Проект по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста на тему: «Ум на кончиках пальцев»
проект (младшая группа)

Орлова Антонина Александровна

Развитие речи человека начинается с тонких движений пальцев рук. Лишь потом появляется артикуляция слогов. Поэтому кисть рук можно рассматривать как орган речи. М.М. Кольцова считает, что импульсация мышц рук так значительно только в детском возрасте пока идет развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_na_konchikah_paltsev.docx191.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Проект по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста на тему: «Ум на кончиках пальцев»

                                                                               

  Подготовила воспитатель:

Орлова А.А.

г. Кубинка, 2018-2019 г.

Актуальность.

Развитие речи человека начинается с тонких движений пальцев рук. Лишь потом появляется артикуляция слогов. Поэтому кисть рук можно рассматривать как орган речи. М.М. Кольцова считает, что импульсация мышц рук так значительно только в детском возрасте пока идет развитие речи.

Поэтому особое внимание в своей работе уделяю развитию мелкой моторики рук. Большинство детей приходят в детский сад не разговаривая, не умея одеваться. Пальцы у детей как «деревянные» - не умеют застегивать и расстёгивать одежду, обувь. Именно от развития моторики пальцев рук зависит навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Доказано, что мысль, глаза двигаются со скоростью рук. Поэтому необходимо для повышения работоспособности ребенка постоянно тренировать движения пальцев рук.

Тонкая моторика –это основа развития всех психических процессов: мышления, воображения, речи, памяти, внимания.

Мы можем с точностью сказать, что развитие мелкой моторики рук является неотъемлемой частью здоровьесбережения. Мы не только развиваем, но и сохраняем здоровье детей.

Методы, приемы и средства по развитию тонкой моторики должны проводится систематически. Только в этом случае можно добиться нужного результата.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Ум на кончиках пальцев».

Автор проекта: Орлова Антонина Александровна.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2018-2019 гг.)

Тип проекта: познавательный, информационно-творческий, совместный, развивающий.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.

Возраст детей: 3-4 года.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи. С каждым годом растет количество детей, у которых наблюдается задержка речевого развития. Это связано с экологической ситуацией в мире, инфекционными заболеваниями, с неблагоприятным психологическим климатом в семье. Данный проект направлен на решение данной проблемы. Важно донести до родителей необходимость развития мелкой моторики детей. Будущее нашей страны зависит от развития подрастающего поколения.

 Цель проекта: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование здоровьесберегающих технологий.

Задачи проекта для детей:

  1. Улучшать координацию движения кистей, пальце рук детей младшего дошкольного возраста;
  2. Подобрать для развития мелкой моторики рук физминутки, игры, пальчиковую гимнастику, практические занятия.
  3. Познакомить с нетрадиционными методами рисования, пластилинографией.
  4. Развивать память, мышление, воображение.
  5. Укреплять физическое здоровье детей.

Задачи проекта для педагогов:

  1. Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения, в оформлении рисунков и работ, в организации выставки совместных с родителями поделок;
  2. Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
  3. Привлечь внимание родителей к данной проблеме и участью в проекте;                                                             
  4. Активизировать творческий потенциал педагогов;
  5. Активизировать педагогические умения родителей в жизни детского сада.

Задачи проекта для родителей:

  1. Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;
  2. Мотивировать к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности);
  3. Побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта;
  4. Привлечь к пополнению развивающей среды.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: выставка работ.

Название итогового мероприятия проекта: «Волшебство на кончиках пальцев».

Ожидаемые результаты проекта

Для детей:

  • Активизация речевых процессов в результате проведенной работы.
  • Улучшение мыслительной деятельности.
  • Уметь одеваться и раздеваться самостоятельно, расстёгивать и застегивать пуговицы.
  • Уметь проводить линии – длинные, короткие, прямые, волнистые.
  • Уметь лепить из пластилина простые предметы.

Для педагогов:

  • Расширяться возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет продуктивных, творческих методик;
  • Повысится уровень сплоченности педагогического коллектива;

Для родителей:

  • Расширятся возможности влияния родителей воспитанников на процессы воспитания детей;
  • Нормализуется психолого-педагогическая атмосфера;
  • Наладятся взаимоотношения с детьми;
  • Родители получат возможность рационально использовать интеллектуальный, семейный потенциал для воспитания и образования детей.

