Семинар - практикум "Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного поведения".
материал на тему

Ливадняя Ирина Викторовна

Цель

формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования; учить воспитывать толерантное отношение к представителям другой национальности, «чужой» религии, культуры, профилактика любых проявлений ксенофобии.

 

Задачи:

 формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель

формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования; учить воспитывать толерантное отношение к представителям другой национальности, «чужой» религии, культуры, профилактика любых проявлений ксенофобии.

Задачи:

 формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

1. Мотивация.

Просмотр и обсуждение видео отрывка. Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта)

Психолог: Правильно. Здесь показан конфликт. Cегодня, мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми и как находить выход из сложных ситуаций, а тема звучит: «Правила бесконфликтного общения».

В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам: личным, экономическим, политическим, правовым и иным. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.


Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же, нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать  дома, в школе, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. В современном обществе невозможно избежать конфликтов. А впрочем, они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций, отношений.

2. Введение в тему.

Психолог: из-за чего чаще всего возникает конфликт? (стороны не могут договорится, а отсюда возникает конфликтная ситуация)

(Далее педагоги знакомятся с определением конфликта)

Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта, для этого мы составим небольшой кластер.

Психолог: мы с вами подобрали синонимы к слову конфликт, а теперь ответьте на вопрос, может ли возникнуть конфликт, если человек находится один? (нет). Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами. А что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами). Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта: конфликт – это спор, столкновение между  двумя и более людьми или социальными группами за владение чем-то, что одинаково ценится обеими сторонами. А теперь, давайте, сравним наше определение, с общепринятыми. (На экране появляются определения конфликта). 

Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт- противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Психолог: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:

- присутствие двух или более людей;

- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

- столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых, разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.

Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избегания аналогичной ситуации в будущем.

Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом общества всегда, во все времена существовали, и будут существовать конфликтные ситуации.

Виды конфликтов:

- политические

- экономические

- культурные и религиозные

- профессиональные

- этнические

Причины конфликтов:

 - борьба за власть;

- за престиж;

- за влияние;

- за авторитет;

- экономическое неравенство;

- межнациональные распри;

- идеологическая несовместимость;

- межконфессиональные конфликты и т.д.

Функции конфликтов.

Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте.

Получение новой информации об оппоненте

Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе.

Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом

Представление о побежденных группах, как о врагах.

Стимулирование к изменениям и развитию

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе.

Снятие синдрома покорности у подчиненных

После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников.

Диагностика возможностей оппонента

Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Психолог: Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последствия».

Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт с учащимся, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может навсегда …

Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе.

Я вам хочу привести пример из истории

«Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру 1 дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:

- Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить – и кончено!

_ Государь! – ответил Дмитриев. – В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте доложить …

Александр, подумав немного, возразил:

- Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может случиться, что я как император все-таки прощу, но как человек затаю злобу. А я этого не хочу».

(Из книги «Исторические анекдоты из русской жизни». М., 2004)

Психолог: так поступал Александр 1, что бы избежать конфликтов, а для того чтобы узнать как поступаете вы проведем тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» и упражнение, которое называется «Праздничный пирог».

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

 Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

 Часто- 3 балла

  1. От случая к случаю- 2

Редко- 1

Ответы:

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения  противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю,, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.

Тип «А»-1,6,11

тип «Б»- 2,7,12

тип «В»- 3,8,13

тип «Г»- 4,9,14

тип «Д»- 5,10,15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые  удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны   на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не  обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

«Праздничный пирог».

«Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

  1. Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)
  2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)
  3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)
  4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)
  5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)

(Сделав свой выбор, педагоги получают фигурку животного и делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

3. Работа в группах.

Педагогам предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения, в какой группе стратегий находятся.

Ситуации.

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»

Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую  музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого.  В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация 3

Двое учащихся  класса  обзывали друг друга на перемене, затем начали драться. На уроке драка продолжилась. Все попытки учителя не увенчались успехом. Один из учащихся демонстративно вышел  из класса

 Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 4

На родительском собрании родители подняли вопрос об исключении одного из учеников т.к он, по их мнению дурно влияет на ребят                ( ругается матом, обзывает детей, не выполняет требований учителя)  Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как поступить в подобном конфликте?

 (После обсуждения в группах учителя рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение)

Психолог: в заключение хотелось бы дать следующие рекомендации по разрешению конфликтов.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации, могут быть сведены к следующему.

1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда, конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2.     Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3.     Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда, и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4.     Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5.     Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6.     Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

7.     Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Совместное составление памятки «Пути разрешения конфликта».

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя останавливаться.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


4. Рефлексия.

Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.

Психолог: Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Дорогие коллеги, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству!

Использованная литература

  1. Стебенева Н. Королева Н. «Путь к успеху»// Школьный психолог – 2003 - № 29
  2. Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе». М.:Генезис, 2003.
  3. Школьный психолог № 15, 2009.

        4.   Анцупов А.Я. «Профилактика  конфликтов в школьном коллективе». М: Владос,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»Цель: формирование у педагогов  представлений о п...

Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения

Уважаемые, коллеги! Вы же понимаете, что мы как педагоги должны научить детей конструктивно выходить из конфликтной ситуации, а для этого мы должны сами это уметь.В данном материале представлен семина...

Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса»

Тренинг дает возможность участникам образовательного процесса получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций...

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

В данном материале представлен семинар для педагогов «Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения"Целью которого является ф...

Педагогический пробег: "Профессиональная культура педагога ДОУ: как избежать конфликтов с участниками образовательного процесса"

В предложенном материале рассматриваются: профессионально значимые качества педагога, взаимодействие с родителями (законными представителями), взаимодействие в коллективе....

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

Цель: формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиро...

Конспект собрание по формированию толерантных \бесконфликтных отношений между участниками образовательного процесса.

Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуацийСпособствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нееОзнакомить со способами разрешения конфликтов...