Опыт взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников 1 младшей группы Тема: «Ум на кончиках пальцев».
методическая разработка (младшая группа) на тему

Климова Татьяна Юрьевна

Цель:

-  Уточнить представления родителей о развитии мелкой моторики в раннем возрасте.

- Научить родителей проводить с детьми игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях.

- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

 

Задачи:

- Донести до родителей, значение развития мелкой моторики и помочь овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование дома.

- Показать родителям примеры применения подручных материалов для организации игр по развитию моторики.

-  Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Краснопартизанского муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Ландыш» с.Сулак Краснопартизанского муниципального района Саратовской области

Опыт взаимодействия ДОУ с семьями

воспитанников 1 младшей группы

Тема: «Ум на кончиках пальцев».

        Подготовил: воспитатель

        Климова Т.Ю.

с.Сулак

сентябрь 2014 г.

 

Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)

"Рука –  это инструмент всех инструментов"

(Аристотель)

Актуальность.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Игры и упражнения на развитие моторики способствуют развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл данных игр и упражнений заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Теоретическая часть

Каждая семья сталкивается с проблемой воспитания и образования детей в меняющемся мире, и на фоне этой проблемы становятся значимыми особенности и уровень педагогической компетентности родителей.

В работах многих ученых указывается на тот факт, что общение ребенка с взрослыми является основой его психического развития, а наиболее благоприятная атмосфера  общения   создаётся    родителями    в семье, где с первых дней рождения ребёнка происходит полноценное развитие личности и  его социализация.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых оказывает огромное воздействие   на   впечатлительного,   склонного    к подражанию ребёнка.

Однако в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения.

Дети, растущие в атмосфере безразличия и отверженности, характеризуются эмоциональной незрелостью, агрессивностью, страдают неврозами, речевыми расстройствами. Нарушения речевого развития детей могут влиять на психологический климат в семье, а также на благополучие семейных отношений.

В настоящее время наблюдается острая потребность  работы  педагога  с  семьёй.   Рост  интереса  к   проблемам   семейного  воспитания   связан   с   новыми социально-экономическими условиями. Очень актуальна помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно с проблемами речевого развития.

Начиная с ранних лет жизни своего ребёнка, некоторые родители пытаются повлиять на формирование его речи. Они стараются, чтобы их ребёнок слышал правильную, выразительную и отчётливую речь, читают ребёнку сказки, стихи, рассказы, расширяют кругозор. Но так получается не у всех. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Многие родители задают один и тот же вопрос: «Как уделить внимание развитию и обучению ребёнка в домашних условиях?»

Непонимание родителями реальных причин, из-за которых у  ребёнка возникают те или иные речевые нарушения, усложняет процесс его воспитания и обучения.

Многие родители достаточно хорошо осознают, что им не хватает педагогической грамотности для воспитания своих детей  и устранения имеющихся у них речевых нарушений.

Но в настоящее время проблема образовательного и воспитательного мастерства родителей стала очень актуальна, с этой целью были организованы тренинги, мастер - классы для правильной организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.). А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Практическая часть

Цель:

-  Уточнить представления родителей о развитии мелкой моторики в раннем возрасте.

- Научить родителей проводить с детьми игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях.

- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи: 

- Донести до родителей, значение развития мелкой моторики и помочь овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование дома.

- Показать родителям примеры применения подручных материалов для организации игр по развитию моторики.

-  Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Предполагаемый результат:

- Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;

- Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;

- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и педагогов;

- Продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

Описание опыта.

В 2011 году я начала работу над проблемой взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в области речевого развития нестандартными методами и оборудованием. При организации своей работы в 1 младшей группе применяла такие формы работы:

 Работу с родителями проводила в 3 направлениях.

Активные формы и методы работы с родителями

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:

         Индивидуальные:

Беседы;

Консультации.

         Коллективные:

Родительские собрания;

Групповые тематические консультации;

Круглые столы;

 «Дни открытых дверей»;

Показы открытых занятий;

Приглашения на просмотр сказок и развлечений с детьми.

В своей работе использую анкетирование, тестирование и опросники для правильной организации коррекционной работы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и пожеланий родителей.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Наглядно – информационное направление

Наглядно–информационное направление включает в себя:

- Родительские уголки

- Информационные стенды

- Буклеты

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём  помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проводились различные по организации мероприятия:

- консультации с общей темой «Развитие мелкой моторики» (Развитие мелкой моторики: зачем и как», «Способы взаимодействия на речевое развитие ребёнка», «Как помочь ребёнку заговорить»)

- совместные с детьми досуги: «Наши пальчики играют», Весёлые прищепки», «Играем вместе с мамой»

- обучающие семинары для родителей, во время которых  мы изготавливали игры для развития мелкой моторики, оформляли и пополняли уголок сенсорного развития.

