О роли трудового воспитания дошкольников в исследованиях отечественных ученых
консультация на тему

Дудко Оксана Анатольевна

О роли трудового воспитания дошкольников в исследованиях отечественных ученых  Понятие «трудовое воспитание» - одно из самых значимых для педагогики – имеет многовековую историю. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, данные этнографии, у наших далеких предков потребность в воспитании детей возникла в период перехода от животноподобных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. От результатов этой деятельности напрямую зависело само существование первобытных людей на земле. Поэтому в обществе стала формироваться объективная потребность в передаче детям в совместной деятельности опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой – подготовить их к будущей самостоятельной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Святцева А.В.,

УрГПУ, г. Екатеринбург,

Дудко О.А.,

МБДОУ 414, Екатеринбург

О роли трудового воспитания дошкольников в исследованиях отечественных ученых

Понятие «трудовое воспитание» - одно из самых значимых для педагогики – имеет многовековую историю. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, данные этнографии, у наших далеких предков потребность в воспитании детей возникла в период перехода от животноподобных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. От результатов этой деятельности напрямую зависело само существование первобытных людей на земле. Поэтому в обществе стала формироваться объективная потребность в передаче детям в совместной деятельности опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой – подготовить их к будущей самостоятельной деятельности.

Раннее приобщение младшего поколения к хозяйству облегчалось тем, что сам труд (сбор кореньев и плодов, приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и т.д.) и орудия, с которыми он осуществлялся, характеризовался достаточным примитивизмом. В процессе труда взрослые направляли поведение детей, приучали их соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты.

Следовательно, первоначально воспитание детей можно считать в основном трудовым, а труд детей – общественно полезным.

С годами менялись содержание, характер, оснащенность трудовой деятельности людей. Это особенно отчетливо прослеживается в народной педагогике.

Обратимся к русской. Ее основная цель – подготовить ребенка к мирской, повседневной жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия – добросовестный труд с малых лет. Об этом – многочисленные пословицы, сказки, былины, идея которых отражена в мудром изречении – «Без труда нет добра».

Таким образом, в трудовом воспитании значимым становится аспект содействия развитию личности. С успехами трудового воспитания связываются надежды на счастливую, достойную жизнь. Уже на ступени дошкольного возраста ребенок испытывает ощущение счастья, если, участвуя в труде, он проявляет самостоятельность, сноровку, ловкость, смекалку, получает одобрение и признание окружающих людей.

Трудовое воспитание было важной составной части коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

А.С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

Как и Н.К. Крупская, А.С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.

Проблема формирования у дошкольников психологических предпосылок трудовой деятельности, её элементов достаточно обстоятельно изучена ещё в В.Г. Нечаева продолжает рассмотрение процесса становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте, выделяет те ее компоненты, которые содержат в себе нравственное начало, раскрывает методы, направленные на решение воспитательных задач.

Р.С. Буре, опираясь на положение В.Г. Нечаевой о своеобразии труда дошкольников, его связи с игрой, подчеркивает, что участие в труде следует оценивать не с позиции полученного результата в его материальном выражении, что для детей недоступно, а с позиции того значения, которое он имеет для самого ребенка или группы детей, а также оценивая его отношение к порученному делу.

Ряд исследований посвящается изучению воспитательного значения ознакомления детей с трудом взрослых. Авторы подчеркивают необходимость обращать внимание на значение труда как средства, удовлетворяющего потребности людей (В.И. Логинова), на личные качества тружеников, их ответственное отношение к делу, эмоциональный подъем в процессе труда (Е.И. Радина), мотивы, побуждающие к труду (Я.З. Неверович), разрабатывают некоторую последовательность преподнесения знаний о труде и человеке труда (В.И. Логинова, Р.С. Буре), способствующих осознанию детьми его значимости и побуждающих к труду.

Большое место в исследовании Г.Н. Годиной занимает изучение процесса формирования самостоятельности у малышей, которая рассматривается автором как качество, необходимое для организации совместной деятельности детей. Автор подчеркивает особую роль труда по самообслуживанию, в процессе которого ребенок начинает осознавать цену заботы о себе, проявлять заботливость и по отношению к близким.

Е.И. Корзакова и В.Г. Фокина отмечают особую роль труда детей в природе, считая его первым и единственным видом производительного труда, доступного детям, требующего от них длительных усилий, повседневной работы, что создает условия для воспитания ответственности и объединения участников.

А.Г. Тулегенова, продолжая работу этих авторов, также изучает возможности сельскохозяйственного труда детей, который имеет в дошкольных учреждениях эпизодический характер (в связи со сменой сезонов года), что значительно снижает его воспитательное значение. Заслугой автора является разработка условий, при которых труд на огороде приобретает систематический характер и позволяет обогащать знания детей, воспитывать положительное отношение к нему, обеспечивать эмоциональный подъем как в процессе деятельности, так и в связи с предполагаемым результатом

В центре внимания исследователей продолжают оставаться проблемы нравственно-трудового воспитания (1987). Рассматриваются все средства трудового воспитания: обучение умениям, ознакомление с трудом взрослых, организация труда детей. Продолжается изучение возможностей формирования у детей знаний о труде взрослых, оказывающих влияние на воспитание трудовой направленности. Авторы (А.М. Виноградова, С.А. Козлова) подчеркивают, что внимание детей следует обращать на такие качества, как ответственное отношение к своей работе, гордость за свою профессию, добросовестность, трудовой героизм, бережное отношение к результатам, орудиям, материалам. Такое преподнесение знаний способствует воспитанию у детей уважения к людям труда, побуждает подражать им в своей деятельности.

В конце 70-х годов в педагогике широко обсуждается вопрос о комплексном подходе к воспитанию, способствующем более действенному решению проблемы нравственного совершенствования личности (Ю.П. Сокольников и др.).

В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты перенесены на личностное развитие ребенка. Какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность? Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

   

Литература

  1.  Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре. М.: Просвещение, 1980.
  2. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.
  3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"

В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду....

родительское собрание : Тема: "Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"

Цель проекта: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей  в семье .Задачи: Закреплять у детей представления о трудовой дея...

Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников

Убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно- волевых качеств личности ребенка помочь их осмыслить активную психологическую практическую роль трудовой деяте...

Родительское собрание на тему «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье....

Буклет для родителей "Роль родителей в трудовом воспитании дошкольника".

Основы  трудового воспитания  закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребёнку, яв...

«Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников»

Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения ктрудовой деятельности взрослого. С начала посещения детского сада, ...