Развитие памяти у старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Рзаева Севил Расимовна
Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память- это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Предметы и явления из окружающего мира, которые мы воспринимаем , не исчезают из нашего сознания бесследно. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_u_starshih_doshkolnikov.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Как развить память у детей старшего дошкольного возраста.»

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память- это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Предметы и явления из окружающего мира, которые мы воспринимаем , не исчезают из нашего сознания бесследно. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Память не дана ребенку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием воспитания и условий жизни. Развитие памяти начинается с первых дней жизни малыша. Если считать простейшие условные рефлексы элементарными формами памяти, то мы наблюдаем их у младенца уже в возрасте двух недель. Есть сведения, что новорожденный узнает людей по запаху — с первого дня жизни и по голосу — в первые, несколько дней. А к концу первой недели способен различать тех, кто за ним ухаживает, даже по внешнему виду. Что это значит? Такой кроха удерживает в памяти определенную значимую для него информацию и в нужный момент «извлекает» ее оттуда. Но при этом младенец не помнит людей, если их нет рядом. Он не будет «скучать», если вы уйдете из комнаты. То есть единственная реальность для него — это то, что он воспринимает в данный момент. Как играет малыш, пока ему не исполнилось пяти месяцев? Он с удовольствием манипулирует каким-нибудь предметом. Но если уронит этот предмет и потеряет его из виду, то тут же забудет о нем и не станет искать «потерю». Так же быстро он может переходить от одного занятия к другому. В полгода ребенок начинает понимать, что люди и предметы существуют, даже если он их не видит. Ребенок начинает постепенно понимать, что вы ему говорите, запоминает название предметов и людей, где они находятся, мы просим малыша показать, где мама или папа, где у него глазки или носик. Так постепенно развивается память ребенка.

В дошкольном возрасте преобладает образная память. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка и, прежде всего,-в познавательных процессах восприятии и мышлении. Восприятие хотя и становится более осознанным, целенапрвленным, все же сохраняет глобальность. Так преимущественно ребенок выделяет наиболее яркие признаки предмета не замечая другие, нередко более важные. Потому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочные. Запоминание и воспроизведение происходят быстро, но бессознательно. В памяти ребенок часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. У ребенка в норме преобладает непроизвольный вид памяти. Как правило, дети в состоянии запомнить лишь то, что вызвало их непосредственный интерес, понравилось или расстроило, привлекло яркостью или новизной. Психологи, исследовавшие непроизвольную память дошкольников (В.П. Зинченко, З.И. Истомина, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева), не случайно считают, что «память ребенка - это его интерес».

Однако уже с 4–5 лет можно говорить о появлении первых произвольных форм памяти, а с 5–6 лет произвольное запоминание в целом ряде случаев становится более продуктивным, чем непроизвольное, не связанное с активной умственной работой. Центральным новообразованием в области памяти дошкольника является становление ее произвольности. Запоминание превращается в особый целенаправленный процесс – внутреннее действие, занимая новое место в структуре деятельности ребенка. В связи с этим особое внимание уделяется проблеме генезиса произвольной памяти. Развитие высших форм памяти рассматривается как процесс и результат социализации ребенка, включения его в жизнь общества через совместно-разделенную со взрослым деятельность, который выступает проводником в мире человеческих отношений и предметов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.Ф. Рыбалко). Развитие памяти зависит от условий жизни ребёнка, от его воспитания и обучения. Под влиянием внешних воздействий в мозгу ребёнка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти. Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребёнка очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности. Если просто сказать ребёнку: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребёнком принимается, и он начинает активно стремиться к её разрешению. На первых порах произвольное запоминание у детей носит очень несовершенный характер. Ребёнок не владеет приёмами запоминания, он ещё не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить.Постепенно при правильной организации воспитательной работы к моменту поступления в школу ребёнок научается сознательно пользоваться простейшими приёмами памяти. Когда ребёнок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием, по утверждению А.Н. Леонтьева, создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, оказывается выше, чем слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Л.С. Выготский и Д.Б.Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, потому что именно она в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Игра для детей – способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

Основополагающим для работы педагога является так же утверждения А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры- драматизации, подвижные и др.).

На современном этапе в педагогике используется несколько видов классификации игр дошкольников. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:

1) творческие игры (сюжетно-ролевые);

2) игры с правилами (дидактические).

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи обучения и воспитания; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, запоминать, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, предметные картинки. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх дети решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития произвольного запоминания.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев» и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра «Что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Многие игры, направленные на развитие речи детей, служат одновременно и целям развития памяти. Например, в игре «Отгадай, что взял Петрушка», дети сначала упражняются в назывании поставленных на стол предметов, затем воспитатель спрашивает: «Зачем Петрушке нужна …?». Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают и говорят, зачем они нужны. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольную память детей младшего школьного возраста, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах, то дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне.

Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т.п. Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

В большинстве народных игр игровое действие состоит из нескольких игровых элементов. Эти игровые элементы, связанные с правилами игры, образуют игровое действие в целом. Например, в народной игре «Краски» распределение ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру. Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает произвольную память у детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для запоминания дидактической задачи. Дидактические игры способствуют формированию у детей произвольной памяти. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют произвольную память и доставляют эмоциональную радость детям.

Здесь, как и во многих других играх, отчетливо выступает необходимость запоминания детьми различных предметов. Следовательно, дети учатся выделять и принимать цель запомнить, вспомнить.

Таким образом, одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра. Занимаясь с ребенком по 20 минут ежедневно, можно развить память ребенка, подготовить его к школе, а следовательно обеспечить более успешное обучение в дальнейшем.

Литература:

Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008с.

 Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. - М.: Л., 1935.

Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. - Мн.: 1989.

Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2, - М.: 1981

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольной образной памяти у старших дошкольников

Условия, которые способствуют улучшению проивольной образной памяти, дидактические и игровые задачи....

Дидактические игры как средство развития памяти у старших дошкольников

Память является одной из форм психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Это является основой обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, развития навыков . Память ...

Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство развития произвольнойобразной памяти у старших дошкольников....

Корекционно-развивающая программа направленная на развитие памяти у старших дошкольников

Система занятий по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации общеобразовательной программы «От рождения до школы»...

Развитие памяти у старших дошкольников - нейропсихологический подход.

В статье освещается проблема формирования памяти в детском возрасте, в частности одной из самых сложных её видов - вербальной (словесно - логической), присущей только человеку. Вниманию читателя предл...

Буклет "Развитие памяти у старших дошкольников"

В буклете описаны основные игры и методикик, направленные на развитие памяти старших дошкольников....