Мы отметили, что применяя игры и игровые упражнения в семье идёт закрепление полученных знаний в детском саду, что ускоряет процесс развитие речи, а развивая речь в разных условиях и ситуациях мы воспитываем в ребёнке будущего ученика, умение слушать и слышать, строить свои высказывания правильно и с логичной последовательностью, что ведёт к успешному школьному обучению.

Также был проведён мастер-класс для родителей «Ум на кончиках пальцев», где вниманию родителей были представлены необычные игры на развитие моторики в домашних условиях.(Приложение1)

Помимо этого с воспитанниками 1 младшей группы проводились дополнительные игровые занятия, которые входят в программу дополнительного образования детей кружка «Весёлая прищепка».

В процессе взаимообщения и воспитания, проходившем совместно с родителями, были изготовлены дидактические игры для детей из подручных материалов. В частности, большое количество дидактических пособий родители изготовили в виде шнуровок.

Заключение.

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.

 Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, я считаю, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого я окружаю детей красотой, искусством, природой, рассказываю им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даю доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем, друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах. 

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась педагогическая грамотность родителей. Я увидела, что такие мероприятия имеют огромный успех, и буду дальше использовать данный опыт в своей работе с родителями.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Приложение 1.

Материалы и оборудование: столик для игр с песком, песок, полотенца (салфетки), пуговицы разного размера и цвета, шишки, крупы (горох, фасоль, пшено, гречка), пробки от пластиковых бутылок, ёлка, ёлочные игрушки, прищепки, крупные макаронины, шнурки, грецкие орехи (скорлупа), лоскуты 15х30 см, игла с продетой ниткой, «наполнитель»-крупа).

Сегодня наша встреча, носит игровой характер, сегодня мы будем играть, учиться применять различные игры в различных условиях и ситуациях. Мы уже говорили о взаимосвязи педагогов и родителей, вы наши единомышленники и помощники. 

I часть. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.). А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

 

II часть. Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

 Прошу родителей пройти к столу с оборудованием для игр с песком.

В домашних условиях возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.  (работа родителей) 

Техника рисования песком проста. Например, если прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться солнце.

Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать.

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. (работа родителей)

Предложите ребенку круглую щетку для волос, шишку. Ребенок катает между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник». (работа родителей)

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:  

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят». (работа с родителями)

Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". (работа с родителями)

Можно использовать сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Насыпьте фасоль на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. (работа с родителями)

 

III часть. Игра со зрителями.

Давайте с вами поиграем, разделимся на две команды. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы». Передаем «лыжи» друг другу.

 А теперь предлагаю нарядить елочку игрушками, так как приближается Новый год.

 

IV часть. Физминутка для родителей.

Пальчиковая игра: «Крокодильчик». Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

НО я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

 

Предлагаю родителям взять шнурок (обыкновенный, от обуви) и нанизывать на него крупные макаронины, при этом пусть ребенок называет тех, кто живет с вами в одном доме, дворе (мама, папа, баба,… киса, собака,…)

 

V часть. Массаж для пальчиков.

Взять носовой платок, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек)комкаем так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха  держим в одной руке, и вращаем их один вокруг другого.

Немного размяли пальчики, а теперь для того чтобы разминались пальчики наших малышей, мы сделаем для них мешочки с сюрпризом.

Перед вами лежат мешочки из ярких лоскутов ткани и «наполнитель» для них. (лоскуты 15х30 см, игла с продетой ниткой, «наполнитель»-крупа, воздушный шарик, мука)

 

VI часть. Подведение итогов.

Наш мастер-класс закончен. Я думаю, сегодня Вы узнали много новых полезных и простых игр и упражнений, которые можно проводить с ребёнком дома. Эти игры помогут Вам и вашим детям развивать моторику рук, что в будущем отразится на всестороннем развитии, так как давно уже доказан факт, что ум находится на кончиках пальцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев»

Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев» /М. Монтессори/Подготовила воспитатель: Чернова О.В.  МБДОУ д с №48 г.  Белгород...

Консультация для педагоговна тему: «Ум на кончиках пальцев».

Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми дошкольного возраста, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторки рук. А параллельно с этим...

Консультация на тему: «Ум на кончиках пальцев».

Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми дошкольного возраста, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторки рук. А параллельно с этим...

«Мастер-класс» для родителей 1 младшей группы Тема: «Ум на кончиках пальцев».

Презентация к мастер-классу для родителей 1 младшей группы "Ум на кончиках пальцев"...

Проект по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста на тему: «Ум на кончиках пальцев»

Развитие речи человека начинается с тонких движений пальцев рук. Лишь потом появляется артикуляция слогов. Поэтому кисть рук можно рассматривать как орган речи. М.М. Кольцова считает, что импульсация ...