Краткое содержание проекта:

«Ум – на кончиках пальцев».

Автор проекта: Орлова Антонина Александровна.

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия детей

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов  продуктов проекта)

1.Определение темы проекта, постановка цели и задач.

2.Перспективное планирование проекта.

3.Изучение методической литературы.

4.Выбор форм работы с родителями.

5.Выбор основных мероприятий.

6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

7.Подбор материалов для проведения бесед, консультаций.

8.Работа с интернет – ресурсами.

1.Ознакомление с темой проекта.

2. Рассматривают и играют в центре «Сенсорики».

3.Высказывают свою точку зрения по данной теме.

1.Обсуждение с родителями проекта, целей проекта и средств реализации.

2.Принимают участие в пополнении развивающей среды.

Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

1.Помогает детям в выполнении и оформлении рисунков и аппликаций. 2.Помогает правильно выполнять пальчиковую гимнастику, физминутки, самомассаж с помощью крупы, массажного мячика.

3.Дает рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей.

4.Оформляет вместе с детьми выставку работ.

1.Создание рисунков, аппликаций.

2. Рисование по трафаретам.

3. Шнуровка.

4.Лепка из пластилина и теста.

5. Манипуляции с мелкими предметами.

6. Выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

7. Пазлы., игры с прищепками.

8.Нетрадиционные техники рисования ватными палочками, печатью из картофеля, пальчиками.

9.Рисование песком.

1.По рекомендациям педагогов родители оказывают помощь детям в изготовлении поделок или рисунков.

2.Проводят с детьми дома пальчиковую гимнастику.

3.Рисуют и лепят с детьми.

4. Дают детям дома пересыпать и перебирать крупу, бобовые.

Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) 

1.Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2.Выставка «Волшебство на кончиках пальцев».

3.Итоговая презентация «Ум- на кончиках пальцев».

1.Подготовка к выставке «Волшебство-на кончиках пальцев»

Системная паутинка по проекту:

«Ум – на кончиках пальцев».

Автор проекта: Орлова Антонина Александровна.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно - ролевые игры (пальчиковый и кукольный театр):

«Репка», «Колобок», «Золотое яичко», «Теремок», «Маша и три медведя».

Дидактические и настольные игры: 

  • «Веселая шнуровка», «Собери картину», «Перебери крупу», «Мозайка», «Собери пирамидку», «Веселые прищепки», «Кто что ест»?, «Разноцветные медвежата», «Веселые цветочки».

Познавательное развитие

  • Подбери по величине.
  • Подбери по цвету.
  • Собери матрешку.
  • Собери пирамидку.
  • Конструктор «Цветочная поляна».
  • «Веселая гусеница».
  • «Накорми животное».

Художественно-эстетическое развитие

  • Нетрадиционное рисование оттиском из картофеля «Чашка».
  • Пластилинография «Матрешка».
  • Рисование ватными палочками «Узор для чашки».
  • Рисование пальчиками «Дерево дружбы».
  • Рисование ватными палочками «Виноград».
  • Аппликация «Сердечко для мамы».
  • Пластилинография «Елочный шарик».
  • Песочная терапия.

Речевое развитие

  • Разучивание слов пальчиковой гимнастики, физминуток, динамических пауз.
  • Формировать умения детей общаться друг с другом и со взрослыми.
  • Развивать умения слушать речь, отвечать на поставленные вопросы, соотносить слова с действиями пальцев.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Учить согласовывать слова в предложении.
  • Формировать умения правильно произносить звуки.

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика:

  • «Палочка –скакалочка»
  • «Семья».
  • «Тук, тук».
  • «Осенние листья»
  • «Этот пальчик маленький»
  • «Еж с ежатами».
  • «Сорока-сорока».
  • «Транспорт».
  • «Гудит машина».
  • «Капуста».
  • «Пирог».
  • «Забавы»
  • «Снеговик».
  • «Лепим ком».
  • «Мы с тобой снежок слепили».

