РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ.
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Описание опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников во взаимодействии с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ            
С РОДИТЕЛЯМИ.

В период дошкольного возраста  начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, именно поэтому  в дошкольный период актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников. Экологически культурного ребенка может воспитать экологически грамотный и культурный человек, то есть родители должны обладать экологической культурой и владеть рядом педагогических умений.

           В работе  по экологическому воспитанию  большую помощь оказывают  родители. Совместно с ними  проводились: экскурсии,  прогулки,   логические  занятия, игры,  развлечения, акции,  выпуск  листовок,   экологической  газеты, анкетирование,  проекты, опыты  и  эксперименты. Родители являются активными  участниками  данных  мероприятий.

Работа с родителями начиналась с опроса. На очередном собрании им было предложено анкетирование, какими они хотят видеть своего ребенка в будущем. Проанализировав ответы родителей, выяснилось, что кроме пожеланий здоровья, ума, и красоты, 40% родителей хотят, чтобы ребенок вырос воспитанным гражданином, оберегающим природу, экологически-культурным человеком. В связи с этим, данное направление стало одним из приоритетных в сотрудничестве с родителями нашей группы.

В ходе работы родителям предлагалось сходить с детьми в парк, в лес, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Было рассказано, какие книги можно прочитать с детьми, какие стихи разучить. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Для того чтобы закрепить проделанную работу родителей с детьми по познанию окружающего мира, одной из интересных форм сотрудничества стало оформление уголка природы. Родители приняли активное участие в подборе  литературы для библиотечки уголка: «Энциклопедии о диких и домашних животных», «Атлас - времена года», «Отчего и почему». По инициативе родителей дополнили имеющийся уголок комнатными растениями.

Настоящим открытием для родителей, стали совместные детско-родительские проекты. Подготовка исследовательского проекта «Эта удивительная соль», по словам детей и родителей,  подарила много интересного и познавательного от работы с энциклопедиями, с интернет – источниками. Когда дети в группе рассказывали о своих открытиях,   они делали выводы,  что соль – это важный компонент для клеток крови. Рассказывая о подготовке проекта, дети получали огромное удовлетворение от проделанной совместной работы.

На одном из родительских собраний, родители предложили организовать проект «Огород на окошке». Дети  и родители приносили различные семена, например, лук, огурцы, совместно с родителями сажали их в контейнеры и сочиняли экологическую сказку.  Дети с восторгом  рассказывали о результатах своего труда.

Многое зависит от уровня экологического воспитания ближайшего окружения – сверстников, педагогов и родителей, характера взаимоотношений с детьми, уровня личностного экологического роста.  По нашему мнению, родители являются отличными примерами для своих детей.

Также одной из интересных  и действенных форм является проведение различных акций, направленных на формирование экологических качеств у детей. Например, акция «Сохраним планету зелёной», которая помогала закрепить знания детей. Родители сажали цветы, поливали, капали огород и посадили кабачки.  Они  призывали  родителей  и воспитателей  других  групп  принять участие в данной акции, старались выразить свою позицию в понятии – зелёная планета: доброжелательное  отношение к природе и её обитателям, озеленение клумб и цветников.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря, уровень познавательно-исследовательских знаний детей повысился это видно из результатов диагностики детей. На начало работы уровень этих знаний составил: 30% - низкий уровень, 65% - средний уровень и 5% - высокий уровень. А на заключительном этапе: низкий уровень - 0%, средний уровень - 43% и высокий уровень составил 57%.

Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой.

В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры не только  у детей, но и у родителей. Это показало анкетирование:  большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура - многие считают необходимым осуществление экологического воспитания ребенка не только в детском саду, но и в семье. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Консультация для родителей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Старший дошкольный возраст характерезуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы: "Зачем?", "Почему?", "Как?". И сами дети пытаются найти ответы на эти вопр...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...