Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме: "Народная культура и традиции"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Формирование у детей интереса к русской культуре. Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества. Вызвать желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, зазывалки). Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_teme_nardnaya_kultura_i_traditsii.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование по теме: «Народная культура и традиции» (Рождество) январь III неделя

Цель: Формирование у детей интереса к русской культуре. Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества. Вызвать желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, зазывалки).

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Индивидуальная работа

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Социально-коммуникативное развитие

Ситуативный разговор «Зачем людям нужны праздники?».

Проблемная ситуация «Как поздравить с Рождеством».

С/р игра «Ярмарка» (коробейники, короба с товаром, лавки с товаром, скоморохи).

Разучить закличку «Мороз, мороз! Не морозь мой нос» (Маханева, стр.43)

………………………………………………

Рассказывание «Как я играю зимой на улице»

………………………………………………

Игровое взаимодействие «Продай товар на ярмарке»

………………………………………………

Организация показа сказки «Снегурочка»

………………………………………………

Р/и «Сложи квадрат» (2-ой уровень сложности)

………………………………………………

Д/и «Четвертый лишний» (сезонная одежда)

………………………………………………..

ЗКР. Скороговорка «Снегири»

………………………………………………

Серия картинок «Святочные гуляния» (из интернета).

Набор поздравительных открыток «Рождество».

Поместить в уголок театрализованной деятельности шапки скоморохов, короб с товарами, ленты атласные, русские рубахи, сарафаны, расписные ложки, трещотки, бубны.

Игрушка «Лошадка» (палочка с головой лошади).

«Дуга» для лошадиной упряжки.

Обводки «Скоморохи», «Ангел».

Информационный материал «Праздник Рождество Христово», праздничные гуляния в Выборгском районе, спектакли в городских детских театрах.

Попросить родителей организовать выставку Рождественских поздравительных открыток.

Попросить родителей изготовить вместе с ребенком маску для ряжения.

Консультация «Как рассказать детям о Рождестве».

Индивидуальная беседа с бабушкой …………………………… о необходимости соблюдения режима дня дома, в том числе дневного сна.

Индивидуальная беседа с родителями …………………………… о плохом аппетите девочки.

Познавательное развитие

Беседа «Как в старину праздновали Рождество».

Просмотр презентации «Рождественская сказка».

Опыты со снегом «Лепится – не лепится» (смачивание снега для лепки фигурок из снега).

Речевое развитие

Чтение А. Веретенникова «Светлый праздник – Рождество Христово», Б. Пастернак «Рождественская звезда», Г. Галина «История одной сосульки» (рождественская сказка), С. Черный «Рождественское».

Презентация - викторина «Зимние сказки».

Заучивание рождественских колядок «Пришла коляда, отворяй ворота», «Никола-зимний».

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление народных рождественских игрушек: козули и плюшки, ангелочков, фонариков.

Лепка «Калач», «Петушок на палочке».

Оригами «Рождественский венок» (модульное).

Конструирование «Свеча» (р/и «Танграм»).

Украшение дуги для лошадиной упряжки атласными ленточками.

Слушание обрядовой песенки «Коляда! Коляда! Ты подай пирога!».

Физическое развитие

Комплекс утренней гимнастики №6 (Планирование на каждый день, декабрь – февраль, стр. 284).

П/игры «Гори, гори ясно», «Салки – догонялки», «Позвони в колокольчик».

Хороводная игра «Как у нас то Козел», «Баба Яга».

Игры-забавы «Петушки», «Перетяни веревку».

Итоговое мероприятие: родительский клуб «Такие разные колокольчики» (совместно с музыкальным руководителем).

Комплексно-тематическое планирование по теме: «Народная культура и традиции» (Художественно-декоративные промыслы) январь IV неделя

Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Индивидуальная работа

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «В гости к мастерам» (народные промыслы России)

Ситуативный разговор «Можем ли мы сделать в группе матрешку?».

Работа в мини-музее «Матрешка» (экскурсия, рассказы об экспонатах).

Поведенческий тренинг «Чтобы не потеряться в музее» (правила поведения в общественных местах большого скопления людей).

