Развитие памяти у старших дошкольников - нейропсихологический подход.
статья (подготовительная группа)

Бовина Татьяна Михайловна

В статье освещается проблема формирования памяти в детском возрасте, в частности одной из самых сложных её видов - вербальной (словесно - логической), присущей только человеку. Вниманию читателя предлагается нейро - психологический подход к развитию памяти дошкольников. В частности - рассказывается о факторах влияющих на эффективность  функционирования памяти ребёнка, о преимуществах нейропсихологического  подхода к развитию памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти у  старших дошкольников  - нейропсихологический подход.

Память – важнейшая форма  психического отражения  действительности, заключающаяся  в закреплении, сохранении  и последующем воспроизведении  человеком своего опыта (Психологический словарь/ под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, 1999).

Человеческая память основа для  накопления  знаний, навыков, умений и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт базу обучения ребёнка и развития его восприятия, мышления, речи.

П.П. Блонский изучал различные виды памяти и рассматривал их в виде генетических ступеней  развития: от двигательной к эмоциональной, образной и далее к вербальной, как к высшему виду памяти человека.

Вербальная память (словесно - логическая) позволяет запоминать информацию с помощью слов. Содержанием данного вида памяти  являются наши мысли. Вербальная память есть только у человека. С опорой на вербальную память  в основном  и строится процесс школьного обучения.

Логично, что процесс развития вербальной памяти очень сложен. Наибольшие трудности  на пути формирования  данного вида  памяти  встречаются у детей с речевым недоразвитием.

А.Р. Лурия установил, что в процессе запоминания участвуют три  блока мозга.

Первый блок мозга (энергетический) обеспечивает  поддержание коры головного мозга в тонусе, в рабочем состоянии, так как для осуществления  любого процесса, в том числе и запоминания, в первую очередь необходима энергия.

Структуры второго блока мозга (информационного) непосредственно  осуществляют работу  с самой информацией, которую нужно воспринять, структурировать, сохранить и воспроизвести.

Третий блок мозга (блок контроля и регуляции) обеспечивает контроль за протеканием процесса запоминания  и последующего воспроизведения информации. Для того, чтобы эти процессы были продуктивными, они не должны протекать  хаотично, необходимы строгий порядок и последовательность.

При дефицитарной работе  хотя бы одного из блоков  страдает процесс запоминания в целом, и результате ребёнку трудно выучить стихотворение, запомнить, как пишется слово, вспомнить выученный материал и т.д.

Первые специальные действия , направленные на сознательное запоминание или припоминание, начинают отчётливо проявляться к пяти годам. К этому возрасту начинает формироваться произвольная память. Формирование памяти  проходит путь  от непроизвольного запоминания  информации, ориентирующегося на восприятие, к произвольному запоминанию, тесно связанному с мышлением, основанному на осмыслении запоминаемого материала.

Нейропсихологический подход предполагает учёт следующих факторов:

*Информация должна быть интересной и значимой для ребёнка.

* У ребёнка должна быть  сильная мотивация к запоминанию информации.

* Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления.

* Чем больше информация включена в деятельность , которую совершает       ребёнок , тем быстрее и прочнее  она запоминается.

*  Заучиваемый материал  должен быть понятен ребёнку.

*  Середина материала  запоминается хуже, чем начало и конец.

*  Следует исключить  запоминание одного материала сразу после запоминания другого.

* Необходимо научить ребёнка «организовывать»  заучиваемый материал.

В развитии произвольной памяти  у дошкольников решающую роль играет  организация воспитательной работы , где важно учесть  значимую роль взрослого. Сначала взрослый предлагает ребёнку запомнить  тот или иной материал, организует деятельность, при которой эта задача может быть успешно разрешена, указывает некоторые приёмы, способствующие лучшему запоминанию. И только тогда, когда ребёнок приобретает опыт, он и сам  начинает ставить перед собой задачу произвольно запоминать  или припоминать необходимый материал.

Один из основных принципов, на которых  основывается  нейропсихологический подход к построению  коррекционно- развивающей программы, заключается в том, чтобы развивать недостаточно сформированные функции, опираясь на сильные «звенья» психического функционирования ребёнка. При выборе развивающего  упражнения необходимо  учитывать не только слабое, проблемное «звено», определяя его как «мишень»  коррекционно – развивающей работы, но и выделять сильные,   сформированные «звенья», которые могут и должны служить опорой для формирования  дефицитарной функции.

Например, работая  со слухоречевой  памятью, если она  ещё недостаточно  сформирована, мы будем опираться на  зрительную память (подкрепляя слуховой  стимул картинкой  ил зрительным образом), или на мышление (запоминая  с помощью логических связей), или на пространственный фактор (структурируя  запоминаемый материал  в воображаемом пространстве).

«Развивающаяся психика и формирующийся мозг ребёнка необыкновенно пластичны и готовы к выстраиванию разнообразных компенсаторно – развивающих  приёмов, которые прежде всего направлены не на тренировку  изолированных психических действий  путём их «натаскивания», а на развитие основных нейропсихологических факторов, пронизывающих и одновременно центрирующих в себе системно связанные  психические процессы» (Корсакова Н.К., 2002)

Другой  важный принцип заключается в использовании игровой формы заданий.

И наконец  ещё один принцип, по которому строятся все игры и упражнения  - обеспечение  постепенного усложнения заданий, переходя от более простых к более сложным  формам деятельности  с постепенным  уменьшением помощи взрослого, от совместной деятельности к самостоятельной , от развёрнутого процесса к свёрнутой форме, от разделённого действия к самостоятельному.

Литература

1.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.:  Педагогическое общество России, 2002.

2.Никитина Т.Б. Как развить хорошую память (1000 советов). – М.:Аст – Пресс, 2006.

Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста. – М.:Эксмо, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольной образной памяти у старших дошкольников

Условия, которые способствуют улучшению проивольной образной памяти, дидактические и игровые задачи....

Дидактические игры как средство развития памяти у старших дошкольников

Память является одной из форм психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Это является основой обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, развития навыков . Память ...

Развитие памяти у старших дошкольников.

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память- это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Пре...

Корекционно-развивающая программа направленная на развитие памяти у старших дошкольников

Система занятий по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации общеобразовательной программы «От рождения до школы»...

Буклет "Развитие памяти у старших дошкольников"

В буклете описаны основные игры и методикик, направленные на развитие памяти старших дошкольников....

Программа «Развитие внимания у старших дошкольников с помощью нейропсихологических игр и упражнений»

 Развитие внимания у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточн...