«Как менялось жилище человека». Воспитатель: Корелякова О.Е
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цель: Углубить знание детей об истории жилища человека, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище. Задачи: • Обобщить и конкретизировать знание детей об истории жилища. • Продолжать знакомить детей с жилищем наших предков: - жилище первобытного человека – пещера - жилище древних славян – шалаш, землянка - жилище крестьян – изба. * Сформировать представление о жизни пещерных людей (разнообразие видов труда, добывание и приготовление пищи) * Познакомить с обычаями русского народа * Повторить предметы быта и их назначение: ухват, кочерга, рукомойник, печь, чугун и т д. * Познакомит с эвалюцией в строительстве жилища: ПЕЩЕРЕ-ШАЛАШ-ЗЕМЛЯНКА-ИЗБА-СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ. В отопление: ОЧАГ-ПЕЧЬ. Материал к занятию: дидактические игры: «Волшебный сундучок» (предметы быта : ухват, чугунок, крынка, горшок, лапти и т.д), изображение пещеры, избы, современной кухни с изменением. Ноутбук, музыка Ход занятия: Мы занятие начинаем, всех собраться приглашаем! Дверь захлопнем мы сейчас – раз (Дети показывают руками как захлопывается дверь, на слове «раз» все одновременно делают хлопок руками). Вот посмотрим мы сейчас, кто же опоздал у нас! (Дети складывают ладошки так, чтобы между ладошками получилась «дырочка», смотрят одним глазом, другим). Все собрались. Все на месте. Хорошо. Закроем дверь. Дети выполняют упражнение «Двери закрываются» (произносят на выдохе фразу, одновременно сводя руки – «закрывают двери»): Наши ручки – эти двери. Двери закрываются, занятие начинается. Сегодня день у нас особый. Я приглашаю вас, друзья! А вы со мной идти готовы? В чудесный мир зову вас я! - Я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое и настоящее. Вас ждет много увлекательных игр, вы узнаете много интересного. -Ребята, а что значит «прошлое и настоящее»? - Прошлое-это то, что было давно , а настоящее – то, что существует сейчас. - А чтобы попасть в прошлое, надо пойти через ворота времени . Звучит сигнал запуска машины времени. Игра «РУЧЕЕК» ( дети проходят через ворота времени) На экране ноутбука появляется изображение. СЛАЙД 2 -Ребята, как вы думаете, что это за жилище? (Пещера). - Когда-то давно, в древние времена, люди жили в пещерах. -А как можно назвать людей, которые жили в пещерах? Пещерные, древние, первобытные). - Ребята, как вы думаете древним людям было удобно жить в пещерах (нет) -Почему? (Не было окон, дверей, было холодно ,дул ветер). СЛАЙД 3 - И тогда древние люди научились добывать огонь. - Как же добыть огонь? (Огонь разжигают спичками). - Но раньше не было спичек. Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки и ударов камней. Хотите провести опыт? - Для этого надо потереть ладонь о ладонь. Чувствуете ,как нагрелись ладони? - Если тереть долго палочки, то они нагреваются, и получается огонь. А еще огонь добывали с помощью специальных камней. Их ударяли друг о друга и получали искорки огня. СЛАЙД 4 - Как называется костер у древних людей? (очаг) - Как вы думаете, зачем очаг вокруг обложили камнями? (Камни долго сохраняют тепло). - Зачем древние люди начали делать очаг внутри пещеры? (Чтобы защитить его от ветра и дождя, для тепла ,для приготовления пищи). - А ещё ребята, очаг отпугивал животных от жилища человека. - Ребята, как трудились древние люди? - Строили и обустраивали себе жилище, добывали пищу. - Что служило пищей древнему человеку? (Ягоды, грибы, рыба, звери). - Ребята, как называют людей, которые охотятся на диких животных? (Охотники). Давайте и мы с вами отправимся на охоту! Игра «ОХОТНИКИ» Дети передают друг другу мяч называя диких животных - Наша экскурсия продолжается…. СЛАЙД 5 - Народы, которые кочевали с одного места на другое, строили шалаши. - Они защищали человека от ветра, солнца, холода и осадков. - Для их постройки, не требуется инструментов и специальных материалов. Это простое лёгкое укрытие из палок и веток, воткнутых в землю или прислонённых к дереву, камню. Сверху покрывается тем, что есть под рукой: тонкими ветками с листвой, травой, опавшими листьями, сеном, соломой, корой деревьев, шкурами животных, снегом и даже льдом - Но назвать это настоящим домом нам сегодня трудно, скорее всего — убежищем. СЛАЙД 6 - В древности люди, так же, как и животные, выкапывал землянки в лесах. Земля́нка — дом в земле, прямоугольный или округлый, с перекрытием из брёвен, засыпанных землёй. Это один из древнейших и повсюду распространённых видов тёплого жилья. СЛАЙД 7 - Ребята, как называется это жилище? (Изба). - Давным-давно жили люди на Руси в домах таких, как этот. СЛАЙД 8 Давайте рассмотрим это жилище. Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо-невидимо. - Из чего же строили избы? (Из брёвен). -Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить. -Что есть у избы? Чем она отличатся от пещеры? (Есть крыша, окна, дверь). -Вы заметили, что дверь маленькая? Почему? (Чтобы холод в дом не пробрался). -Ребята, а какой предмет в избе был самый главный? (Печь). -В старину говорили: «Без печи хата-не-хата». -Как вы думаете, зачем нужна была печь? (Чтобы в холод избу согревать, пищу готовить). -Ребята, как называли печь в народе? («Кормилицей», «Матушкой», «Сердцем дома»). - Ребята, как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме? (Да, дождь не попадает в дом, ветер не страшен, тепло…) Игра «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» (картинки с предметами быта: ухват, кочерга, печь, горшок, самовар и т д) - Молодцы, ребята, быстро вы нашли предметы прошлого. - Ребята, сколько людей могло жить в таком деревянном доме? (Мало, одна семья). СЛАЙД 9 - Время шло, и люди научились строить дома, состоящие из нескольких этажей. - Как ещё можно назвать эти дома? (Многоэтажные). - Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома? (Чтобы много людей могло там жить). - Ребята, а сейчас я предлагаю проверить, как вы запомнили, чем одно жилище отличается от другого. Какие предметы человек придумал, живя в пещере, какие появились в избе, а какие существуют в настоящем. Игра «РАССЕЯННЫЙ ХУДОЖНИК» Перед детьми плоскостное изображение пещеры, избы, кухни современной - в них допущены ошибки. Дети комментируют допущенные ошибки художника. - Молодцы, ребята, исправили все ошибки художника. - Сегодня, ребята, люди живут в самых разных домах: деревянных, кирпичных, малоэтажных, многоэтажных. Давайте построим свой дом. Пальчиковая игра «Дом» Я хочу построить дом, / Руки над головой «домиком»./ Чтоб окошко было в нём, / Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»./ Чтоб у дома дверь была, / Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями./ Рядом чтоб сосна росла / Пальцы растопырены. Руки тянем вверх./ Чтоб вокруг забор стоял,/ Руки перед собой кольцом, пальцы соединены./ Пёс ворота охранял. / Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев./ Солнце было, / Скрестить кисти рук, пальцы растопырены./ Дождик шёл, /«Стряхивающие» движения/ И тюльпан в саду расцвёл / Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх./ - Наша экскурсия по удивительному миру прошлого подошла к концу. -Пора нам возвращаться наше настоящее время. Звучит сигнал запуска машины времени. Игра «РУЧЕЕК» (дети проходят через ворота времени) Рефлексия: - Ребята, что вам больше всего понравилось, запомнилось? - Ребята, если бы вы отправились на «Машине времени» в прошлое, в какое время вы хотели бы попасть? -Во времена древних людей: пожить в пещере, сходить на охоту, или во времена крестьян: пожить в русской избе, полежать на печи и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kak_menyalos_zhilishche_cheloveka.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как менялось жилище человека».

Слайд 2

Когда-то давно, в древние времена, люди жили в пещерах.

Слайд 3

Древние люди научились добывать огонь.

Слайд 4

Очаг - костер у древних людей.

Слайд 5

Шалаш - защищали человека от ветра, солнца, холода и осадков. Для его постройки, не требуется инструментов и специальных материалов.

Слайд 6

Земля́нка - дом в земле, прямоугольный или округлый, с перекрытием из брёвен, засыпанных землёй. Это один из древнейших и повсюду распространённых видов тёплого жилья.

Слайд 7

Дом – изба - срубленный дом.

Слайд 8

Печь обогревала избу, служила для приготовления пищи, на ней сушили продукты, мокрую одежду, обувь и рукавицы. Печь, как и баня, была средством от простуды и других болезней. Стены внутри дома белили, обшивались липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках или на полу.

Слайд 9

Прошли годы. Вместо деревянных одноэтажных домов начали строить многоэтажные и каменные. В таких домах сейчас живём мы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Первобытные люди». Воспитатель: Корелякова О.Е

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества. Материалы: Презентация «Древний человек». Карточки – синий, красный, желтый. Мяч. Ход занятия...

Консультация для родителей . "Здоровье - главное богатство человека." Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР д/сад № 14

Консультация для родителей ."Здоровье - главное богатство человека."Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ  ЦРР д/сад № 14...

Занятие «Старинная постройка». Составила Корелякова Ольга Евгеньевна

Задачи: Познакомить детей с особенностями построений русских изб, показать его символичность, дать представление, что орнаменты, узоры отражали тесную связь человека далекого прошлого с природой. По...

Развлечение в группе раннего возраста. «Новогодняя сказка» Воспитатель: Корелякова О.Е 2018 г.

Создать новогодние настроение детям, проявить активность, самостоятельность и инициативу в действиях....

Развлечение «Встреча с доктором Айболитом» Воспитатель Корелякова О. Е

Улыбка- это залог хорошего настроения, радости, здоровья....

Конспект НОД с детьми средней группы «Осенние хлопоты человека» Воспитатель: Никонова Е.Н.

Конспект НОД с детьми средней группы «Осенние хлопоты человека»Воспитатель: Никонова Е.Н.Тема : «Осенние хлопоты человека»Цель : Формировать знания о труде людей осенью.Да...