Эффективные формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Аникеева Наталья Александровна
К сожалению, современная семья мало времени уделяет воспитанию и развитию ребенка, а именно семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в помощи специалистов. В связи с этим необходимо искать более эффективные пути работы с родителями, которые создадут свою атмосферу взаимопонимания, душевного равновесия и помогут нам, педагогам, выбрать соответствующие методики, формы и методы для достижения поставленных задач. Ведь одной из главных задач учителя – логопеда - это создание таких условий, которые максимально бы вовлекали родителей в коррекционно-образовательный процесс, совместно решали проблемы и видели «плоды» своего труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» ЗАТО Шиханы

Выступление на тему:

Эффективные формы  и методы работы с родителями детей с ОВЗ

Аникеева Наталья Александровна

МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида «городского округа  ЗАТО Шиханы учитель-логопед город Шиханы

E-mail:  nat110678@yandex.ru

ЗАТО Шиханы, 2017 г.

Если вы умеете диагностировать радость ребенка, интенсивность его радости, то вы должны были заметить, что величайшей радостью становится счастье преодоленной трудности, достижения цели, открытой тайны, радость победы и счастье самостоятельности, овладения, обладания. (Януш Корчак)

  Детство - это период человеческого развития, когда ребенок учится воспринимать окружающий мир, приобретает и тренирует какие-то определенные навыки, учиться вести себя в обществе. А вот каким будет будущее ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как он проявит своё «Я», как сможет адаптироваться к дальнейшим условиям жизни, очень часто зависит от того, в какой социальной среде ребенок растет, как складываются отношения с близкими взрослыми и сверстниками.

К сожалению, современная семья  мало времени уделяет воспитанию  и развитию ребенка, а именно  семьи, где есть такой ребенок, нуждаются в помощи специалистов.  В связи с этим необходимо  искать более эффективные пути работы с родителями, которые создадут свою атмосферу взаимопонимания, душевного равновесия и помогут нам, педагогам, выбрать соответствующие методики, формы и методы для достижения поставленных задач. Ведь одной из главных задач учителя – логопеда - это   создание таких условий, которые максимально бы вовлекали родителей в коррекционно-образовательный процесс,  совместно решали  проблемы и видели «плоды» своего труда.

Методы работы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной и той же проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Остановимся на некоторых, на мой взгляд, эффективных формах и методах  работы.

Анкетирование и тестирование родителей играет огромную роль в комплексной работе логопеда  с родителями. Эти методы  позволяют наиболее точно узнать об отношениях между взрослым и ребенком, узнать  их педагогическую осведомленность. Учитывая индивидуальные особенности  каждого родителя,  можно выстраивать  работу с семьей в своем уникальном направлении, что  важно для успешной коррекции речевых нарушений.

Беседа - самая распространенная форма и метод общения. Каждая беседа должна носить индивидуальный характер. Во время нее логопед пытается донести  до сознания родителей суть речевой  проблемы ребенка и предложить совместные пути её решения. Надо акцентировать внимание   на важности  участия  всех членов семьи в процессе формирования правильной речи.

 Родительские собрания – это традиционная, но весьма эффективная форма работы. Они помогают установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, повысить грамотность в области коррекционной педагогики, получить определённый опыт в дальнейших действиях.  Очень важно донести до родителей всю важность и серьезность каждодневной работы с ребенком, познакомить с планом работы, поставить  цели и задачи на ближайший период и ожидаемые результаты.   

Можно провести родительские собрания в форме семинаров-практикумов, диспутов, тренингов,  где родители станут непосредственными участниками образовательного процесса,   повысят педагогическую компетентность, овладеют практическими приемами коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Одними из таких актуальны темы «Множество « почему» перед школьным порогом», «Исправление речи в домашних условиях», « Играем по дороге из детского сада», « В мире слов».

