлением запросов от родителей по данной проблеме, организована работа по повышению родительской компетентности, в направлении коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей и детско-родительских отношений.

Была разработана и внедрена в практическую деятельность программа «Мастерская «Куклотерапия для детей и взрослых»». За основу которой, взят метод куклотерапии - «Драматическая психоэлевация» И.Я.Медведевой и Т.Л.Шишовой. Программа позволяет проигрывать индивидуально подобранные или специально написанные этюды, благодаря которым дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым.

 Программа «Мастерская «Куклотерапия для детей и взрослых»»  направлена на решение  задач, представленных на слайде.

В рамках программы были использованы различные формы работы: групповые и индивидуальные беседы, лекции и консультации для родителей, проведена психолого-педагогическая диагностика с целью своевременного выявления недостатков в психическом развитии и отклонений в поведении детей для последующего построения индивидуального образовательного маршрута, совместных занятий с родителями и их детьми.

Диагностическое исследование проводится с использованием методики «Тест – опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столина, «Проективный тест тревожности»  Дорки, Амен,   «Дом» Р. Бернс, «Семья» (в интерпретации Лесовой в изложении М.Л. Кряковой).

По результатам диагностического исследования   были  сформированы  группы из  пар «ребёнок-родитель», нуждающиеся в коррекции эмоционально-волевой сферы детей. 

Для родителей проведены консультации по темам: «Куклы для игры и для кукольного театра», «Метод арттерапии – «Куклотерапия», «Организация кукольного театра в домашних условиях», «Этюды для  кукольного театра в детском саду и дома». Данные консультации познакомили родителей  с теоретическим аспектом куклотерапии, с правильным выбором детской игрушки, приемами взаимодействия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Встречи в мастерской «Куклотерапия для детей и взрослых»  организовывались один раз в месяц для 3-4 х пар родителей с детьми.  Тематика  занятий соответствовала названиям этюдов или сказок, проигрываемых на занятиях:  этюд «Капризная  лошадка», этюд «Воробьиная  семья», этюд «Хозяин  и его собака», сказки «Три поросёнка»,  «Колобок», «Три медведя», «Теремок» и др.

Структура игровых занятий включала несколько этапов, представленных на слайде: 

Начало занятия – «Ритуал приветствия». Использование данного ритуала способствует установлению эмоционально-позитивного настроя. Приветствие  адресовано каждому участнику или всей группе.

Разминка. Задача данного этапа – сбросить инертность психического и физического самочувствия, привлечь внимание ребёнка к совместной деятельности, настроить детей на активную работу в партнёрстве с родителями. На данном этапе использовались игры «Передай мяч»,  «Ласковое слово»,  «Волшебный клубочек» и др.

Основная часть занятия включала совместное изготовление кукол из заготовок и разыгрывание этюдов или ситуаций. Совместная деятельность по изготовлению кукол сближала родителей с ребенком.   Увлеченность, творчество, фантазия, привлечение к процессу детей, принятие советов и помощи ребенка способствовали обогащению  положительного опыта детско-родительских взаимоотношений.

Разыгрывание этюдов и ситуации являлось   важным моментом, проигрывая этюды перед зрителями, ребенок и родитель  менялись ролями. Ребёнок выполнял роль взрослого, а родитель - роль ребёнка.    Дети «проживали» данные им роли, не догадываясь, что они даны им не случайно: ситуации подбирались индивидуально,  в зависимости от проблем, имеющихся у ребёнка.  Ситуации «Плач.  Крик. Купи  мне  эту  игрушку»,  «Утром  щенок   не хочет   идти   в детский  сад», «Не буду ложиться спать», «Не хочу убирать игрушки» и др.

Так в ситуации «Жадный  котенок», роль «Мамы кошки» играл  ребенок, а роль «жадного котенка» -  мама.  Разыгрывалась ситуация, в которой  котенок не хотел  делиться игрушками с другими».  Мама кошка  учила котенка поступать правильно, давала совет.      Ребенок в роли «Мамы кошки» в игровой  ситуации, находил  способ решения конфликта и советовал «котенку»: «Если ты не будешь делиться и договариваться с ребятами, ты останешься один, и тебе будет грустно и плохо» и т.п. В дальнейшем ребенок   будет  применять усвоенные способы конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.

Заключительная часть направлена на снятие психоэмоционального напряжения детей и родителей для этого  использовались игры «Доброе животное», «Волшебный сон», «Дождь в лесу» и др.

 Окончание занятия – рефлексия. Дети и родители делились впечатлениями, говорили о том, что понравилось, запомнилось.  

Заключительный этап  реализации программы мастерская «Куклотерапия для детей и взрослых» - диагностический.  В результате итоговой диагностики отмечалась позитивная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы детей:

  1. понимание проблем ребенка, формирование навыка взаимодействия с ребенком, умение и желание помочь ребенку в разрешении его проблем.
  2. Дети  стали использовать конструктивные способы поведения в различных жизненных ситуациях.  
  3. У детей снизилась напряженность, тревога и робость, повысилась самооценка,  уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Характер динамики развития эмоционально – волевой сферы детей свидетельствует об  эффективности использования технологии куклотерапии как средства повышения компетентности родителей, в вопросах психо-эмоционального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игровые занятия являются отличным способом психолого-педагогической диагностики для оказания, в дальнейшем, родителю индивидуальной психолого-педагогической, консультационной помощи в рамках работы консультативно-методического центра. Встречи в клубе позволяют  родителям расширить представления, обогатить практический опыт по использованию эффективных методов и приемов организации образовательной деятельности, досуга с ребенком дома.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа родителей как форма повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только чере...

Повышение мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья через стимуляцию зрительного, слухового, тактильно-кинестетического анализаторов.

В статье освещается опыт работы по повышению мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей  с ограниченными возможностями здоровья....

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование....

Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»

Задача детского сада оказать семье  педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...