Массаж с помощью массажного мячика, природного материала.

Работа с родителями

  • Организация индивидуальных бесед и консультаций;
  • Организация информационных стендов в родительском уголке по теме проекта;
  • Помощь родителей в сборе и обработке информации по теме «Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук»;
  • Лепка и рисование с детьми дома.
  • Привлечение родителей к пополнению развивающей среды.

Полученные результаты проекта

Для детей: положительная динамика развития мелкой моторики у детей.

Для педагогов:

  • Расширились возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет продуктивных, творческих методик.

Для родителей:

  • Родители проявляли заинтересованность в творческом процессе.
  • Родители с удовольствием принимали участие в пополнении развивающей среды.
  • Рисовали, лепили с детьми дома. Перебирали с ними крупы.

Результаты проекта

В течение проекта удалось выполнить все поставленные задачи. А именно: дети научились снимать, выворачивать, складывать и одевать одежду. Разминать пластилин и лепить. Улучшилась мыслительная деятельность. Дети- «молчуны» заговорили. Наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики у всех детей.

Не возникло проблем с привлечением родителей к участию в образовательном процессе. Наоборот, родители были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь в реализации нашего проекта.

Предметно-развивающая среда пополнилась новыми дидактическими играми, новыми познавательными материалами.

На мой взгляд, нам удалось создать радостный настрой детей, никто не остался равнодушен к предложенной работе. Дети и родители готовились к занятию с воодушевлением и желанием. Дети выбрали для себя ту деятельность, которая им ближе и больше всего нравится.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению речевого развития, мыслительной деятельности, способствует сохранению психического и физического развития.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Росинка» г. Кубинка.

Конспект по ООД по «художественно-эстетическому развитию»

во второй младшей группе

«Виноград».

Подготовила и провела:

воспитатель МБДОУ №7 г. Кубинка

Орлова Антонина Александровна.

Кубинка 2018 г

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цель. Учить детей рисовать точки ватными палочками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость.

Демонстрационный материал. Игрушечная ворона (или другая птица), картинки с ягодами (земляника, красная рябина, виноград, вишни).

Раздаточный материал. Половинка альбомного листа, гуашь, кисть, мисочка с водой, тряпочка, ватные палочки.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку:

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? (Ворона)

Воспитатель показывает игрушечную ворону и говорит: «Ребята, посмотрите кто к нам в гости прилетел? (ответ ворона).

А что нужно сделать? (поздороваться)

 Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Детки послушайте, о чем она вас просит».

Ворона говорит, что она очень голодная. Просит накормить ее.

Воспитатель: Ребята, а что любит кушать ворона?» (Ответы детей) ворона говорит, что она очень любит кушать ягодки. Только она не помнит, как они называются. Помогите вороне вспомнить названия ягод.

Воспитатель показывает детям картинки с разными ягодами и называет их.

Воспитатель: Дети, ворона вспомнила! Она любит виноград и просит нарисовать ей его.

Пальчиковая гимнастика. «В гости к пальчику» 


В гости к пальчику большому 
приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец) 
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. (поочерёдно называемые пальцы соединяются с большим) 
Сам мизинчик-малышок 
постучался о порог. (вверх выставить мизинец, пальцы сжаты в кулак) 
Вместе пальчики — друзья, (постучать кулачками друг о друга)

Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимать и разжимать кулачок)

Воспитатель: «Ребята, а теперь на рисуем виноград.»

Воспитатель еще раз внимательно рассматривает с детьми картинку, на которой изображен виноград, определяет форму и цвет виноградин. Обращает внимание малышей на то, что виноградины плотно прижаты друг к другу. Показывает детям, как нужно смачивать пальчик в мисочке с водой, набирать гуашь на кончик пальца и прижимать его к листу бумаги, делая точки. Точки должны близко прилегать друг к другу и идти в ряд. Первый ряд – длинный, второй покороче, третий еще короче и т. д., пока не получится ряд из одной-двух ягодок. Затем нужно подрисовать кисточкой веточку с виноградным листочком.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Росинка» г. Кубинка.

