Мастер-класс "Ум на кончиках пальцев"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Климова Татьяна Юрьевна

Конспект мастер-класса для родителей 1 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Краснопартизанского муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Ландыш» с.Сулак Краснопартизанского муниципального района Саратовской области

Районный семинар

образовательная область «Познание»

«Мастер-класс»

для родителей 1 младшей группы

Тема: «Ум на кончиках пальцев».

        Подготовил: воспитатель

        1 младшей группы

        Климова Т.Ю.

с.Сулак

декабрь 2012 г.

 

Цель:

-  Уточнить представления родителей о развитии мелкой моторики в раннем возрасте.

Задачи: 

- Донести до родителей, значение развития мелкой моторики и помочь овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование дома.

- Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Материалы и оборудование: столик для игр с песком, песок, полотенца (салфетки), пуговицы разного размера и цвета, шишки, крупы (горох, фасоль, пшено, гречка), пробки от пластиковых бутылок, ёлка, ёлочные игрушки, прищепки, крупные макаронины, шнурки, грецкие орехи (скорлупа), лоскуты 15х30 см, игла с продетой ниткой, «наполнитель»-крупа).

Вступление. Каждая семья сталкивается с проблемой воспитания и образования детей в меняющемся мире, и на фоне этой проблемы становятся значимыми особенности и уровень педагогической компетентности родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением их деятельности.

В работах многих ученых указывается на тот факт, что общение ребенка с взрослыми является основой его психического развития, а наиболее благоприятная атмосфера  общения   создаётся    родителями    в семье, где с первых дней рождения ребёнка происходит полноценное развитие личности и  его социализация.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых оказывает огромное воздействие   на   впечатлительного,   склонного    к подражанию ребёнка.

Однако в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения.

Дети, растущие в атмосфере безразличия и отверженности, характеризуются эмоциональной незрелостью, агрессивностью, страдают неврозами, речевыми расстройствами. Нарушения речевого развития детей могут влиять на психологический климат в семье, а также на благополучие семейных отношений.

В настоящее время наблюдается острая потребность  работы  педагога  с  семьёй.   Рост  интереса  к   проблемам   семейного  воспитания   связан   с   новыми социально-экономическими условиями. Очень актуальна помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно с проблемами речевого развития.

Начиная с ранних лет жизни своего ребёнка, некоторые родители пытаются повлиять на формирование его речи. Они стараются, чтобы их ребёнок слышал правильную, выразительную и отчётливую речь, читают ребёнку сказки, стихи, рассказы, расширяют кругозор. Но так получается не у всех. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Многие родители задают один и тот же вопрос: «Как уделить внимание развитию и обучению ребёнка в домашних условиях?»

Непонимание родителями реальных причин, из-за которых у  ребёнка возникают те или иные речевые нарушения, усложняет процесс его воспитания и обучения.

Многие родители достаточно хорошо осознают, что им не хватает педагогической грамотности для воспитания своих детей  и устранения имеющихся у них речевых нарушений.

Для того чтобы работа с родителями осуществлялась конструктивно, следует привлекать их к активному участию в педагогическом процессе.

В организации своей работы в 1 младшей группе мы применяли такие формы работы:

Индивидуальные:
Беседы;
Консультации.
Коллективные:
Родительские собрания;

Групповые тематические консультации;

Круглые столы;

 «Дни открытых дверей»;

Показы открытых занятий;

Приглашения на просмотр сказок и развлечений с детьми.

Наглядно – информационные:

Родительские уголки и информационные стенды.

В своей работе мы используем анкетирование, тестирование и опросники для правильной организации коррекционной работы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и пожеланий родителей.

Но в настоящее время проблема образовательного и воспитательного мастерства родителей стала очень актуальна, с этой целью нами были организованы тренинги, мастер - классы для правильной организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях.

Сегодня наша встреча, носит игровой характер, сегодня мы будем играть, учиться применять различные игры в различных условиях и ситуациях. Мы уже говорили о взаимосвязи педагогов и родителей, вы наши единомышленники и помощники. 

I часть. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.). А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

 

II часть. Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

 Прошу родителей пройти к столу с оборудованием для игр с песком.

В домашних условиях возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.  (работа родителей) 

Техника рисования песком проста. Например, если прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться солнце.

Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать.

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. (работа родителей)

Предложите ребенку круглую щетку для волос, шишку. Ребенок катает между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник». (работа родителей)

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:  

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят». (работа с родителями)

Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". (работа с родителями)

Можно использовать сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Насыпьте фасоль на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. (работа с родителями)

 

III часть. Игра со зрителями.

Давайте с вами поиграем, разделимся на две команды. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы». Передаем «лыжи» друг другу.

 А теперь предлагаю нарядить елочку игрушками, так как приближается Новый год.

 

IV часть. Физминутка для родителей.

Пальчиковая игра: «Крокодильчик». Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

НО я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

 

Предлагаю родителям взять шнурок (обыкновенный, от обуви) и нанизывать на него крупные макаронины, при этом пусть ребенок называет тех, кто живет с вами в одном доме, дворе (мама, папа, баба,… киса, собака,…)

 

V часть. Массаж для пальчиков.

Взять носовой платок, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек)комкаем так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха  держим в одной руке, и вращаем их один вокруг другого.

Немного размяли пальчики, а теперь для того чтобы разминались пальчики наших малышей, мы сделаем для них мешочки с сюрпризом.

Перед вами лежат мешочки из ярких лоскутов ткани и «наполнитель» для них. (лоскуты 15х30 см, игла с продетой ниткой, «наполнитель»-крупа, воздушный шарик, мука)

 

VI часть. Подведение итогов.

Наш мастер-класс закончен. Я думаю, сегодня Вы узнали много новых полезных и простых игр и упражнений, которые можно проводить с ребёнком дома. Эти игры помогут Вам и вашим детям развивать моторику рук, что в будущем отразится на всестороннем развитии, так как давно уже доказан факт, что ум находится на кончиках пальцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...