Консультация для воспитателей "Эвристическая беседа - что это такое?"
консультация на тему

Волощук Эвелина Эрнестовна

План:

 1.Понятие «эвристическое обучение», его специфические черты.

2. Историческая справка

3. Применение эвристических методов обучения в детском саду:  их специфика и  возможные сложности в применении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evrestich_beseda.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

Эвристическая беседа. Что это такое?

План:

 1.Понятие «эвристическое обучение», его специфические черты.

2. Историческая справка

3. Применение эвристических методов обучения в детском саду:  их специфика и  возможные сложности в применении.

1.Эвристи́ческое обуче́ние — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю).

Под эвристическим обучением понимают:

  • форму обучения, например, эвристическую беседу;
  • метод обучения, например, метод мозгового штурма;
  • технологию творческого развития учащихся.

Эвристические методы (не только в педагогике) можно рассматривать с двух точек зрения:

- эвристические методы и приемы являются лишь предварительными моментами в процессе решения задач; часто они наводят нас на правильное решение, но существует вероятность ошибочных действий;

- эвристический метод часто рассматривается как то, что сокращает перебор различных вариантов решения, или возможных путей в <лабиринте> поиска.

2.Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Эта форма беседы называется сейчас также сократическим методом.

Дистервег пытался на примере преподавания стереометрии обосновать преимущества эвристического метода. Он пришел к выводу, <что для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство>.

3. Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся (воспитанник) с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

Излагая учебный материал методом эвристической беседы, педагог время от времени обращается к детям с вопросами, которые побуждают их включаться в процесс поиска.

Однако не всякая беседа активизирует познавательную деятельность детей, способствует развитию их мышления. Иногда педагог задает учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Например: «Что такое..?», «Какие вы знаете…?» и т.д. Такая вводная беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Но все вопросы ее обращены лишь к памяти детей.

 Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.

Поставив вопрос, педагог внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к детям с предложением дополнить или исправить ошибки.

В случае, когда дети затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, педагог направляет мысль детей по нужному руслу.

Предложить воспитателям придумать вопрос поискового характера на заданную тематику.

Обсуждение  сложностей, возникающих при составлении вопроса. Выработка рекомендаций по составлению поискового вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Беседы с логопедом"

Консультация для родителей в форме "вопрос-ответ"....

Консультация для родителей. Беседа с детьми по картине

Материал для родителей по художественно- эстетическому воспитанию...

Консультация для родителей "Беседа с детьми по картине"

Консультация для родителей  по проектной деятельности "Волшебный мир искусства" "Беседа с детьми по картине"...

Консультация для воспитателей "Беседы по картинке"

Статья для воспитателей о проведении занятий с использованием бесед по картинкам...

Консультация для родителей "Беседуйте с детьми о природе"

Консультация для родителей "Беседуйте с детьми о природе"...

Консультация для воспитателей "Беседы об экологии"

В данной консультации представлены материалы по экологическому воспитанию дошкольников...

консультация для воспитателей "Беседа - как одна из форм развития речи детей".

Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего ...