Особенности формирования лексического и грамматического строя речи дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Богданова Наталья Васильевна

В статье раскрывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех компо нентов речи.

Краткое описание нормы и недостатков развития лексического и грамматического строя речи.

Выделены напрвления работы по развитию лексикограмматических средств языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования  лексико-грамматического строя речи

 детей  старшего дошкольного возраста.

             Прежде всего следует назвать  все компоненты, которыми представлена наша речь - это звукопроизношение,

 фонематический слух и восприятие,

словарный запас,

грамматический строй  и

 связная речь

– все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, то есть недостатки на одном уровне ведут к нарушениям на следующем . Например,  недостатки звуковой стороны  речи затрудняют овладение словарём, а недостатки словарного запаса ведут к несовершенству грамматического строя речи, а все эти нарушения   на каждом уровне вместе  затрудняют развитие  связной речи.

  Итак, словарный запас. В норме к началу обучения   в школе он может  составлять не менее 2000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части  речи – существительные, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги.

Грамматической системой, то есть умением  связывать  слова в предложении ребёнок овладевает в норме  к 7-8 годам. Конечно, всё  это условно, так как  некоторые дети и в 4 года достаточно грамотно изъясняются, а  другие и в 10 лет могут допускать ошибки, типа – «нет карандашов».

Теперь о некоторых недостатках, затрудняющих развитие  лексического  строя речи. Например, дети с большим трудом овладевают синонимами ( не могут подобрать слово, близкое по значению). С антонимами получше, но и здесь дети допускают неточности. Например,  к словам  широкий, высокий и длинный могут назвать одно и то же слово – маленький.

       Так же дети допускают ошибки  при словообразовании и словоизменении.   Например,  при образовании множественного числа существительных  - ухо – ухи, лев, левы, рукав, рукавы и т.п. При образовании прилагательных  от  существительных, например, сумка из кожи – кожинная, хвост у медведя – медвежинный.

   При работе над формированием лексикограмматического строя речи  можно выделить следующие направления:  

-уточнение , обогащение и активизация словарного запаса, как путём накопления новых слов, так и за счёт синонимов и антонимов, а так же за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения  на практическом уровне, то есть в упражнениях.

Какие задания можно использовать  для развития и совершенствования лексико грамматического строя речи:

1.Различные дидактические игры на систематизацию свойств предметов :

- Назови всё красное или например, мягкое, сладкое и так далее

- Назови всех, у кого есть крылья

- Что может быть бумажное, шерстяное, острое, колючее

-Что из чего сделано

- Кому, что нужно для работы

2. Называние обобщающих слов и классификация предметов, например,

-Игра « Да – нетка»

3.Образование множественного числа  имён существительных:

Стул – стулья          дерево - …            глаз - …               окно - ….

Ухл - ….                     Ветер - …               платье - …          медвежонок - …

4. Согласование существительных с числительными:

1 шар, а 5 шаров,                        3 ложки, а 10 - ….                         1 лоб, а 2 -  ….

2 уха, а 6 -…                                   1 капля, а 10 - …                          4 пуговицы, а 10 - …

5. Образование существительных при помощи суффиксов:

Большое зеркало, а маленькое зеркальце

Большой жук, а маленький - …

Большие часы, а маленькие - …

6.Образование глаголов при помощи приставок:

Весной птицы прилетают, а осенью - ….

На дерево залезают, а с дерева -…

По дороге ходят, а через дорогу - …

Птицы через дорогу перелетают, а змеи -  переползают

Воду нечаянно разлили, а крупу – рассыпали и т.п.

7. Образование относительных  прилагательных:

Дом из камня –каменный

Платок из пуха -…

Шуба из меха -…

Сумка из кожи - …

8. Образование притяжательных прилагательных:

У зайца хвост – заячий                    у  собаки -…

У медведя – медвежий                   у  мышки - ….

У лошади -…                                         у рыбки - …

9.Дидактические игры с привлечением различных анализаторов:

-«Узнай на ощупь»

-«Узнай на вкус»

-«Что бывает сладкое, солёное, кислое…»

Все эти игры и упражнения способствуют формированию  лексико грамматического строя речи.

Литература:

Т.Б.Филичева « Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург,1996г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»

Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»...

Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».

Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...

Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников. Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.

Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников.Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными....

«Формирование грамматического строя речи дошкольников»

Формирование грамматического строя речи дошкольника:некоторые итоги исследований  Исследования отечественных и зарубежных психологов (Н. Хомский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. Брунер, К. Кэзден, ...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...