Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи
методическая разработка на тему

Поминова Юлия Сергеевна

Обоснование необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям – культуре своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению в ГБДОУ тематической недели русской культуры

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике в системе государственного управления. В связи с чем у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России.

В проекте “Национальная доктрина в Российской Федерации” подчёркивается что, “система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. Музей становится условием для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личностного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

Актуализация

Уважение к культурному наследию своего народа – одна из форм проявления внутренней культуры человека. Истоки народной мудрости, красоту поэзии, характерные черты народного быта доносят до нас произведения народного фольклора, этнографические праздники.

В нашем дошкольном учреждении есть мини-музей под названием “Русская изба”, где  педагоги и родители рассматривают предметы народного быта. Основные задачи работы музея: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

Экспонаты музея позволяют детям погружаться в“старину”: знакомиться с присказками и сказками, сидя на русской печи; петь и водить хороводы; отгадывать старинные загадки. Принимая непосредственное участие в познавательно-развлекательных мероприятиях в музее, дети учатся работать со сверстниками и педагогами. Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость.

Таким образом цель тематической недели: Воспитание доброты, отзывчивости, честности, справедливости, любви к Родине, традициям, народу, гордости за его достижения.

http://festival.1september.ru/articles/624369/img1.jpg

Целевые установки:

совершенствовать работу дошкольного учреждения по формированию у дошкольников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю;

формировать личностные качества у дошкольников - доброту, отзывчивость, честность, справедливость, любовь к Родине, уважение к традициям, народу, гордости за его достижения;

привлечь внимание родителей к работе по формированию у детей патриотических чувств.

Образовательный потенциал тематической недели.

Педагоги:

Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации работы по формированию у дошкольников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю путем вовлечения их в познавательно-игровую деятельность.

Разработка методических материалов по теме (формы работы с детьми, игры, пособия и т.д.).

Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм совместной деятельности с детьми по формированию у детей этнографической культуры.

Использование наиболее эффективных форм взаимодействия с семьей и социальными партнерами по решению проблемы.

Дети:

Повышать уровень коммуникативных и интеллектуальных познавательных способностей.

Формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Познакомить детей с элементами русской культуры, включающей в себя знакомство с поселением, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

Прививать интерес к духовной культуре русских народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство.

Родители:

Трансляция педагогического опыта родителям, внедрение в практику семейного воспитания разнообразных форм взаимодействия с детьми по формированию патриотических чувств.

Привлечение родителей к созданию условий по формированию у дошкольников общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его

Повышение родительской компетентности в вопросах формирования этнографической культуры.

Привлечение родителей к образовательным мероприятиям ДОУ.

Результативность тематической недели.

Педагоги:

Подведение итогов тематической недели “Мой край, родной!” в форме устного журнала.

Анализ результатов работы по организации и проведению тематической недели;

Пополнение мини-музея “Русская изба” дидактическими и методическими материалами по формированию у воспитанников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю путем вовлечения их в познавательно-игровую деятельность.

Дети:

Подбор и классификация детских книг, иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, оформление альбомов по теме (“Предметы обихода”, “Крестьянская изба”, “Обычаи и традиции русского народа”, Русский костюм”, “Народные промыслы ” и т.д.).

Изготовление (приобретение) дидактических игр, пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых и творческих игр.

Подготовка фольклорного праздника “Город мастеров”.

Презентация исследовательских проектов по теме “Русские народные промыслы”.

Родители:

Подготовка вместе с детьми и презентации детских исследовательских проектов по темам “Русские народные промыслы”.

Знакомство с информационными материалами в буклетах, в родительском уголке: “Обычаи и традиции русского народа”, “Народные промыслы ”, “Русский костюм”, “Блюда русской кухни” и др.

Участие родителей в совместных с детьми мероприятиях (совместная деятельность, досуги, театрализованные представления, экскурсии) с привлечением их профессионального опыта – “Гость группы”.

http://festival.1september.ru/articles/624369/img2.jpg

Интеграция образовательных областей в ходе тематической недели

Образовательная область

Содержание работы

“Здоровье”

Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные народные игры.

“Физическая культура”

Соблюдение режима двигательной активности (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, игры с движениями, пальчиковая гимнастика); участие в разнообразных подвижных играх, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, проигрыванию полученных знаний, закреплению навыков безопасного поведения.

“Безопасность”

Закреплять умения соблюдать правила участия в подвижных играх.

“Социализация”

Игры, создание педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных и волевых качеств. Формировать интерес к истории своего народа, страны, края.

“Познание”

Активизация мышления детей (через решение проблемных ситуаций, исследовательскую проектную деятельность, специальные упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, планов, маршрутов), игры, этюды, тренинги и упражнения, закрепляющие знания об окружающем мире , просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов об истории России. Обогащать представления детей о мире предметов, о материалах из которых они изготовлены. Закреплять умение сравнивать предметы, классифицировать их. Формировать элементарные представления о реконструкции образа жизни людей разных времён.

