Творческие подвижные игры
статья (старшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В статье приведена подготовительная работа и примерная схема проведения беседы, а так же примертворческой подвижной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_podvizhnye_igry.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие подвижные игры

В условиях жизни современного общества все больше проявляется тенденция, характеризующаяся резким снижением двигательной активности человека. Многие ученые и практики указывают на недостаточную двигательную активность (гиподинамию) и у детей. Специальные исследования показывают, что это отрицательно сказывается на их физическом и психическом развитии.

Врачей и педагогов волнует вопрос о рациональной организации физического воспитания дошкольников. Известный ученый Г.П. Юрко подчеркивает: проявление максимума моторной активности на свежем воздухе чрезвычайно важно, так как сочетание движений с использованием кислорода ведет в конечном итоге к снижению заболеваемости.

Какие же формы работы надо избрать для того, чтобы увеличить пребывание детей на свежем воздухе, да еще в активном движении?

Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра, которая для всех видов деятельности, вследствие особенных, присущих только ей черт, находит в ребенке всегда бодрую готовность и радостный отклик. На первом месте выступают так называемые подвижные игры.

Именно творческим подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной ее организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве.

Результатом такой работы явилось снижение простудных заболеваний у детей, почти 100-процентная посещаемость в холодное время года.

Если подвижные игры придумываются самими детьми, то это способствует их творческому развитию, повышает интерес к движениям, развивает логическое мышление и речь.

Прежде чем начать учить детей придумывать собственные подвижные игры, во время занятий и в свободной деятельности проводилась подготовительная работа:

  1. Ознакомление с художественной литературой, просматривание фильмов с целью накопления знаний о тех или других животных.
  2. Беседы по содержанию подвижных игр о животных и составление на их основе коллективного рассказа.
  3. Анализ структуры двух-трех знакомых детям подвижных игр, чтобы они могли по аналогии создавать собственные игры.

Примерная схема проведения беседы.

Задачи:

  1. Расширять и углублять представления детей о домашних и диких животных (кошке, медведе, лисе, бобре, зайце), об изменениях в их жизни в разные времена года.
  2. Закреплять умение составлять небольшие рассказы.
  3. Формировать взаимоотношения сотрудничества, умение считаться с интересами и мнениями товарищей.

Ход занятия:

Воспитатель: Какие подвижные игры, персонажи которых животные, вы знаете?

Дети: «Волк во рву», «Перелет птиц», «Охотники и зайцы», «Медведи и пчелы», «День и ночь».

Воспитатель: Передайте содержание этих игр. (Ответы детей) Можем ли мы по играм представить: где живут те или иные животные? Каков их внешний облик? Чем они питаются? Как передвигаются? Какая опасность может поджигать их? Как они избегают эту опасность?

Лучшие ответы педагог записывает. Создается коллективный рассказ.

После чтения рассказа воспитатель делает обобщение: «Каждая подвижная игра о животных – интересный рассказ о них в движениях. Играя в такие игры, вы не только знакомитесь с жизнью животных, но и становитесь сильными, быстрыми, ловкими. А теперь попробуйте придумать свои игры».

Игра «Кошки – рыболовы»

Создание игры:

После чтение рассказа С. Аксакова «Как кошки ловят рыбу» педагог объясняет непонятные детям выражения: «брали окуня», «била икру», уточняет, что окуни, лини, плотва – названия рыб. Задает по содержанию рассказа вопросы:

  1. Как кошки ловя рыбу?
  2. Каковы их действия?

Перед повторным чтением воспитатель советует обратить внимание на повадки рыбы и кошки. После чтения разбираются характерные движения рыбы и кошки, дети показывают их. Отбираются наиболее удачные.

Педагог предлагает придумать игру по этому рассказу. Но сначала надо выбрать место для игры. Вопросы воспитателя («Где интереснее играть в эту игру?», «Чем можно заменить пруд?»)  детей к ответу: «Можно использовать плескательный бассейн, а кошки будут прятаться за кустами».

С помощью вопросов устанавливаются основные  сигналы игры:

  1. На какой сигнал рыбы будут спокойно плавать в пруду? («На пруду спокойно»)
  2. На какой сигнал рыбы будут выпрыгивать на берег («метать икру»), а кошки охотиться за ними? (Удар в бубен.)
  3. По какому сигналу кошка прекратит охоту, а рыбы не будут выпрыгивать на берег? (два удара в бубен.)

Описание игры:

Место проведения – плескательный бассейн.

Основные движения – бег, прыжки.

Выбираются две-три кошки, остальные играющие – рыбы. Рыбы плавают в пруду (делают плавательные движения), подпрыгивают вверх, выпрямляя корпус туловища.

Кошки прячутся за кустами, выслеживая добычу. Как только рыбы начинают выпрыгивать на берег («метать икру»), кошки ловят их. До кого дотронется кошка, тот остается на месте. После подсчета пойманных рыб игра возобновляется; все вновь включаются в нее.

Правила игры:

  1. Рыбы начинают плавать только по сигналу «На пруду спокойно».
  2. Рыбы выпрыгивают на берег после удара в бубен.
  3. По сигналу (удар в бубен) кошки стараются поймать рыб (дотронуться до них).
  4. После двух ударов в бубен кошки прекращают охоту.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Мастер-класс для воспитателей «Творческие подвижные игры»

Акция «Здоровье—твое богатство»Единый Общероссийский День Здоровья. Мастер-класс для воспитателей «Творческие подвижные игры»...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Творческие подвижные игры».

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Творческие подвижные игры»....

Мастер-класс "Творческие подвижные игры"

Мастер-класс "Творческие подвижные игры"...

Мастер класс для воспитателей «Творческие подвижные игры».

Мастер класс для воспитателей ДОУ "Творческие подвижные игры"...