Фронтальные и индивидуальные  открытые занятия.  На мой взгляд, являются самой эффективной формой работы. Именно на фронтальных занятиях родители могут оценить своего ребенка в коллективе, увидеть результат, обратить внимание на возможные пробелы, получить консультативную помощь  и становятся активными  помощниками учителя-логопеда. Индивидуальные занятия проводятся для  родителей детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы.

Видеотека  имеет узкую направленность и освещает какую-то конкретную тему, например « Артикуляционная гимнастика с солнышком», «Переполох с  пальчиками», « Как мы играем со звуками». Родители очень положительно воспринимают  такие видеомоменты и с удовольствием участвуют. Многие  начинают интересоваться проблемами речи своих детей, чаще посещают индивидуальные занятия, беседуют с логопедом и задают интересующие вопросы.

Одним из самых эффективных  форм работы являются  буклеты. В них логопед подбирает информацию, выделяя главное, нужное, полезное. В буклетах нет научных термином, все просто и доступно. Буклет помогают раскрыть ту или иную проблему. Темы могут быть совершенно разные: «Подготовка к письму леворукого ребенка», « Звуки или буквы?», «Готов ли ваш ребенок к школьному обучению?».  Родители могут забрать буклет  домой. И есть надежда, что кто-то из родителей еще не раз перевернет страничку, а, может быть, и практически выполнит задание со своим ребенком.  Тематические консультации, в виде  буклета, работают особенно продуктивно, если раздаются родителям после родительского собрания индивидуальной беседы,  открытого занятия.

Одним из современных способов наглядной агитации – это  логопедическая газета  (1 раз в 3 месяца). В ней  в простой лаконичной форме освещаются вопросы и проблемы  коррекционно-логопедической работы, даются советы, рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ.  Газета красочная, содержит очень много полезной информации и каждый из родителей может ее прочитать и  задать логопеду интересующие его вопросы по данному материалу. Материал может затрагивать все волнующие темы, касающиеся как обучения, так и воспитания: « «Что такое речевые нарушения?» , «22 способа пошатнуть свой авторитет в глазах ребёнка», «Логопедический словарик», «Ребенок и компьютерная зависимость», «Учим и запоминаем стихотворения»  и многие другие.

Учитель-логопед каждую неделю  размещает в речевой уголок наглядные материалы. Освещает лексическую тему каждой недели, знакомит с теми заданиями, которые необходимо выполнить ребенку.

Совместные проекты помогают сплотить детей и родителей, выйти на новый уровень отношений, разнообразить  коррекционно-образовательный процесс, сделать его более насыщенным и интересным. Очень нравиться  детям и родителям совместный проект « В гости к букве». Родители и дети из подручных материалов «создают» выбранную  букву, сочиняют небольшие стихотворения, наклеивают картинки. Все это создает ситуацию Успеха, что является главным фактором личностного роста и веры в себя.  

Одной из современных  форм  работы  являются  компьютерные  технологии.   Они насыщают  занятия интересным, доступным, игровым материалом  с  помощью специальных коррекционных программ и  интернет-ресурсов. Это « Игры для тигры», « Лунтик», «Баба Яга учится читать»; используются различные логопедические сайты « Мерсибо», «Логоша» и многие другие.

Таким образом, в основе успешной работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ лежит совместное сотрудничество через определенную систему форм и методов, которая позволит сделать каждого ребенка с ОВЗ успешным и дать ему равные стартовые возможности  на выходе в школу.  

Литература

Бабина, Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе  /  Е. С. Бабина  //  Логопед.  -  2005. -  № 5. – С. 7 - 8

Бачина, О.В., Самородова, Л.Н.  Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О.В.Бачина, Л.Н.Самородова.  - М.: ТЦ Сфера. -  2009. — 64 с.

Перчаткина,  Е.  Сотрудничество логопеда и родителей / Е. Перчаткина //  Дошкольное воспитание. -  1998. -  №11.  -  с.47-49.

 Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье  / А.И.Максаков.  -   М.: Мозаика-Синтез. -  2006. -  115 с.