Главные вкладки

    Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ
    консультация на тему

    Пенькова Елена Владимировна
    Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формы и методы работы с родителями детей

     с ограниченными возможностями здоровья

         Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

         Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

         Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

         Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

         Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

    Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

    1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

    2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

    3. Сформировать адекватную самооценку.

        Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

    1. Неприятие личности ребенка;

    2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

    3. Страх ответственности;

    4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

    5. Гиперболизация проблем ребенка;

    6. Вера в чудо;

    7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

    8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

         Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

        Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

    1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

    2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

    3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

    4. Принцип доступности

    Направления воспитательной работы:

    1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
    2. Поддержка и повышение социального статуса семей
    3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений    психологической защиты и самовосстановления.
    4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
    5. Оптимизация детско-родительских отношений

    Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

    1. Индивидуальные формы работы.

    1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как  процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

    семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

    индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

    1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

    1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

    2. Коллективные формы взаимодействия.

    2.1. Общие родительские собрания.

    - Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

    - Решение организационных вопросов;

    - Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

    2.2. Групповые родительские собрания.

    - Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

    - Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

    - Решение текущих организационных вопросов.

    2.3. “День открытых дверей”.

    -Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

    2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

    - Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

    - Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

    2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

    - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

    2.6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.

        В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:

    1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

    2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

    3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

    3. Формы наглядного информационного обеспечения.

    3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

    - информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

    3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.  

    -привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

    3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

    - создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

    - наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

        Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

        В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

            Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формы и методы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

    Слайд 2

    Цель: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество

    Слайд 3

    З адачи: Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; Сформировать адекватную самооценку.

    Слайд 4

    Принципы Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип доступности

    Слайд 5

    Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

    Слайд 7

    Посещение на дому Беседы и консультации И ндивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери Переписка

    Слайд 8

    Коллективные Классные родительские собрания Общие родительские собрания С еминары Дни открытых дверей Проведение детских праздников и развлечений Родительский всеобуч

    Слайд 10

    Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему

    Слайд 11

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения"

    Реализация задач, стоящая перед ДОУ, возможна при условии тесного сотрудничества с семьей. Педагоги выступают инициаторами установления этого сотрудничеств. Такой подход позволяет  приобщить роди...

    Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

       Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.     Работе с родителями детей с О...

    «Формы и методы работы с родителями по приобщению детей к книжной культуре»

    Формы и методы работы с родителями по приобщению детей к книжной культуре....

    Эффективные формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ

    К сожалению, современная семья мало времени уделяет воспитанию и развитию ребенка, а именно семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в помощи специалистов. В связ...

    Выступление на педагогическом совете на тему: Содержание, формы и методы работы с родителями, направленные на воспитание и развитие детей.

    Выступление на педагогическом совете на тему: Содержание, формы и методыработы с родителями, направленныена воспитание и развитие детей....

    Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей

    В метерриале даны разнообразные методы работы с ролителями...