Конспект ООД по «художественно-эстетическому развитию»

во второй младшей группе

«Дерево Дружбы».

Подготовила и провела:

воспитатель МБДОУ №7 г. Кубинка

Орлова Антонина Александровна.

Кубинка 2018 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Цели и задачи: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладошками) и пальчиковыми красками; учить рисовать ладошками. Формировать дружеские отношения в коллективе. Воспитывать аккуратность; развивать творческую активность ребят.

Материалы: пальчиковые краски жёлтого, красного, оранжевого и зелёного цвета, заготовленный ватман с нарисованным деревом, салфетки на каждого ребёнка.

Дети рассаживаются за столами под музыку из мультфильма «Крошка енот».

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю Вам стихотворение. А Вы скажите о чём оно.

ПРО ДРУЖБУ

Юрий Энтин

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Воспитатель: вы молодцы ребята! Это стихотворение про Дружбу. А Вы знаете, что такое дружба? (Ответы детей).

Воспитатель: конечно! Дружба – это когда ребята играют вместе, делятся игрушками друг с дружкой, не ссорятся. А если и поссорятся, то обязательно померятся. А ещё, когда людям интересно друг с другом и они общаются – это тоже дружба.

Воспитатель: ребята, а давайте нарисуем с вами картину о дружбе? У нас уже есть дерево. Но посмотрите, чего не хватает на нём? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, на дереве нет листочков. И поэтому мы с вами их нарисуем. А рисовать мы будем ладошками. И назовём нашу работу «Дерево Дружбы».

Воспитатель: но сначала мы с Вами сделаем гимнастику для пальчиков! Вы готовы? (ответы детей).

Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе»:

Дружат в нашей группе (дети сжимают и разжимают пальчики)

Девочки и мальчики

С вами мы подружимся (ритмично соединяют пальцы обеих рук)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединяют пальцы обеих рук) начиная

Снова будем мы считать. с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно соединяют пальцы, встряхивают

Мы закончили считать. кисти)

Коллективная работа:

Дети располагаются перед заготовленным ватманом, на котором уже нарисовано дерево. Каждый ребенок поочерёдно наносит отпечаток своей ладошки (чтобы получились листики).

Воспитатель: ребята, посмотрите! Какие красивые листики у нас получились! Вам понравилось рисовать? (ответы детей).

Воспитатель: Но как я и обещала, это волшебное дерево! Мы его повесим у нас в группе, чтобы оно нас всегда радовало и у нас было много друзей! Вы согласны ребята? (ответы детей).

Рефлексия:

Вы все постарались сегодня! Рисовали дружно и аккуратно. Молодцы

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Росинка» г. Кубинка.

Конспект ООД по «художественно-эстетическому развитию»

во второй младшей группе

«Наши ручки».

Подготовила и провела:

Воспитатель МБДОУ №7 г. Кубинка

Орлова Антонина Александровна.

Кубинка 2018 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Виды детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Цель: развивать интерес к изобразительной деятельности, открывать для детей новые приёмы и способы рисования: рисование всей ладошкой приемом примыкания.

Целевые ориентиры: ребёнок заинтересован в рисовании, проявляет интерес к изобразительной деятельности, экспериментирует с различными приёмами рисования, стремиться освоить новые навыки изобразительного искусства.

Материал и оборудование: Кукла, специальные краски для рисования руками, лист бумаги на каждого ребенка, вода в миске для споласкивания рук, тряпочки.

Ход занятия

-Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Кто это?

-Это кукла Маша. Поздоровайтесь с Машей (дети здороваются)

-Здравствуйте, ребятки!

-Кукла на нас похожа.

-У нее есть глаза? (да)

-Покажите их. (дети показывают на лице куклы глаза)

-А где у вас глазки? (дети показывают на своем лице и называют)

-А есть у Маши рот? (да)

-Покажите (дети показывают на кукле)

-А носик у Маши есть? Покажите где он? (дети показывают)

-А у вас, где носик? (дети показывают нос на своем лице)

-Молодцы ребятки

-Кукла Маша на нас похожа, ручки есть и ножки тоже

-Покажите где у куклы ножки?

-А у вас где? (дети показывают)

-А где у Маши ручки? (дети показывают)

-А покажите ваши ручки?

-У куклы Маши маленькие ручки

-А у вас ребятки большие

-Кукла Маша не может рисовать своими ручками.

-Мы с вами сегодня будим рисовать ладошками.

-Где наши ладошки? (вот они)

-Вот они ладошки (воспитатель гладит ладошки детей)

-Давайте кукле Маше нарисуем рисунки нашими ладошками! (воспитатель раздает листы, краску на блюдце). Дети рисуют с помощью воспитателя, под его словесное сопровождение.

В конце занятия воспитатель хвалит детей, говорит: какие красивые получились рисунки.

-Ребята, давайте подарим наши рисунки кукле Маше! (Да) - Спасибо! -говорит вам кукла

-Давайте скажем кукле: до свидания Маша! Пока! (дети прощаются, отдают рисунки кукле)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Росинка» г. Кубинка.

Конспект ООД по «художественно-эстетическому развитию»

во второй младшей группе

«Чашка».

Подготовила и провела:

Воспитатель МБДОУ №7 г.Кубинка

Орлова Антонина Александровна.

Кубинка 2018 г.

Оттиски печатками из картофеля. Гуашь)

Цель. Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля красками разных цветов. Развивать речь и мышление. Упражнять в употреблении в речи предлогов на, под, над, в .

Демонстрационный материал. Предметы посуды.

Раздаточный материал. Печатки из картофеля в виде маленьких треугольников, кругов, квадратов; мисочки с вложенным в них тонким поролоном, пропитанным гуашью (двух цветов); шаблон чашки, вырезанный из бумаги.

Ход ООД.

Воспитатель: - Ребята, давайте рассмотрим картинки и вспомним чайную посуду, которую мы знаем. (дети рассматривают иллюстрации и называю посуду)

Воспитатель: - Жил – был чайник (раздается стук в дверь, появляется чайник с грустными глазами). Ребята, это то самый чайник, про который я вам хотела рассказать. Но что же с чайником не так? (дети: -он грустный)

Чайник стоял на полке рядом с красивой и нарядной посудой, но полка упала, и вся посуда разбилась, чайник остался один.

Воспитатель: - Ребята, наш чайник такой красивый, у него сегодня день рождение, но почему же он грустный (ответы детей)

- Давайте попробуем развеселить чайник! Мы поиграем и превратимся в посуду.

- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник (дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая

изогнута, как носик).

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки (приседают, одна рука на поясе).

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни-разобьются (кружатся, рисуя руками круг).

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке (потягиваются, руки вверх,сомкнуть над головой),

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс (делают большой круг).

Хлопни, топни, покружись и в детей превратись

Воспитатель: У нас получилось развеселить чайник? Нет.

- Что вы делаете, когда у вас день рождения?

Дети. - Наряжаемся, ждём гостей.

Воспитатель. На праздник всегда приглашают гостей. И угощают их. А чем (ответы детей) Да, ребята, вкусным, ароматным чаем со сладким лакомством. К чайнику придут гости, а из чего же они будут пить чай?

Воспитатель: У меня есть чашки (показывает белые чашки). Понравятся чайнику и его гостям такие чашки? Почему? Они не нарядные.

Воспитатель: Как мы можем помочь чашкам? (украсить). Что у меня на столе? (гуашь, картофель, ватные палочки). Какого цвета краска? Что мы можем сделать картошкой? Поставить красивый отпечаток. Выберем картошку, которая больше всего вам понравиться и обмакнем ее, например, в желтую краску Какие узоры мы можем нарисовать ватной палочкой? (полоски и кружочки)

Воспитатель. Можно ватной палочкой нарисовать полоски по краю чашки вверху и внизу, например, синим цветом. Обмакиваю ватную палочку в гуашь и рисую полоски, слева направо провожу линию. Ватной палочкой нарисуем кружочки, обмакнув её в гуашь (красного цвета) и оставим отпечаток. Получились маленькие кружочки-горошинки. Посмотрите, как это делается. (Делает палочкой отпечатки на бумаге, обращая внимание детей на то, что «горошинки» должны располагаться по всей поверхности чашечки равномерно.) Обращает внимание детей на то, что "горошинки" должны располагаться по всей поверхности чашечки равномерно. Вот какая замечательная чашка у меня получилась! Ребята, а вы мне поможете украсить остальные чашки? Ваши чашечки будут наверняка ещё более красивыми. Проходите к столам.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Дружно мы потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу нам пора.

Под спокойную музыку дети рисуют.

Воспитатель учит придерживать лист бумаги левой рукой, следит за осанкой детей. Наблюдает за работой детей, говорит, что надо работать аккуратно, не пачкая рабочее место, одежду. По окончании работы вытираем пальчик салфеткой. Ребята, пока наши чашечки сохнут, мы поиграем. Пока звучит музыка вы бегаете, как только музыка заканчивается, вы занимаете блюдце и превращаетесь в чайную посуду, которую я назову (чашка, чайник, ложка)

Игра «Чайная посуда и блюдца».

Воспитатель: - Наши чашечки подсохли, давайте наших гостей тоже пригласим к чайнику на чай и подарим им по красивой чашке, а остальные чашки мы поставим на стол к чайнику.

Итог занятия. Рефлексия.

Рисунки детей выставляются на мольберте.

Воспитатель: Молодцы ребята, все постарались. Посмотрите, какие красивые чашечки у вас получились. А какой чайник веселый, довольный! Чем мы рисовали? Какой краской Даша ты рисовала? Какие узоры нарисовал Антон?? Поздравим чайник с днем рождения и пожелаем ему больше не грустить!

МБДОУ детский сад №7 «Росинка»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию

(нетрадиционное рисование)

«Репка».

Орлова А.А.

Воспитатель.

Г.Кубинка2019 г.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, трудовая.

Цели: развитие эмоциональной сферы ребенка, мелкой моторики, формирование доверительных отношений, активизация внимания.

Планируемые результаты: эмоционально и заинтересованно следит за развитием действий, повторяет знакомые фразы из сказки, принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование репки).

Материалы: плоскостной театр сказки «Репка»,  гуашь  желтого и зеленого цвета, поролоновые губки на каждого ребенка, музыкальный фрагмент из сборника, «Потанцуем, малыши» .

Предварительная работа: чтение и рассказывание сказки, «Репка», показ сказки при помощи различных видов театра, знакомство через этюды со всеми персонажами сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.

Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, использование художественно-словесного образа, стихи, загадки), игровой, практический.

Организация детей:

Воспитатель вносит в группу волшебную коробочку и говорит, что у нее для детей есть сюрприз.

Воспитатель задает загадку:

Дай-ка в глазки погляжу,

Сказку деткам расскажу,

А сказка будет вот про что…

Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок

В земле засел крепко  

Конечно, это… (показывает иллюстрацию «Репка»)

Ход  ООД:

Воспитатель: Посадил дед репку.

Выросла репка большая-пребольшая.

(достает большую репку).

Дети: выполняют действия руками, показывают какая большая выросла репка.

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.  

 Все дети повторяют движения как будто тянут. Тянет - потянет, вытянуть не может.

Да.

Позвал дед бабку.

Зовут бабку. Все повторяют за ней движения. Бабка встает за дедом, и они начинают тянуть. Тянут- потянут, вытянуть не могут.

Зовет внучку.

Позвали кого …..

Ты собачка не лай, лучше хвостиком виляй

Позвали…..

Как кошка мяукает…..

Позвали…..

Сколько помощников-огородников пришло тянуть репку? Давайте сосчитаем: один, два, три, ,четыре ,пять ,шесть. Какие все молодцы, вытянули репку.

Вот какую интересную сказку мы вспомнили. А давайте нарисуем репку и подарим нашим гостям.

Зовут внучку. Внучка встает за бабкой.

Тянут- потянут, вытянуть не могут.

Жучку

Дети лают, «виляют» хвостиком.

Тянут репку, вытянуть не могут. Встала за внучкой.

Кошку

«Мяу». Дети ходят как кошечка и говорят «Мяу»

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Мышку.  

Повторяют за воспитателем.