“Коммуникация”

Развитие свободного общения в процессе ознакомления с историей своего народа (через ситуативное общение, беседы, проигрывание этюдов, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок и пр.). Формировать умение составлять рассказы, придумывать концовки к сказкам.

“Чтение художественной литературы”

Слушание и обсуждение русского фольклора (пословиц, загадок, прибауток, сказок, считалок и пр.).

“Художественное творчество”

Развитие представлений о народном искусстве, видах и его жанрах, развивать интерес к участию фольклорных праздников.

“Музыка”

Музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности (слушание, пение, подпевание, беседы по содержанию песни, музыкально-ритмические движения, развитие артистических способностей) для более глубокого, эмоционального понимания материала.

“Труд”

Участие детей в изготовлении атрибутов для сюжетных игр, элементов костюмов для игр-драматизаций, подбор познавательного и иллюстрированного материала для выставок, коллажей, альбомов, игр. Развивать умение доводить начатое до конца. Расширять представления детей о труде взрослых, об общественной значимость результатов труда.

Планирование работы детей в центрах

Центр

Содержание

1.

Центр науки: 

- Решить проблемные ситуации, связанные с реконструкцией образа жизни людей разных времён в быту, труде, общении с другими людьми.

- Рассмотреть детские энциклопедии исторического содержания;

- Рассмотреть энциклопедии художественно-эстетического содержания (об искусстве народных мастеров).

- Подготовить иллюстрации для коллажей, выставок, альбомов, книжек - малышек по истории России.

- Смоделировать историю развития предметов быта, орудий труда;

- Подготовить совместно с родителями исследовательские проекты по теме “Русские народные промыслы”.

- Экскурсии в мини – музей “Русская изба”.

2.

Центр книги/ грамоты: 

- Чтение русских народных сказок, потешек, прибауток, скороговорок, поговорок и пр.

- Создание книжек малышек исторического содержания.

- Придумывание окончания сказок.

3.

Центр искусства: 

- Рисование узоров, орнаментов с элементами народного творчества.

- Сделать коллаж “Предметы старины”.

- Подготовить выставку кукол в русских народных костюмах; выставку детских работ “На посиделках у самовара”.

- Изготовить элементы декораций, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

- Изготовить дополнительные предметы и персонажи для обыгрывания макетов и т.д.

4.

Центр игротеки: 

- Настольные и дидактические игры “Кто где живет”, “Что сначала, что потом”, “Кому какое платье”.

- Игры с пазлами.

- Мозаики.

5.

Центр строительно-
конструктивных игр:

- Строительство “Русский терем”.

- Изготовление настольной игры “Что сначала, что потом”.

- Создать макет “На русском подворье”.

- Составить план-схему своего двора с прилегающими к нему зданиями и т.д.

6.

Центр движения: 

- Подвижные народные игры.

План реализации тематической недели русской культуры

День недели, тема дня.

Содержание работы с детьми

Формы работы с родителями

Понедельник
“Русская печь”

  • Знакомство с предметами обихода.
  • Работа с глиной, пластилином, солёным тестом: “ Вкусные угощения для гостей”.

Буклет “Русские блюда”

Вторник
“Горница -узорница”

  • Знакомство с русским костюмом, народными промыслами.
  • Создание коллажа “Предметы старины”.
  • Рисование узоров, орнаментов с элементами народного творчества.

Мастер-класс “Волшебный клубок” (обмен опытом рукоделия).

Среда
“Русское зодчество”

  • Строительство “Русский терем”
  • Изготовление настольной игры “Что сначала, что потом”.

- Создать макет “На русском подворье”.

- Составить план-схему своего двора с прилегающими к нему зданиями и т.д.

Изготовление макета: “Крестьянская изба”.

Четверг
“Чудеса-кудеса”

- Моделирование музыкальных инструментов.

- Изготовление атрибутов для сюжетной игры “Оркестр”

Музыкально-развлекательная игра “Угадай мелодию”

Пятница
“Посиделки у самовара”

- Фольклорный праздник “ Город мастеров”.

- Презентация продуктов исследовательских проектов “Русские промыслы”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи»

1 слайд  Тема работы «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи».2 слайд  Цель исследования - обоснование необходимости приобщения детей к об...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ МЕГОПАЛИСА

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это актуальная проблема на современном этапе.           Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вме...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к национальной культуре в условиях детского сада»

консультация для воспитателей по приобщению к национальной культуре дошкольников...

Консультация для родителей «Приобщение детей к национальной культуре в семье»

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Это необходимо для сохранения преемственности поколений. Время меняется быстро.В...

Семинар -практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада»

laquo;Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации» ( этнопедагог, профессор, доктор педагогических наук Г.Н.Волков)...

«Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада»

«Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада» ...