Главные вкладки

    Особые случаи в организации коллективного общения между детьми.
    консультация на тему

    Общение между дошкольниками зависит не только от возрастных особенностей, которые проявляются у любого ребенка на разных возрастных этапах. Существуют и специфические индивидуальные особенности, создающие барьеры во взаимодействии детей друг с другом. Давайте рассмотрим психологические типы детей, у которых чаще всего возникают затруднения в общении со сверстниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobye_sluchai.docx57.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особые случаи
    в организации коллективного общения между детьми

    Общение между дошкольниками зависит не только от возрастных особенностей, которые проявляются у любого ребенка на разных возрастных этапах. Существуют и специфические индивидуальные особенности, создающие барьеры во взаимодействии детей друг с другом. Давайте рассмотрим психологические типы детей, у которых чаще всего возникают затруднения в общении со сверстниками.

    "Я стесняюсь"

    Застенчивость осознается самим ребенком как психологическая проблема, когда она мешает его самореализации в детской группе. Застенчивый ребенок имеет весьма ограниченные и чаще всего неустойчивые контакты со сверстниками и всегда бывает пассивным в совместной деятельности. Дети внешнюю форму поведения такого ребенка принимают за нежелание действовать совместно. Сверстнику трудно понять, что его товарищ не решается действовать, как он. А застенчивому ребенку очень дискомфортно быть в центре всеобщего внимания, выносить шумные и активные игры сверстников.

    http://ds2483.msk.ru/pic/psyho15-1.jpg

    Важно повысить авторитет застенчивого ребенка в группе, помочь ему раскрыть свои способности, постепенно избавиться от робости.

    Упражнения для преодоления робости

    •  Громко крикнуть на улице, когда рядом никого нет, сильно топнуть, стукнуть кулаком по скамейке. Играть с игрушками, которые издают громкие звуки.

    •  Рисование яркими красками без сюжета, путем простого смешивания цветов на бумаге.

    •  Свободное движение под быструю веселую громкую музыку.

    •  Кратковременное включение ребенка в игру вместе с взрослым.

    •  Помещение ребенка в центр при хороводной игре, если в кругу побывали уже 2-3 его товарища и если он согласен.

    •  Отмечать при других детях достижения, хорошие поступки и лучшие качества ребенка.

    "Маленький диктатор"

    Большой проблемой для детей, воспитателей и родителей становится ребенок агрессивного типа, подавляющий деятельность других детей, разрушающий их коллективные игры, будоражащий своим поведением отношения внутри группы.

    http://ds2483.msk.ru/pic/psyho15-2.jpg

    Сложность заключается в том, что сам ребенок по разным причинам одержим повышенной возбудимостью, агрессией, нетерпимостью и не может их сдерживать, он нуждается в компенсирующих средствах общения, хочет быть внутри группы, но не может этого делать безконфликтно. Остальные сверстники стараются избегать общения с таким ребенком, отдельные формы негативного поведения некоторые дети пытаются копировать, в результате детский коллектив находиться в состоянии постоянного стресса. Ситуация ухудшается, если воспитатель не скрывает своего негативного отношения к такому проблемному ребенку, не владеет способами управления и коррекции агрессивного поведения. Худшим результатом становиться формирование у детской группы позиции проблемного ребенка, как отверженного.

    Важно установить обязательное правило для всех детей группы: бить и обижать других нельзя.

    Но если "все внутри кипит" и нестерпимо хочется кого-нибудь ударить, в группе должен быть особый персонаж или большая подушка, которые хорошо понимают детские чувства и готовы подставить свое мягкое тело для выхода детской агрессии.

    Способы преодоления агрессии

    •  Взрослый никогда не должен проявлять агрессии сам и не позволять проявлять агрессию по отношению к другим детям.

    •  Учить ребенка взаимодействовать другими способами - договариваться, обсуждать совместные действия с детьми, уступать включаясь вместе с ребенком в совместную игру.

    •  Обеспечивать возможность корректного проявления агрессивных действий вне детской группы: сломать, порвать, разрушить но не то, что создано товарищем, крикнуть, топнуть и т.д.

    •  Проявлять внимание, терпимость и заботу к агрессивному ребенку.

    •  Отмечать при других детях достижения, хорошие поступки и лучшие качества ребенка.

    "Мастер разговорного жанра"

    Такие дети обычно поступают в детский коллектив в возрасте 5-6 лет. Они длительно воспитывались дома в среде взрослых, с ограниченными контактами в среде сверстников.

    Они интеллектуальны, общительны, социально активны, но при этом не владеют навыками совместной деятельности, медленно ориентируются в коллективной игровой и подвижной деятельности, обладают худшей координацией и моторикой в сравнении с другими детьми. "Заумность" и эгоистичность такого ребенка, неумение быстро реагировать на смену ситуации сильно затрудняют общение на этапе адаптации к детскому коллективу. Если воспитатель не сможет наладить взаимоотношения на этом этапе, то изначальный интерес и доброжелательность, с которыми ребенок приходит в группу могут быть безвозвратно утеряны, он будет отвергаться коллективом, а его общение с детьми будет ситуативным и поверхностным.

    http://ds2483.msk.ru/pic/psyho15-3.jpg

    Проблема заключается в том, что именно детский коллектив для такого ребенка является единственным средством нормальной социализации, поэтому очень важна своевременная и грамотная помощь взрослого в этой ситуации.

    Помощь взрослого

    •  Обучение способам совместной игровой деятельности через участие в игре вместе с ребенком

    •  Формирование доброжелательности и позиции принятия у остальных членов группы.

    •  Использование способностей ребенка в организации совместной деятельности

    Таким образом, какими специфическими и трудными не были особенности детей, их жизнь и развитие внутри коллектива можно сделать полноценными и радостными, при условии грамотной поддержки со стороны педагогов и родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Игра – как метод общения между детьми»

    В статье освещены аспекты значимости игры для всестороннего развития ребенка...

    Барьеры общения между детьми и родителями.

    Какие трудности возникают в общении родителей и детей и как их преодолеть? Это основной вопрос, который поднимается в статье....

    Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в условиях внедрения ФГОС на тему: "Сказки – как путь общения между детьми и взрослыми".

    Тема:"Сказки -как путь  общения между детьми и взрослыми".Форма родительского собрания–Круглый стол.Цель общая: Обратить внимание родителей на важность приобщения детей к чтению художественной ли...

    Сообщение из опыта работы "Игры направленные на развитие общения между детьми".

    Цель: Сближение детей,организация их совместной деятельности, поддержка положительных взаимоотношений....

    Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»

    Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»...