  Да, да, да.

Практическая часть. Рисование.

Воспитатель

Дети

Вместе с детьми рассматривает изображение репки

А чем же мы будем рисовать на репке? (достает из волшебной коробочки поролоновые губки)

Звучит музыка, дети садятся за столы. Напоминает приемы рисования (надавливание), показывает как держать подушечки (всеми пальчиками) . Губку нужно держать правильно, иначе она обидится, и наша репка получится не красивой, неаккуратной. Рисовать нужно так: обмакнуть поролоновую губку в краску и приложить к бумаге, затем обмакнуть еще в краску и вновь приложить к бумаге, пока репка не станет цветной (желтой)

В ходе работы помогает детям тем, кто затрудняется, при необходимости, обращает внимание на силу нажима губки на бумагу.

Отмечают какие цвета нужны для ее изображения (желтый, зеленый).

Дети выполняют движения на бумаге: так, так и здесь, и здесь приговаривают дети, выполняя движения.

Рефлексия.

По окончанию работы воспитатель хвалит детей.

Вывод: организация данной организационной образовательной деятельности будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества. Что немало важно для дальнейшего гармоничного развития ребенка.

Приложение 2.

Картотека пальчиковых игр.

«Осень»

Осень, осень, непогода, (сжимать и разжимать кулачки)

Листья по ветру летят, (круговые движения кистями)

Лужи прямо у порога, (поднять руки ладошками к себе, соединив средние пальцы – «ворота»)

Мокнут ножки у ребят. (стряхнуть «воду» с рук).

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

У Лариски две редиски. (Сжимают пальцы в кулак, по одному пальцу разжимая)

У Сережки-сорванца два зеленых огурца.

А у Вовки две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

(Никитина «33 лексические темы»)

«Компот»

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)

(Никитина «33 лексические темы»)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (загибают по одному пальцу, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают пальцы)

(Никитина «33 лексические темы»)

Семья.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – наш малыш,

Пальчики сжимаю я – (сжимают и разжимают пальчики)

Это вся моя семья!

(Метельская «100 физминуток»)

Зимние забавы.

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы на обеих руках)

Выпал снег, идем гулять. (волнообразные движения руками сверху вниз)

Ты нас, мама, не ищи, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)

Горку строить будем мы. (концы пальцев соединить под прямым углом)

Горку не простую, (соединить ладони вместе)

Горку ледяную, (соединить пальцы под углом)

Будем очень мы стараться, (сжать пальцы в кулаки, большие пальцы поднять вверх)

Чтоб потом на ней кататься. (правой рукой погладить тыльную сторону левой руки)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)

И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальцем)

Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (роняют воображаемый снежок)

И…сломаем. (топают)

(Никитина «33 лексические темы»)

Защитники Отечества.

«Вертолет»

(пальцы обеих рук, кроме указательных и больших, «сплетают», указательные выдвигают вперед и соединяют их подушечки – хвост вертолета, большими пальцами выполняют совместные круговые движения – лопасти вертолета)

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

Подарите мне фуражку, (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)

Сапоги и автомат. (разводить пальцы обеих рук, начиная с больших)

Стану воином отважным, (интенсивное сжимание рук в кулаки)

Защищать вас буду рад. (пальцы сцепить в «замок»)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов, (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик»)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)

(Никитина «33 лексические темы»)

«Мамин день»

Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)

Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)

Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)

Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)

Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)

Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)

Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)

Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

«Моя семья»hello_html_45553564.jpg

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья: (загибают пальцы по одному)

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

(Никитина «33 лексические темы»)

«Капель»

Кап, кап, кап – (ритмично стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

Звенит капель.

Приближается апрель.

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

«Весна»

Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

«Апрель»

Мы раскрыли окна, (как будто раскрывают окна)

Распахнули дверь. (открывают дверь)

Солнечный и мокрый (сжимают и разжимают пальцы)

К нам пришел апрель. («шагают» пальцами по столу)

Забурлил ручьями, (загибают по одному пальцу)

Зазвенел, запел.

Первыми скворцами (машут руками, словно крыльями)

На березы сел.

(Никитина «33 лексические темы»)

Приложение 3.

Работа с родителями.

МБДОУ детский сад №7 «Росинка»

Конспект родительского собрания на тему

 «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»

Воспитатель: Орлова А.А.

Кубинка 2018 г.

Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук дома.

Предварительная работа.  

  1. Проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме, анализа анкет и бесед с родителями.  
  2. Подбор пособий, игр, литературы по теме.  
  3. Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.

 

Ход собрания.

 Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша. В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п. В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. Развитие мелкой моторики руки в нашей практике ведется по двум направлениям пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук мы проводим систематически и ежедневно. Пальчиковые игры обеспечивают очень хорошую тренировку движений пальцев рук. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, стишков, сказок при помощи пальцев. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям присущим дошкольному возрасту и нравится детям. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

       4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Правила выполнения гимнастики:

1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.

3.Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут.

 А теперь мы хотим вам продемонстрировать пальчиковые игры, которые мы используем в своей практике с вашими детьми, а вы примите в этом активное участие. Итак, окунёмся в мир детства и поиграем. Начнем с самомассажа (он бывает с предметами и без предметов).

1. Без предметов разотру ладошки сильно Каждый пальчик покручу поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну. Затем руки я помою пальчик в пальчик я вложу. На замочек их закрою.  И тепло поберегу. Выпущу я пальчики пусть бегут как зайчики. Размяли мы наши пальчики, а теперь будем играть.

1. «Лошадка». Поскакали, поскакали по травушке-муравушке. По камешкам, по камешкам. По песочку, по песочку. По болоту, по болоту По мостовой, по мостовой И приехали домой.

 2. «Рыбка». Рыбка плавает в водице. Рыбка хочет поиграть. Рыбка, рыбка озорница. Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком вильнула. Рыбка быстро уплыла.

 3. «Засолка капусты» Мы капусту рубим, (движения прямыми кистями вверх-вниз). Мы морковку трем, (пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя). Мы капусту солим, (имитировать посыпание солью из щепотки). Мы капусту жмем (сжимать и разжимать пальцы). Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами.  

В своей работе мы используем:  

  1. Игры с прищепками. При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ѐжику – иголки и т.п. (солнышко, ѐжик – плоскостные изображения).

2.Пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала.

3. Выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков и др.

4. Перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе.

5. Игры с пробками и горохом (игры в «прятки»);

6.Нанизывание бус.  

    7.Вкладыши, матрешки, пирамидки, кубики, мозаики.

 Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал? Во-первых, всегда нужно помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время. Поэтому, во-вторых, все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п. И третье, если ребенок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. На этом можно закончить наш встречу, но еще раз хотим напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др. Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата. По окончании собрания родителям выдаётся. Памятка: «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях».

 

C:\Users\123\Desktop\запоминающаяся\фоны\QN5xxF6ZZrI.jpg

        Консультация

«Что такое

         моторика

и как ее развивать»

                                                                                           Физическое развитие и здоровье Вашего ребенка                                                                                Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь Ваш ребенок! Ему предстоит познать четыре мира: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего Я. По крайней мере развитие трех из этих пунктов обеспечивает физическая активность ребенка. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в  его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное;           не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.                                         Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног. Зачем развивать крупную моторику?                    Для того чтобы ваш ребенок умел бегать и прыгать наравне со сверстниками и не скучал на детской площадке.                                Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.                       Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.   Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления.                        От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Одно из распространенных заблуждений родителей              в том, что главное в развитии ребенка – это интеллект. Часто недооценивается значение двигательного развития детей. У дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием и интеллектуальным. В дошкольные года дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности.  Одним из факторов психологического             базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей  между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.C:\Users\123\Desktop\запоминающаяся\фоны\QN5xxF6ZZrI.jpgC:\Users\123\Desktop\запоминающаяся\фоны\QN5xxF6ZZrI.jpgC:\Users\123\Desktop\запоминающаяся\фоны\QN5xxF6ZZrI.jpg

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

Цель проекта:Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»

Проект по развитию мелкой моторики у малышей через использование различных упражнений....

Проект на тему: "Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста".

Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов....