Главные вкладки

    Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи
    методическая разработка на тему

    Поминова Юлия Сергеевна

    Обоснование необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям – культуре своего народа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по проведению в ГБДОУ тематической недели русской культуры

    В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике в системе государственного управления. В связи с чем у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России.

    В проекте “Национальная доктрина в Российской Федерации” подчёркивается что, “система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

    Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. Музей становится условием для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личностного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

    Актуализация

    Уважение к культурному наследию своего народа – одна из форм проявления внутренней культуры человека. Истоки народной мудрости, красоту поэзии, характерные черты народного быта доносят до нас произведения народного фольклора, этнографические праздники.

    В нашем дошкольном учреждении есть мини-музей под названием “Русская изба”, где  педагоги и родители рассматривают предметы народного быта. Основные задачи работы музея: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

    Экспонаты музея позволяют детям погружаться в“старину”: знакомиться с присказками и сказками, сидя на русской печи; петь и водить хороводы; отгадывать старинные загадки. Принимая непосредственное участие в познавательно-развлекательных мероприятиях в музее, дети учатся работать со сверстниками и педагогами. Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость.

    Таким образом цель тематической недели: Воспитание доброты, отзывчивости, честности, справедливости, любви к Родине, традициям, народу, гордости за его достижения.

    http://festival.1september.ru/articles/624369/img1.jpg

    Целевые установки:

    совершенствовать работу дошкольного учреждения по формированию у дошкольников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю;

    формировать личностные качества у дошкольников - доброту, отзывчивость, честность, справедливость, любовь к Родине, уважение к традициям, народу, гордости за его достижения;

    привлечь внимание родителей к работе по формированию у детей патриотических чувств.

    Образовательный потенциал тематической недели.

    Педагоги:

    Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации работы по формированию у дошкольников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю путем вовлечения их в познавательно-игровую деятельность.

    Разработка методических материалов по теме (формы работы с детьми, игры, пособия и т.д.).

    Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм совместной деятельности с детьми по формированию у детей этнографической культуры.

    Использование наиболее эффективных форм взаимодействия с семьей и социальными партнерами по решению проблемы.

    Дети:

    Повышать уровень коммуникативных и интеллектуальных познавательных способностей.

    Формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

    Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

    Познакомить детей с элементами русской культуры, включающей в себя знакомство с поселением, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

    Прививать интерес к духовной культуре русских народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство.

    Родители:

    Трансляция педагогического опыта родителям, внедрение в практику семейного воспитания разнообразных форм взаимодействия с детьми по формированию патриотических чувств.

    Привлечение родителей к созданию условий по формированию у дошкольников общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его

    Повышение родительской компетентности в вопросах формирования этнографической культуры.

    Привлечение родителей к образовательным мероприятиям ДОУ.

    Результативность тематической недели.

    Педагоги:

    Подведение итогов тематической недели “Мой край, родной!” в форме устного журнала.

    Анализ результатов работы по организации и проведению тематической недели;

    Пополнение мини-музея “Русская изба” дидактическими и методическими материалами по формированию у воспитанников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю путем вовлечения их в познавательно-игровую деятельность.

    Дети:

    Подбор и классификация детских книг, иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, оформление альбомов по теме (“Предметы обихода”, “Крестьянская изба”, “Обычаи и традиции русского народа”, Русский костюм”, “Народные промыслы ” и т.д.).

    Изготовление (приобретение) дидактических игр, пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых и творческих игр.

    Подготовка фольклорного праздника “Город мастеров”.

    Презентация исследовательских проектов по теме “Русские народные промыслы”.

    Родители:

    Подготовка вместе с детьми и презентации детских исследовательских проектов по темам “Русские народные промыслы”.

    Знакомство с информационными материалами в буклетах, в родительском уголке: “Обычаи и традиции русского народа”, “Народные промыслы ”, “Русский костюм”, “Блюда русской кухни” и др.

    Участие родителей в совместных с детьми мероприятиях (совместная деятельность, досуги, театрализованные представления, экскурсии) с привлечением их профессионального опыта – “Гость группы”.

    http://festival.1september.ru/articles/624369/img2.jpg

    Интеграция образовательных областей в ходе тематической недели

    Образовательная область

    Содержание работы

    “Здоровье”

    Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные народные игры.

    “Физическая культура”

    Соблюдение режима двигательной активности (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, игры с движениями, пальчиковая гимнастика); участие в разнообразных подвижных играх, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, проигрыванию полученных знаний, закреплению навыков безопасного поведения.

    “Безопасность”

    Закреплять умения соблюдать правила участия в подвижных играх.

    “Социализация”

    Игры, создание педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных и волевых качеств. Формировать интерес к истории своего народа, страны, края.

    “Познание”

    Активизация мышления детей (через решение проблемных ситуаций, исследовательскую проектную деятельность, специальные упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, планов, маршрутов), игры, этюды, тренинги и упражнения, закрепляющие знания об окружающем мире , просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов об истории России. Обогащать представления детей о мире предметов, о материалах из которых они изготовлены. Закреплять умение сравнивать предметы, классифицировать их. Формировать элементарные представления о реконструкции образа жизни людей разных времён.

    “Коммуникация”

    Развитие свободного общения в процессе ознакомления с историей своего народа (через ситуативное общение, беседы, проигрывание этюдов, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок и пр.). Формировать умение составлять рассказы, придумывать концовки к сказкам.

    “Чтение художественной литературы”

    Слушание и обсуждение русского фольклора (пословиц, загадок, прибауток, сказок, считалок и пр.).

    “Художественное творчество”

    Развитие представлений о народном искусстве, видах и его жанрах, развивать интерес к участию фольклорных праздников.

    “Музыка”

    Музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности (слушание, пение, подпевание, беседы по содержанию песни, музыкально-ритмические движения, развитие артистических способностей) для более глубокого, эмоционального понимания материала.

    “Труд”

    Участие детей в изготовлении атрибутов для сюжетных игр, элементов костюмов для игр-драматизаций, подбор познавательного и иллюстрированного материала для выставок, коллажей, альбомов, игр. Развивать умение доводить начатое до конца. Расширять представления детей о труде взрослых, об общественной значимость результатов труда.

    Планирование работы детей в центрах

    Центр

    Содержание

    1.

    Центр науки: 

    - Решить проблемные ситуации, связанные с реконструкцией образа жизни людей разных времён в быту, труде, общении с другими людьми.

    - Рассмотреть детские энциклопедии исторического содержания;

    - Рассмотреть энциклопедии художественно-эстетического содержания (об искусстве народных мастеров).

    - Подготовить иллюстрации для коллажей, выставок, альбомов, книжек - малышек по истории России.

    - Смоделировать историю развития предметов быта, орудий труда;

    - Подготовить совместно с родителями исследовательские проекты по теме “Русские народные промыслы”.

    - Экскурсии в мини – музей “Русская изба”.

    2.

    Центр книги/ грамоты: 

    - Чтение русских народных сказок, потешек, прибауток, скороговорок, поговорок и пр.

    - Создание книжек малышек исторического содержания.

    - Придумывание окончания сказок.

    3.

    Центр искусства: 

    - Рисование узоров, орнаментов с элементами народного творчества.

    - Сделать коллаж “Предметы старины”.

    - Подготовить выставку кукол в русских народных костюмах; выставку детских работ “На посиделках у самовара”.

    - Изготовить элементы декораций, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

    - Изготовить дополнительные предметы и персонажи для обыгрывания макетов и т.д.

    4.

    Центр игротеки: 

    - Настольные и дидактические игры “Кто где живет”, “Что сначала, что потом”, “Кому какое платье”.

    - Игры с пазлами.

    - Мозаики.

    5.

    Центр строительно-
    конструктивных игр:

    - Строительство “Русский терем”.

    - Изготовление настольной игры “Что сначала, что потом”.

    - Создать макет “На русском подворье”.

    - Составить план-схему своего двора с прилегающими к нему зданиями и т.д.

    6.

    Центр движения: 

    - Подвижные народные игры.

    План реализации тематической недели русской культуры

    День недели, тема дня.

    Содержание работы с детьми

    Формы работы с родителями

    Понедельник
    “Русская печь”

    • Знакомство с предметами обихода.
    • Работа с глиной, пластилином, солёным тестом: “ Вкусные угощения для гостей”.

    Буклет “Русские блюда”

    Вторник
    “Горница -узорница”

    • Знакомство с русским костюмом, народными промыслами.
    • Создание коллажа “Предметы старины”.
    • Рисование узоров, орнаментов с элементами народного творчества.

    Мастер-класс “Волшебный клубок” (обмен опытом рукоделия).

    Среда
    “Русское зодчество”

    • Строительство “Русский терем”
    • Изготовление настольной игры “Что сначала, что потом”.

    - Создать макет “На русском подворье”.

    - Составить план-схему своего двора с прилегающими к нему зданиями и т.д.

    Изготовление макета: “Крестьянская изба”.

    Четверг
    “Чудеса-кудеса”

    - Моделирование музыкальных инструментов.

    - Изготовление атрибутов для сюжетной игры “Оркестр”

    Музыкально-развлекательная игра “Угадай мелодию”

    Пятница
    “Посиделки у самовара”

    - Фольклорный праздник “ Город мастеров”.

    - Презентация продуктов исследовательских проектов “Русские промыслы”


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.

    Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

    презентация «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи»

    1 слайд  Тема работы «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи».2 слайд  Цель исследования - обоснование необходимости приобщения детей к об...

    Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

    Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

    ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ МЕГОПАЛИСА

    Воспитание у детей любви к своему отечеству – это актуальная проблема на современном этапе.           Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вме...

    Приобщение детей к национальной культуре через народную игру

    В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личнос...

    Приобщение детей к национальной культуре народов мира. Новруз байрам.

    Интеграция образовательных областей: «Познание». «Социално -коммуникативной. Задачи: Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу.  Развитие способности к толерантному общению, к кон...