«Опиши предмет» (по схеме)

………………………………………………

«Расставь предметы в мини-музее» (классификация по промыслам)

……………………………………………....

«Придумай и покажи сказку про Матрешку»

………………………………………………

Упражнение «Придумай предложение со словом матрешка»

………………………………………………

«Разложи матрешек по росту» (от большой до маленькой и наоборот)

………………………………………………

Упражнения «Найди отличие», «Найди такую же» (д/и «Сходство и различие»)

………………………………………………

Стилизованная детская карта России с указанием мест, где существуют народные промыслы.

Д/и «Русские узоры».

Матрешки, предметы различных промыслов.

Серия картинок «Последовательность создания матрешки» (из интернета).

Схема для составления описательного рассказа о предмете.

Наглядно-дидактические материалы «Дымковская игрушка», «Гжель», «Золотая хохлома», «Матрешки», «Сергеев-Посадские мастерицы».

Коллекция куколок в народных костюмах.

Карточка последовательности действий для проведения опыта «Тонет – не тонет».

Раскраски «Матрешки», «Дымковские игрушки», «Посуда Хохлома», «Посуда Гжель», «Жостовские подносы».

Обводки «Матрешки».

Информационный материал «Давайте поиграем» (рекомендации по организации развивающих игр «Сложи квадрат» и «Палочки Кюизенера»).

Консультация «Как заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью».

Попросить родителей включиться в сбор экспонатов для мини-музея «Матрешка».

Предложить родителям посетить с детьми музей кукол.

Индивидуальные беседы с родителями …………………………. «Как стимулировать самостоятельное одевание и раздевание ребенка».

Познавательное развитие

Показ презентации «Как Матрешка родилась».

Д/и «Что за чем» (последовательность действий при изготовлении матрешки).

Д/и «Четвертый лишний» (народные промыслы, элементы росписи).

Экспериментирование «Свойства деревянных предметов».

Речевое развитие

Чтение сказа «Малахитовая шкатулка» П. Бажова, стихотворений «Дымка» и «Красная девица» М. Г. Смирновой.

Д/и «Опиши, мы отгадаем», «Сосчитай» (1 матрешка, 2 матрешки и т.д.), «Кто с кем дружит» (обобщение).

Разучивание стихотворения «Матрешка».

Составление рассказов (по схеме описательного рассказа о предмете) о предметах народных промыслов.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание предметов народных промыслов, выявление особенностей, элементов украшения.

Игра на музыкальных инструментах – ложки, трещетка.

Песенно-танцевальная деятельность «Мы – матрешки».

Показ музыкальных инструментов: свистульки.

Д/и «Русские узоры» (подобрать элементы узоров к предметам народных промыслов).

Пластилинография «Матрешка».

Физическое развитие

Комплекс утренней гимнастики №7 (Планирование на каждый день, декабрь – февраль, стр. 285).

П/игры «Бабка Ежка», «Кошки – мышки», «Краски», «Пузырь», «Баба шла, пирожок нашла».

Физкультминутка «Чок, чок, чок – ручки на бочок».

Упражнения «Перепрыгните чере узкий и широкий ручей», «Иголочка и ниточка».

Итоговое мероприятие: организация мини-музея «Матрешка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя».

Данное методическое пособие может использоваться воспитателями старшей группы ДОУ при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми в ознакомлении с народными традициями и обычаями России...

Ежедневное планирование в старшей группе по теме "Народные промыслы, традиции."

ПЛАНИРОВАНИЕ  ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  НА ФЕВРАЛЬТема:  Народне промыслы, традиции  Цель -Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представл...

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...

Календарное планирование в средней группе по теме "Народная культура и традиции"

Народная культура и традиции        Цель: Развивать потребность и желание в познании творчества народной культуры, восприятии красивых предметов быта, произведений народного, ...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Народная культура и традиции"

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Народная культура и традиции"...

Ежедневное планирование в средней группе по теме: "Народная культура и традиции"

Вопросы утреннего и вечернего часаОД, цели, задачи, план.Совместная деятельностьПрогулкаВоспитательная работаЧХЛИндивидуальная работаРабота с родителями  Понедельник. 20 ноября  ...